PETITION.BY - Удобный Город
26 июля 2023

Синдром решета. Что происходит с беларусскими дорогами?

Ситуация с дорожным покрытием в стране продолжает неумолимо и вполне логично ухудшаться. Пять лет назад большинство беларусов, спроси их о качестве дорог, ответили бы «хорошее» или хотя бы «нормальное». Два года назад мы начали все чаще слышать жалобы на неровности и трещины, которые мешают комфортному передвижению. Теперь же все больше жалоб на то, что в дорогах самые настоящие дыры, которые могут стать причиной трагедии.

Ситуация с дорожным покрытием в стране продолжает неумолимо и вполне логично ухудшаться. Пять лет назад большинство беларусов, спроси их о качестве дорог, ответили бы «хорошее» или хотя бы «нормальное». Два года назад мы начали все чаще слышать жалобы на неровности и трещины, которые мешают комфортному передвижению. Теперь же все больше жалоб на то, что в дорогах самые настоящие дыры, которые могут стать причиной трагедии.

Дороги превращаются в «решето» не просто так. Долгое время предмет гордости беларусов — основные международные трассы страны содержались в образцовом порядке за счет бесконечных иностранных инвестиций. Наши соседи из Евросоюза были заинтересованы в том, чтобы пассажирские и грузоперевозки из ЕС на восток и обратно проходили в комфортных условиях. Но после того, как начали работать строгие санкции, финансирование было прекращено. Власти вынуждены проводить ремонт и модернизацию, рассчитывая на бюджетные средства, которые сейчас крайне дефицитны. Расставляя приоритеты, они сокращают финансирование ремонта местных дорог и результат мы видим уже сейчас. И это  — лишь первые «ласточки».

В этом месяце на нашем портале была создана петиция «43 случая открытых колодцев и провалов грунта в Витебске», авторы которой рассказывают, что уже не первый год воюют с властями области, требуя привести в порядок дороги. Но результат не впечатляет: заявки на 115.бел не выполняются или игнорируются, чиновники пишут в ответ отписки, которые иначе как издевательством трудно назвать. Например, на последнюю просьбу обратить внимание на проблему людям ответили, что не могут заняться ими сейчас, потому что заняты подготовкой к «Славянскому базару»… Людям со всей серьезностью рассказывают, что в качестве временной меры дыры и провалы огораживают. Авторы петиции при этом отмечают, что, судя по частоте появления новых заявок на портале «Моя Республика», эти ограждения часто живут лишь несколько дней.

Активисты, написавшие петицию, продолжают переписку с чиновниками, и требуют от них выполнения своих прямых обязанностей. Обращение теперь направили в Госконтроль Витебской области и прокуратуру Витебска. Уже пришли первые ответы, но пока их суть сводится к тому, что жалобу перенаправили из одной инстанции в другую, и сейчас отдуваться придется Главному управлению ЖКХ Витебского облисполкома.  Мы будем следить за ситуацией.

К слову, мы хотим подтвердить, что с провалами на дорогах в Витебске борются порой самыми оригинальными способами. Вот, например, как обезопасили от ЧП людей и автомобили на улице Чкалова. Местные жители отмечают определенный прогресс, раньше в качестве «опознавательных знаков» использовали доски и веточки.

Продолжаем нашу экскурсию по дырам Беларуси. В Полоцке на улице Петруся Бровки сильные дожди буквально смыли участок асфальтированной дороги. Образовалась пугающая дыра, которая определенно заслужила право попасть в нашу сводку. 

И здесь стоит  отметить, что в последнее время в Беларуси очень часто причина провалов в асфальте — дожди. Конечно, можно жаловаться на стихию, но тогда возникает вполне резонный вопрос: почему дороги в большинстве других стран, в том числе тех, где осадки выпадают значительно чаще, выдерживают? Ответ очевиден: проблема в профессионализме строителей, качестве материалов и в том, как потом дороги обслуживают. 

Действительно ли ситуация настолько опасная? Негодующий чиновник, получив очередную жалобу, может подумать: «Не раздувайте из мухи слона. Возьмите и объедьте. Потерпите, пока не починят!». Рекомендуем чиновникам обратить внимание на следующую историю. В телеграм-канале «Беларусь за МКАДом» появилось видео, на котором в Гомеле на улице Хозяйственной велосипедист въехал в огромную яму и перевернулся. К счастью для велосипедиста, обошлось без серьезных травм. Но, учитывая размер ямы, результат попадания в неё может быть и летальным.

Но самое главное — местные жители уже неоднократно обращались в 115.бел с просьбой провести ремонт на этом участке. Заявку закрыли,  написав, что уже проведён ремонт (при этом ремонт был произведен в другом месте, в 10 метрах от места ЧП).

На кого жаловаться пострадавшему велосипедисту? Что делать, если в результате попадания в такую яму пострадала ваша машина? Недавно журналисты гомельской газеты «Маяк» обратились к начальнику ГАИ ОВД Гомельского райисполкома с просьбой дать на это ответ. Он ответил, что авария из-за ямы на дороге — это тоже ДТП. Попав в нее, вы должны немедленно остановиться, включить «аварийку», выставить знак аварийной остановки. Если яма представляет опасность, организовать ограждение подручными средствами и вызвать сотрудников ГАИ. Они оформят ДТП, проведут разбирательство и установят виновника происшествия.

«Как правило, в подобных случаях виноват балансодержатель, который ненадлежащим образом обслуживает эту дорогу» — уточнили в ГАИ. Но при этом есть оговорка, возместит ли в данном случае пострадавшая сторона ущерб — вопрос открытый. Чиновник пояснил: «После того, как наши сотрудники проведут проверку по факту случившегося, водителю выдается справка с указанием виновника происшествия. Если данный участок дороги застрахован или у водителя есть каско, то он может обратиться в страховую службу. Помимо этого, обратиться за возмещением ущерба можно и в организацию, в ведении которой находится конкретный участок дороги».

Как вы видите, в последнее время безопасность наших дорог все чаще становится предметом забот в первую очередь простых граждан. Если они не будут напоминать чиновникам про свои проблемы, те полностью погрузятся в процесс подготовки «Славянского базара», переключаясь с одного «праздника жизни» на следующий.

Читать далее: