PETITION.BY - Удобный Город
8 октября

От первых симптомов до смерти может пройти менее суток. Почему важна петиция про вакцинацию от менингококковой инфекции

На нашем портале опубликована важная петиция, в которой авторы обращаются к Минздраву с предложением начать системную борьбу с тяжелыми проявлениями менингококковой инфекции. Ежегодно она становится причиной смерти и инвалидности детей. Единственный эффективный метод борьбы с этой проблемой — вакцинация. Именно эту тему мы хотим обсудить сегодня.

На нашем портале опубликована важная петиция, в которой авторы обращаются к Минздраву с предложением начать системную борьбу с тяжелыми проявлениями менингококковой инфекции. Ежегодно она становится причиной смерти и инвалидности детей. Единственный эффективный метод борьбы с этой проблемой — вакцинация. Именно эту тему мы хотим обсудить сегодня.

Серьезность проблемы подчеркивают и медицинские специалисты. На прошедшем 12-13 сентября международном конгрессе «Инфекционные болезни, микробиология и иммунология» один из докладов был посвящен последствиям инвазивных форм менингококковой инфекции и путям их решения. Кандидат медицинских наук Екатерина Сергиенко отметила: «Несмотря на невысокие цифры заболеваемости, показатели летальности остаются высокими. Хотя инфекция управляемая с помощью вакцин, на сегодняшний день мы должны бороться с этой проблемой». Также она подчеркнула, что вакцинация от менингококковой инфекции пока не включена в Национальный календарь прививок, хотя этот вопрос обсуждается. Сейчас делаются усилия для внесения изменений, особенно для пациентов из групп риска. 

По данным ресурса «Белые Халаты», с 2022 года наблюдается рост числа случаев инвазивной менингококковой инфекции (ИМИ) среди детей, что сопровождается увеличением летальности:

Также была представлена статистика зарегистрированных случаев ИМИ среди населения всех возрастов в Беларуси и соседних странах за 2020–2023 годы:

Важно отметить, что в Литве и Польше вакцинация от менингококковой инфекции уже включена в Национальный календарь прививок. Однако массовое использование вакцин в некоторых странах началось недавно, и полноценные результаты вакцинации можно будет оценить лишь через несколько поколений.

Тем не менее, исследования по эффективности вакцинации уже существуют, в том числе и с экономической точки зрения. В 20 странах Европейского Союза вакцинация от менингококковой инфекции рекомендована для детей первых двух лет жизни, а в 16 странах также вакцинируются подростки. Подобные рекомендации поддерживают и белорусские медики.

В США затраты на лечение в первый год после тяжелой формы менингококковой инфекции превышают $30 000, а при наличии долгосрочных осложнений могут достигать $100 000. Расходы на пожизненную реабилитацию и лечение могут превысить миллион долларов. Во Франции первый год после болезни обходится в 160 тысяч евро, а пожизненная реабилитация — от 770 тысяч до 2,27 млн евро.

Американский опыт показывает значительное сокращение социальных расходов при вакцинации детей одного года от менингококковой инфекции, что позволяет снизить затраты примерно на 40%.

Мы обсудили с врачом-педиатром Майей Терекуловой, как медики, которые больше всего работают «в полях» — участковые терапевты, видят эту проблему. В случае возникновения ЧП с менингококковой инфекцией на них переложат всю ответственность за трагические события.

К счастью, инвазивная менингококковая инфекция — это не распространенное для Беларуси заболевание, — отмечает Майя. — Педиатры сталкиваются с этой болезнью очень редко. Лично у меня был лишь один ребенок-пациент, который пережил такую форму заболевания. Это был мальчик-подросток, перенесший инвазивную форму менингококковой инфекции в раннем возрасте. У него были ампутированы конечности, возникли большие проблемы с некоторыми внутренними органами, например, почками.

— Насколько реально, на ваш взгляд, своевременно среагировать на первые проявления болезни, чтобы предотвратить тяжелые последствия?

— Важно понимать, носителем менингококка является от 8 до 10% населения. Но опасной ситуация становится тогда, когда в результате специфического и достаточно редкого стечения обстоятельств инфекция попадает напрямую в кровь. В результате может возникнуть сильная воспалительная реакция, и это крайне опасно. Проблема в том, что все начальные симптомы заболевания полностью совпадают с обыкновенной простудой. А когда появляются специфические проявления, уже, по сути, поздно. Бороться за жизнь ребенка надо, но последствия, скорее всего, будут очень печальными. С момента проявления первых симптомов до смерти может пройти меньше суток, а иногда — 8 часов.

Важно понимать, что даже если врачи начнут лечение вовремя и абсолютно все будут делать правильно, все равно остается 20% вероятности летального исхода.

— Что делают участковые медики, чтобы избежать беды?

— А что они могут сделать? По большому счету они воспринимают это как неизбежное зло, но при этом боятся, что в практике будет такой случай. Во-первых, конечно, очень жалко детей. Во-вторых, любой педиатр понимает: если на его участке умрет ребенок от менингококковой инфекции, врача, который консультировал родителей перед смертью, скорее всего, посадят. Потому что кого-то надо сделать крайним и наказать. С врачебной стороны все будут понимать, что врачу просто «не повезло», а со стороны прокуратуры редко пытаются разбираться в медицинских вопросах. Там строят короткую логическую цепочку: врач посетил ребенка, назначил лечение, а спустя несколько часов ребенок умер. Кто виноват? Конечно, врач.

— Но участковые врачи могли бы агитировать родителей на своем участке сделать платную прививку от менингококковой инфекции.

Они это и делают, но смысла в этой агитации порой немного. В столице и некоторых областных центрах, возможно, удастся найти вакцину, чтобы привиться в течение относительно короткого периода времени — месяца-двух. В небольших же городах мы собирали списки с желающими привиться по полгода, чтобы была массовость, потом подавались на закупку вакцины и иногда могли ждать результат больше года!

— Что произойдет, если вакцинацию внесут в национальный календарь прививок?

— Очевидно, что любая массовая вакцинация — это, в том числе, и вопрос экономики. И я не могу сказать с этой точки зрения абсолютно ничего. Но при этом очевидно, что с течением лет мы спасем жизни и здоровье все большего и большего количества наших детей.

Думаю, что даже если вакцинировать будут для начала только группу риска, это уже значительно повлияет на ситуацию. В том числе и потому, что государство начнет регулярно и массово закупать вакцину, а значит, ее проще будет достать, когда захочешь получить прививку на платной основе.

Вы можете подписать петицию "Включить прививку против менингококковой инфекции в Национальный календарь прививок" до 16 октября по этой ссылке. Ваш голос очень важен!

Читать далее: