PETITION.BY - Удобный Город
24 ноября 2022

Петиции: важные, результативные, перспективные, странные. Большой обзор за ноябрь

Большая часть населения Беларуси (как и любой другой страны в той или иной степени) проживает очередной день в ожидании чуда: волшебным образом уберется мусор во дворе, сама собой заасфальтируется дыра в дороге, депутаты вдруг вспомнят о своем долге, и решат инициировать принятие мудрого и полезного закона. Но есть люди, не готовые ждать мистического решения проблем, они проявляют инициативу и добиваются перемен здесь и сейчас. Например, составляя петиции. Сегодня мы поговорим о тех инициативах, что случились за ноябрь.

Большая часть населения Беларуси (как и любой другой страны в той или иной степени) проживает очередной день в ожидании чуда: волшебным образом уберется мусор во дворе, сама собой заасфальтируется дыра в дороге, депутаты вдруг вспомнят о своем долге, и решат инициировать принятие мудрого и полезного закона. Но есть люди, не готовые ждать мистического решения проблем, они проявляют инициативу и добиваются перемен здесь и сейчас. Например, составляя петиции. Сегодня мы поговорим о тех инициативах, что случились за ноябрь.

Требование запретить эвтаназии уличных животных

Петиция с призывом запретить эвтаназию уличных собак и кошек была создана 14 сентября и 17 октября отправлена сразу трем адресатам: Министерству ЖКХ, в Совмин и Палату представителей Национального собрания.  Авторы обращения считают, что в Беларуси организации, отвечающие за отлов и усыпление бездомных животных, представляют из себя «лагеря смерти» из-за негуманных методов содержания и усыпления. Они отмечают, что известны случаи гибели щенков из-за переохлаждения, взрослых собак из-за каннибализма в условиях недостатка корма, или случаи «усыпления» кошек посредством «откручивания головы».

В связи со всем вышеперечисленным, активисты предлагают законодательно запретить в Беларуси умерщвление безнадзорных животных (собак и кошек), кроме случаев, когда животное неизлечимо больное, испытывает невыносимые страдания. Помимо этого они  призывают вместо ведомства ЖКХ создать специальное ведомство по контролю и защите бездомных животных, которое следовало бы европейским стандартам. Помимо этого выдвигается ряд иных требований.

Всего петицию подписали более 400 человек.

Ответы обыли получены от Министерства ЖКХ и Совета Министров. В Совете Министров сообщили, что обращение перенаправлено для рассмотрения в соответствии с компетенцией в Министерство ЖКХ, Минсельхозпрод и Гомельский облисполком (так как один из эпизодов в петиции был в его компетенции). Так что ждем дальнейших действий уже от этих инстанций.

А вот из Министерства жилищно-коммунального хозяйства пришел ответ о том, что «Основной причиной наличия безнадзорных животных является нарушение гражданами и юридическими лицами правил содержания животных». Так же там отметили, что Палатой представителей Национального собрания РБ с участием заинтересованных лиц разработан проект Закона «Об ответственном обращении с животными». Попробуем перевести этот посыл с чиновничьего языка на человеческий: первое — сами виноваты, второе — рассказываем о том, что кто-то что-то где-то делает, а по сути конкретно поставленных вопросов мы никаких комментариев давать не будем.

Мы (команда Petitions) уверены, что подобного рода ответ — отличный повод напомнить чиновникам, что такое обращение и как надо на него реагировать. Так что надеемся на появление еще одной петиции, которая будет обжаловать уже полученные ответы.

Начинается сбор подписей за увеличение штата специалистов белорусского консульства в Варшаве

Закончилось обсуждение петиции «Увеличить штат консульства Республики Беларусь в Республике Польша», авторы которой уверены, что очередь в семь месяцев на прием в консульство — это совершенно ненормально. С 24 ноября вы можете подписать петицию (на момент подготовки статьи это сделало уже несколько десятков человек).

Напомним суть проблемы, которую описывают люди, создавшие обращение. По официальной информации на 30 июня 2022 года, в Польше проживают 52 313 белорусов, которые имеют действительный польский документ, дающий право на пребывание в стране (кроме виз), 19 тыс. ожидают ВНЖ, 15 тыс. имеют визы, дающие возможность проживания. С учетом того, что не все использовали свои визы и группы частично накладываются друг на друга, можно полагать, что число белорусов, которые легально проживают в Польше, составляет не менее 75−80 тысяч человек. С января по июнь 2021 года Республика Польша выдала белорусам 31 709 видов на жительство (постоянный, временный и вид на жительство долгосрочного резидента ЕС).  В соответствии с белорусским законодательством при получении ПМЖ беларус обязан встать на консульский учет.  

Однако на данный момент на сайте консульского отдел Посольства Беларуси в Польше время ожидания на прием составляет не менее 7 месяцев. Получается, что у белорусов нет возможности не только выполнить свои обязанности для постановки на консульский учет оперативно, но также нет возможности оперативно обратиться за необходимыми документами, которые зачастую важны для легализации или взаимодействия с государственными органами в Беларуси.

Авторы петиции подчеркивают, что ссылка на большую загруженность не выдерживает никакой критики, так как решение этой проблемы как раз в компетенции консульства. На практике из-за отсутствия возможности оперативно получить необходимые документы граждане Беларуси часто оказываются в опасном положении. Поэтому предлагается рассмотреть возможность увеличения штата консульства для оперативного решения вопросов белорусов заграницей.

Подписать петицию можно до 8 декабря.

Чиновники проигнорировали петицию и были привлечены к ответственности. Одного даже уволили.

Мы стараемся регулярно помещать в подборки актуальных петиций те, что наглядно демонстрируют их эффективность. Причем, как показывает практика, даже те петиции, по которым пришла отписка, могут сыграть очень большую роль, и оказаться ступенькой к торжеству справедливости.

Так произошло с петицией, посвященной тому, что не убирается мусор на Боровском кладбище в Могилевском районе. Обращение по этому поводу было направлено в администрацию района в июне. В ответе говорится, что граждане, которые на протяжении многих лет складировали на территории кладбища мусор, образовавшийся после уборки мест захоронения,  участия в субботниках не принимали. То есть используется стратегия «сами виноваты», как в одной из петиций, которую мы указывали выше. 

При этом  в обращении заявители просили «установить должностных лиц, виновных в захламлении твердыми отходами территории кладбища, указанной в обращении, и привлечь их к дисциплинарной ответственности». Что сделано не было. И поэтому была составлена повторная петиция, обжалующая ответ исполкома. Направили ее уже в вышестоящую инстанцию, облисполком.

И вот результат. Управление жилищно-коммунального хозяйства Могилевского облисполкома ответило, что: «В результате обследования с выездом на место 3 октября 2022 г. установлено неудовлетворительное состояние контейнерных площадок. В отношении председателя Кадинского сельисполкома ведётся административный процесс. За отсутствие должного контроля за выполнением ранее данных поручений Могилевскому райисполкому ответственное должностное лицо ГО "ЖКХ Могилевской области" освобождено от занимаемой должности. Могилевскому райисполкому повторно поручено принять меры по устранению выявленных недостатков и привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц.»

Получили ответ на крик души: что делать с «громкими» полами?

В заключение отметим еще одну неординарную петицию «Шум от ламинатного покрытия». Ее автор, устав от шума, который начал производить новый ламинат, который уложили у себя соседи сверху, обратился в Министерство архитектуры и строительства, а также в Совет Министров с требованием  запретить самостоятельное выполнение ламинатного покрытия без  технического проекта и контроля выполненных работ и используемых материалов.

Ответ на эту петицию пришел из Минстройархитектуры 22 ноября, спустя три  недели после ее создания. Заместитель министра архитектуры объяснил несколько важных моментов, касающихся переоборудования пола в помещениях, и они могут оказаться действительно полезными.

Процитируем самую интересную и информативную часть ответа: «запрещается переустройство и (или) перепланировка, приводящая к нарушению гидро-, паро-, тепло- и звукоизоляции и для устройства гидро-, паро- тепло- и звукоизоляции требуется разработка проектной документации.

Сделать вывод о нарушении или соблюдении требований по звукоизоляции при отсутствии проектной документации можно путем проведения замеров уровня шума, сравнением полученных значений с нормативными требованиями».

Также в министерстве отметили, что согласно CH 5.09.01-2020 «Полы», покрытие — это верхний слой пола, непосредственно подвергающийся эксплуатационным воздействиям. И в соответствии с нормативами замена и ремонт покрытия пола без изменения конструкции пола относится к текущему ремонту и не требует разработки проектной документации. А вот замена пола с изменением его конструкции (т.е. замена тепло-, звуко- изоляции, замена пола на лагах и т.д.) относится к капитальному ремонту и в этом случае необходима разработка проектной документации.

Читать далее: