PETITION.BY - Удобный Город
18 марта

«Вам показалось», «ничего подобного не было», «а мы все уже сделали». Ловим чиновника на лжи

Один из самых демотивирующих моментов в жизни начинающего активиста — получение пустого ответа на петицию. Кажется, все старательно собранные доказательства, логично построенная мотивировочная часть обращения разбиваются вдребезги об откровенную ложь или наигранную глупость. Но это смущает лишь тех, кто пишет свои первые петиции. Потому что опытный оппонент системы понимает, что каждый официально полученный ответ, даже если он пустышка — шаг к победе. Сегодня мы расскажем вам о трех классических «отмазках», которые присылают чиновники, и, конечно, объясним, как с ними бороться.

Один из самых демотивирующих моментов в жизни начинающего активиста — получение пустого ответа на петицию. Кажется, все старательно собранные доказательства, логично построенная мотивировочная часть обращения разбиваются вдребезги об откровенную ложь или наигранную глупость. Но это смущает лишь тех, кто пишет свои первые петиции. Потому что опытный оппонент системы понимает, что каждый официально полученный ответ, даже если он пустышка — шаг к победе. Сегодня мы расскажем вам о трех классических «отмазках», которые присылают чиновники, и, конечно, объясним, как с ними бороться.

Для того, чтобы иметь более полную картину происходящего, мы подготовили эту статью с нашей юристкой, Ольгой Працкевич. Вначале несколько слов о том, почему пустой ответ — это шаг в сторону победы.

Первое — абсолютно любой официально задокументированный ответ является грозным оружием. Невозможно апеллировать к словам чиновника, сказанным в устной беседе месяц назад. А официальный ответ — это документ на века. Мало какой чиновник последовательно «играет в долгую», запоминая, что говорил даже относительно недавно. Таким образом, его можно словить на лжи. Один из последних примеров — история с главным санитарным врачом Беларуси и петицией с требованием рассказать, в какой стадии находится разработка отечественной вакцины от COVID.

Второе — чиновники, которые отвечают «отмазками», либо крайне самодовольны, либо глупы. В любом случае, это признак того, что они неосторожны, и самый лучший способ противостоять им — планомерно и методично продолжать бюрократическую переписку. Чем больше чиновники отвечают пустыми отговорками, тем глубже они роют могилу своей карьере. Ведь всегда можно обратиться в инстанцию уровнем выше, которую будет крайне раздражать то, что приходится заниматься нерешенными вопросами «не по рангу».

Третье — нередко коллективные обращения становятся инструментом для подковерных интриг и войн среди чиновников разного калибра. Сделать такую жалобу формальным поводом для наказания неугодного или снятия с поста конкурента — отличный повод. Как правило, параллельно устраняется и источник проблем — то есть закрывается вопрос, поднятый в обращении. Что друг с другом делают чиновники, нам абсолютно не интересно, нам важно получить результат, к которому мы стремимся.

Итак, давайте рассмотрим самые распространенные «отмазки».

«Ответ, которого не было»

В сложных ситуациях, когда вопросы крайне неудобные, а ответить что-то надо, государственные органы или учреждения могут пойти по пути «а мы уже ответили». Ярким примером служит история, произошедшая в июне 2023 года, когда было подано коллективное обращение против размещения и хранения российского ядерного оружия на территории Беларуси. В письме, которое пришло из Совета Республики Национального собрания спустя восемь месяцев, было сказано, что ответ на беспокоящие всех беларусов вопросы был дан в устной форме в ходе личного приема.

Мы обратились к автору петиции, Ольге Тесаковой, с вопросом, знает ли она что-либо об «устном ответе», но она уверила нас, что с середины 2022 года находится за пределами страны и ни разу туда с тех пор не возвращалась.

Верим ли мы, что некая устная беседа в кулуарах Совета Республики действительно состоялась? Конечно, нет. Но мы уверены, что стоит получше расспросить чиновников о подробностях этой истории. Пусть тонут во лжи.

И еще один важный момент — в обращении был указан вполне конкретный способ информирования для обратной связи: «ответ для информирования заявителей просим направить на адреса электронной почты …». По указанным электронным адресам, а также иным подписантам обращения, приглашения на личную встречу не поступало. 

Логично, что в таких случаях можно подать запрос с требованием указать, с кем именно проводилась личная встреча, и на каком основании был дан устный ответ вместо письменного на электронную почту. Что и было сделано. Ждем, что нам ответят.

«Вам показалось»

Это одна из самых глупых и примитивных тактик — пытаться сделать вид, что очевидной проблемы не существует. Чиновников, которые грешат такого рода отписками, очень легко словить на лжи, и они с очень высокой вероятностью понесут заслуженное наказание. Чаще всего именно любители давать подобные ответы получают штрафы, выговоры или вовсе лишаются рабочих мест.

В качестве примера можно вспомнить вроде бы забавную, но на самом деле крайне неприятную ситуацию в прошлом году, когда чиновники массово отчитывались о подготовленных к летнему сезону пляжах, в то время как горожане параллельно публиковали фотографии такого «благоустройства» с возмущенными возгласами: сами своих детей в этом болоте и купайте! На некоторые из жалоб чиновникам пришлось реагировать мгновенно, уж слишком некрасивая получалась картина.

Еще один пример — несколько кейсов из 2022 года, связанных с ремонтом остановок общественного транспорта в Витебске. Авторы петиции рассказали, что регулярно отмечают игнорирование заявок, оставленных на портале 115.бел, в которых горожане просили устранить недостатки и повреждения в павильонах остановочных пунктов общественного транспорта. В качестве доказательства они привели статистику: с 11 сентября по 10 ноября 2022 года было размещено 6 заявок на эту тему, но из них 3 заявки находились в состоянии «просрочено» на 10 ноября 2022 года, при этом некоторые заявки висели в таком состоянии уже больше месяца. Одну заявку закрыли без выполненного ремонта (в рамках исполнения заявки в течение двух недель было только убрано разбитое стекло, при этом исполняющая организация — ГП «Гордормост» — отчиталась фотографией несоответствующего заявке объекта).

В середине декабря 2022 года пришел ответ из Горисполкома, в котором говорилось, что проблемные остановки будут починены. Помимо этого, за ненадлежащую организацию работы по выполнению поступающих в службу 115 заявок и низкий контроль за работой подчиненных директор ГП «Гордормост» привлечен к дисциплинарной ответственности.

Как видно из этих двух примеров, наиболее действенная стратегия взаимодействия с такими отписками — подробная фото- и видеофиксация проблемных участков и в случае неудовлетворительного ответа — обжалование его в вышестоящей инстанции.

«Мы уже все сделали!»

Еще одна классическая реакция чиновника — щелкнуть каблуками с лихим и придурковатым видом, отчитавшись, что все недочеты устранены, даже если ничего не сделано. Людей неопытных это действительно обезоруживает: только они написали жалобу с просьбой, например, убрать мусор, как приходит ответ, что работы в полном объеме выполнены. Вы видите мусор опять? Так это не местные власти виноваты, а нерадивые жители, которые за несколько дней все опять захламили. 

Конечно, не стоит принимать подобный ответ за чистую монету. В качестве примера имеет смысл вспомнить историю о том, как жители микрорайона Курасовщина в Минске боролись с мусором на улицах и в парках.

Они написали петицию в местную администрацию с просьбойнавести порядок в парке возле исторического здания «Белая дача». В своем обращении люди отмечали, что в парке установлены урны, но мусор вывозят значительно реже, чем требуется. В мае был получен ответ, в котором говорилось, что уборка на территории «Белой дачи» выполнена, а график вывоза мусора — пересмотрен.

«Принято к сведению»

Подобную формулировку вы наверняка уже встречали в каком-нибудь из официальных ответов. Переводя ее с чиновничьего диалекта на нормальный язык, мы получим вполне конкретную фразу: «нам плевать на вас и ваше мнение, ничего менять не собираемся, но для галочки сделаем вид, будто обратили на проблему внимание».

Главное, что надо помнить, прочитав такие слова в полученном письме — вы не получили конкретного ответа на конкретно заданный вопрос. А это значит, что его смело можно обжаловать в вышестоящей инстанции, отметив, что чиновники ведущие подобную переписку, бездействуют. В случае, если в результате бездействия, например, осталась незалатанной дыра в дорожном покрытии возле вашего дома, обязательно напомните в жалобе, что подобное бездействие может в любой момент привести к аварии или даже трагедии.

В заключение стоит отметить, что формулировка «принято к сведению» не всегда является пустой отговоркой. Если проблема комплексная, требует для своего решения больших финансовых вложений и значительного времени, ваш голос действительно могут учесть, но он реализуется в конкретное действие лишь спустя длительный период, например, после составления и реализации местного бюджета на следующий год.

Читать далее: