Пособие по проведению кампаний по сбору подписей (.pdf, 26 Мб)

Зачем заниматься сбором подписей?

Долгое время мы считали, что за удобство города, улицы, дворовой территории на все 100% отвечают городские власти - это привело к жутким перекосам. Местные власти настолько увлеклись показушным благоустройством и «вылизыванием» улиц до состояния стерильной чистоты, что из-за этого наши города потеряли свое очарование и привлекательность, стали похожи на однотипные агрогородки. В борьбе за чистоту и однотипность мы потеряли удобство и «атмосферу» города.

Но куда важнее другое - перетянув одеяло ответственности за развитие и преобразование городского пространства на себя, чиновники убили в горожанах инициативу. Послушайте, о чем говорят соседи, почитайте комментарии, и вы услышите, что во всем виноваты бездельники и дармоеды чиновники, но при этом желающих хоть как-то улучшить свой двор или свою улицу совсем немного.

Вместе с инициативой и желанием сделать что-то самостоятельно у горожан пропал и навык общения с чиновниками. Действительно, откуда у горожан возьмется культура общения с властями города, если эти самые власти в общем-то никогда и не собирались общаться с людьми на равных? Вместо общественного обсуждения – информирование, вместо учета интересов – навязывание, вместо оказания услуг – регулирование. Все это отголоски советской системы управления городом и страной, элементы которой благополучно перекочевали в наше время.

Но откуда взяться мотивации после десятилетий «мира, процветания и стабильности»? Активный и ответственный горожанин — точно так же, как и абыякавый — воспитывается поколениями.

Вот и получается, что терпит наш человек и ждет, ждет и терпит, когда же чиновник обратит внимание на его проблему. А у чиновника есть руководитель, который ставит задачи, контрольные и инспекционные органы, которые его проверяют, да и собственные бытовых вопросов хватает. Он же тоже человек. И когда руки и голова дойдут до решения проблем города — один бог да начальник чиновника знает. Потому что нет обратной связи от горожанина, нет жалобы или обращения, а значит, и проблемы у чиновника нет.

Так может быть пришло время дать эту самую обратную связь чиновнику? Может быть вместо проклятий и гневных постов в соцсетях, посылать чиновникам свои идеи, предложения, просьбы и жалобы? Может быть воспользоваться простым и удобным онлайн-инструментом «Удобный город - petitions.by», чтобы написать официальную петицию и придать ей больший вес в глазах чиновника и общества с помощью сбора подписей?

Кто-то скажет, что электронные петиции ерунда, что в стране все решает один человек, что ничего нельзя изменить и т.д. Но как тогда быть с огромным количеством уже решенных проблем с помощью сбора подписей на «Удобный город - petitions.by»? Как можно игнорировать тот факт, что среди чиновников есть большое количество достойных и профессиональных людей, которые готовы идти навстречу горожанам и решать их проблемы?

«А что, если чиновник не хочет шевелиться? А что, если ему наплевать?» – задаются вопросом многие. Но даже такой нерадивый чиновник боится общественного резонанса, гнева начальства и проверок сверху, поэтому будет вынужден реагировать на петицию. Именно поэтому грамотно составленные коллективные электронные петиции работают лучше одиночных, именно поэтому к ним так внимательно относятся власти.

На сегодняшний день нет проще способа собрать подписи,  чем через онлайн платформу «Удобный город - petitions.by». Существуют и другие сервисы для отправки электронных обращений, однако они либо не получают ответов вообще, поскольку являются иностранными и не придерживаются процедуры, требуемой нашим законодательством, в силу чего госорганы просто не обязаны рассматривать петиции, поступившие с таких сервисов, либо не обеспечивают опубликование ответов для ознакомления граждан и придания деятельности чиновников большей гласности. Создавайте петиции, пишите свои предложения властям, добивайтесь лучшей жизни для себя и своих близких – пришло время вместе сделать наш город, а затем и всю страну лучше!

С чего начать сбор подписей?

Неважно, являетесь ли Вы индивидуальным лицом или частью инициативной группы, небольшое планирование при проведении кампании по сбору подписей совсем не помешает. Начинать всегда стоит с четкого формулирования проблемы и предложения, которые лягут в основу петиции. Далее необходимо провести небольшое исследование проблемы, чтобы подкрепить свою позицию фактами, документами и ссылками на нормативно-правовые акты. В общем-то, уже этого достаточно, чтобы сформулировать грамотный текст петиции. Но если Вам необходимо привлечь внимание широкой аудитории и провести крупномасштабную кампанию по сбору подписей, то без поиска заинтересованных сторон, анализа их мнений и позиции, взаимодействия с представителями власти, инициативными группами, организациями гражданского общества и СМИ Вам не обойтись. Но обо всем по порядку.

Формулирование текста обращения

Для формирования полноценного текста пользуйтесь алгоритмом и последовательно раскрывайте суть вашей петиции-обращения, отвечая себе на следующие вопросы:

  • В чем заключается проблема, которая, по моему мнению, требует решения?
  • Что я предлагаю (прошу у госоргана) сделать, чтобы ее решить? Каким будет результат от реализации моих предложений (требований)?
  • Какие у меня есть факты и другая вспомогательная информация, подтверждающие актуальность проблемы?

И если ответы на первый и второй вопросы Вы сможете сформулировать самостоятельно, то для ответа на третий вопрос Вам, возможно, придется прибегнуть к поддержке экспертов. Это могут быть юристы, экономисты, экологи, технари – в общем все те люди, которые глубоко разбираются в заявленной проблеме и могут дать ценный совет или предоставить необходимую информацию.

Продолжаем улучшать текст петиции, отвечая на следующие вопросы:

  • Каков будет эффект от решения этой проблемы для моего сообщества, дома, улицы, города?
  • Какое значение это имеет для моего сообщества, дома, улицы, города?
  • Какова стоимость откладывания решения либо отсутствия действий по решению этой проблемы? Какие потери это принесет обществу и властям?
  • Какие действия могли бы быть предприняты Вами и какие властями? Каковы последствия эти действия?
  • Кого еще касается эта проблема в моем сообществе, доме, улице, городе?

Ответы на эти вопросы позволят сделать Вашу петицию более обоснованной в глазах потенциальных союзников, общества и чиновников.

ВАЖНО ЗНАТЬ: в соответствии со ст. 14 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее - Закон) при отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются.

Кроме того, чтобы Ваше обращение не оставили без рассмотрения по формальному признаку, следует воздерживаться от написания петиций, состоящих из лозунгов. Например, «хватит это терпеть!», «достали мучить народ!», «гады, вы за все ответите!».

Также не стоит включать в текст петиции призывы, не обращенные к госоргану, в который она направляется. Например, «люди, да что же это творится!» «народ, налетай, подписывай», «поможем всем миром».

Категорически нельзя в обращениях употреблять нецензурные либо оскорбительные слова или выражения. Также запрещено размещение клеветы, унижения чести, достоинства, деловой репутации физических лиц, умаления деловой репутации организаций и т. п., материалов порнографического характера, информации, которая направлена на свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, иной информации, которая может причинить ущерб правам и законным интересам граждан.

Соблюдение этих нехитрых рекомендаций позволит Вам увеличить шансы на успешное рассмотрение вашего обращения.

Анализ заинтересованных сторон

Первым шагом в анализе заинтересованных сторон является их выявление и поиск. Следующий шаг - определение силы, влияния и интересов каждой из сторон. Заключительный шаг – выделение наиболее важных игроков, чтобы предугадать их возможные ответные ходы и по возможности заручиться поддержкой или, наоборот, нейтрализовать их негативное влияние на развитие ситуации.

Шаг 1 - Определение заинтересованных сторон

Первым шагом является мозговой штурм, с помощью которого набрасываются все возможные заинтересованные в разрешении вашей ситуации стороны. В рамках мозгового штурма подумайте обо всех людях, группах людей, организациях гражданского общества, бизнес-организациях, ассоциациях, органах власти, которые могут быть затронуты вашей петицией, которые имеют какое-либо влияние или власть над разрешением ситуации, которые заинтересованы в ее успешном или неудачном завершении.

Например, хотите Вы забрать часть пешеходной дорожки под обустройство велодорожки. Кого может затронуть эта ситуация? Пешеходы, велосипедисты, автомобилисты, ГАИ, службы ЖКХ, дорожные службы, местная администрация? Кто еще? Может быть какие-то группы пешеходов? Пожилые пешеходы, молодые семьи с детьми, мамы с колясками? Чем более полным будет список, тем лучше.

Теперь разделите заинтересованные стороны на стейкхолдеров и акторов:

  • Стейкхолдер - заинтересованная сторона, имеющая права и полномочия принимать решения по вопросу петиции
  • Актор - заинтересованная сторона, не имеющая прав и полномочий принимать решения по вопросу петиции, но имеющая возможность влиять на решение

Это необходимо знать, чтобы правильно расставить приоритеты в работе и создать нужный Вам посыл для каждой из сторон. В примере со строительством велодорожки стейкхолдерами скорее всего будут ГАИ, местная администрация, службы ЖКХ и дорожные службы. Исходя из этого, кому-то из этих организаций и будет адресована петиция. Акторами будут велосипедисты, пешеходы разных категорий, автомобилисты.

Шаг 2 - Приоритезация заинтересованных сторон

Теперь у Вас должен быть длинный список людей, сообществ и организаций, на которые повлияет Ваша петиция-инициатива. Некоторые из них могут иметь возможность влиять на решение: как блокировать, так и продвигать. Некоторые могут быть заинтересованы в том, что вы продвигаете, другим может быть все равно.

Отметьте на схеме (рис.1) сначала стейкхолдеров, потом акторов согласно их уровню власти и степени заинтересованности и Вы получите матрицу «власть-интерес» по всем заинтересованным сторонам.

Рис. 1

В примере с обустройством велодорожки «ключевыми игроками» будут ГАИ и местная администрация, поскольку они обладают властью принимать решения и являются высокозаинтересованными сторонами. На работу с ними будет направлено максимум усилий, их скорее всего Вы укажете в качестве получателей текста и подписей петиции. Дорожные службы и ЖКХ, скорее всего, будут иметь низкую власть и высокую либо низкую заинтересованность. Все по ситуации.

Теперь рассмотрим акторов. Среди них «ключевыми игроками» будут велосипедисты и вело-организации, поскольку они максимально заинтересованы в обустройстве велодорожки и обладают правом подписи под петицией. Пешеходы различных категорий будут иметь высокий уровень заинтересованности при низком уровне власти, поэтому информируйте их о безопасности и выгодах обустройства велодорожки. Наконец, автомобилисты будут иметь низкую власть и низкую заинтересованность. В отношении них предпринимайте минимальные усилия.

ВАЖНО! Каждая ситуация индивидуальна и может случиться так, что кто-то из заинтересованных пешеходов будет иметь близкие отношения с принимающими решения людьми в местной администрации или ГАИ. К любой петиции-инициативе необходимо сохранять индивидуальный подход.

Шаг 3 - Понимание интересов Ваших ключевых акторов и стейкхолдеров

На этом этапе Вам нужно узнать как можно больше о ключевых заинтересованных сторонах. Стоит выяснить, как они отнесутся и как будут реагировать на вашу петицию-инициативу. Также необходимо понять, можно ли их как-то задействовать в кампании и как лучше доносить им информацию.

Ниже основные вопросы, ответы на которые помогут Вам понять акторов и стейкхолдеров:

  • Какие у них финансовые или личные интересы в отношении Вашей инициативы? Эти интересы положительны или отрицательны?
  • Что их больше всего мотивирует?
  • Какую информацию они хотят от Вас получать?
  • Как они хотят получать от Вас информацию? По каким каналам лучше передать им Ваше сообщение?
  • Каково их текущее мнение о Вашей деятельности? На какой информации основано их мнение?
  • Кто влияет на их мнение в отношении инициативы, а кто влияет на их мнение лично о Вас? Станет ли кто-то из этих влиятельных лиц заинтересованной стороной?
  • Если мнение и интересы заинтересованных сторон будут негативны по отношению к Вашей инициативе, что сможет изменить их мнение?
  • Если Вы считаете, что Вам не удастся перетянуть на свою сторону кого-то из заинтересованных сторон, то как Вы планируете справляться с их противодействием?

Лучший способ ответить на эти вопросы - это напрямую поговорить с представителями акторов и стейкхолдеров. Люди часто довольно откровенны в своих взглядах, а их мнение часто становится первым шагом в построении успешных отношений с ними.

Разделите стейкхолдеров и акторов на три категории: (1) Союзники; (2) Противники; (3) Колеблющиеся. Теперь Вы готовы разрабатывать план действий, выстраивать отношения, конструировать PR-кампанию и создавать индивидуальное сообщение для каждой заинтересованной стороны.

При этом ВАЖНО придерживаться следующей стратегии работы с заинтересованными сторонами

  • Союзников – мотивируйте, вовлекайте, информируйте
  • Противников – умиротворяйте, успокаивайте, учитывайте их интересы, где возможно, и блокируйте их действия
  • Колеблющихся – агитируйте, переманивайте на свою сторону.

Как провести кампанию по сбору подписей?

Кампания по сбору подписей онлайн с помощью «Удобный город - petitions.by» начинается с регистрации на сайте. Вся собираемая личная информация, за исключением имени пользователя (никнейм), будет скрыта от публичного просмотра. Реальные ФИО, адрес и электронная почта требуются лишь для юридической значимости подписи под обращением.

После регистрации на сайте последовательно выполните следующие шаги:

  1. СОЗДАЙТЕ ПЕТИЦИЮ – если Вы выполнили все действия на предыдущих этапах, то скорее всего черновик петиции у Вас уже есть, и Вы просто скопируете его в соответствующее поле создания петиции.
  2. ОБСУДИТЕ ИДЕЮ ИЛИ ПРОБЛЕМУ – этап обсуждения необходим в том случае, если Вы еще не уверены в тексте петиции и хотите обсудить текст вместе с другими пользователями и заинтересованными сторонами. На этом этапе пользователь может менять текст петиции самостоятельно, но сбор подписей еще не открыт. Вы сами выбираете сроки обсуждения – это может быть и день, и месяц.
  3. ФИНАЛИЗИРУЙТЕ ТЕКСТ ОБРАЩЕНИЯ - совместно с друзьями, экспертами, заинтересованными сторонами и нашими юристами (если нужно) финализируйте текст обращения и начните сбор подписей.
  4. ПРОВЕДИТЕ PR-КАМПАНИЮ И СОБЕРИТЕ ПОДПИСИ – о методах проведения кампаний по сбору подписей читайте ниже.
  5. ПО ИСТЕЧЕНИИ СРОКА СБОРА ПОДПИСЕЙ петиция-обращение будет автоматически отправлена адресату, то есть в госорган или госорганизацию.
  6. ЖДИТЕ ОТВЕТА ИЛИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ. По закону ответ должен прийти не позднее 15 дней с момента подачи обращения, а на обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.
  7. ПО ИТОГАМ ОТВЕТА из госоргана опубликуйте текст ответа и принимайте решение о дальнейших действиях. Возможные варианты:
    1. Проблема решена – есть результат!
    2. Проблема не решена – тоже есть результат! Ответ можно обжаловать в вышестоящий орган.

Раскрутка петиции и сбор подписей онлайн

Важным преимуществом публикации петиции-обращения на сайте «Удобный город - petitions.by» является то, что Вы можете практически мгновенно поделиться своей идеей с большим количеством людей.

Подход прост и очевиден: чем большему количеству людей Вы расскажете о петиции-обращении, тем больше людей её подпишут, тем более значимой с точки зрения чиновника будет выглядеть проблема или идея, и соответственно тем выше шанс на победу.

Какие инструменты «раскрутки» можно использовать?

Первое – помощь нашей команды. Мы, как создатели сайта, уверены, что Вы сами заинтересованы в «раскрутке» петиции и сборе подписей. Поэтому команда Petitions.by не берет на себя ответственность за продвижение идеи и привлечение внимания общественности к петиции, но в случае необходимости готова оказать посильную помощь.

Наша помощь может быть следующей:

  • Мы можем разместить петицию в разделе «ТОП-петиции» на некоторые время, чтобы она была на виду у всех пользователей сайта и быстро собирала подписи.
  • Мы можем связаться с нашими партнёрами в электронных СМИ и предложить им написать статью о Вашей петиции. Важно понимать, что решение о публикации будут принимать именно журналисты и редакторы конкретного издания, но не команда Petitions.by.
  • Мы можем обратить внимание гражданских активистов и НГО на Вашу петицию. Если Ваша идея их заинтересует, то они помогут Вам с «раскруткой».
  • Если Вам оказалась нужна наша помощь, то обращайтесь к нам по электронной почте info@petitions.by

Второе – Ваши собственные силы. Здесь стоит использовать все доступные Вам средства. Вот классический перечень:

  • Друзья, семья, соседи, коллеги, знакомые – попросите их поддержать Вас, поставить подпись и распространить идею.
  • Социальные сети. Самый простой способ рассказать о Вашей петиции большому количеству людей - опубликовать ссылку на неё в Fаcebook, Twitter, Вконтакте, Одноклассниках и других социальных сетях. Используйте для этого специальные кнопки с лого социальных сетей внутри Вашей петиции, в тексте публикации просите друзей и знакомых подписаться за петицию и сделать максимальный репост.
  • СМИ – отличный способ привлечь внимание к петиции. По нашим наблюдениям лучше всего срабатывают статьи в электронных СМИ, поскольку у них есть возможность вставить ссылку в текст статьи и тем самым увеличить количество переходов и подписей Вашей петиции.
  • Электронная почта. Здесь принцип такой же, как и в социальных сетях. Разошлите знакомым и друзьям письма с просьбой подписать петицию и рассказать о ней своим друзьям. Чем более массовая рассылка, тем лучше!
  • Чаты и мессенджеры. Это могут быть Skype, Viber, WhatsApp или другие мессенджеры. Опубликуйте сообщение и ссылку в Вашем статусе. Мессенджеры - отличный способ для того, чтобы собрать подписи.
  • Онлайн-форумы и блоги. Хорошая идея разместить сообщение о кампании по сбору подписей под петицией-обращением в Вашем личном блоге, на форуме или в виде комментария гостя к чужому блогу. А еще Вы можете разместить ссылку на петицию-обращение в комментариях к новости, которая соответствует Вашей тематике. Многие читатели захотят ознакомиться с Вашей петицией, а журналист, написавший статью, узнает о Ваших усилиях по решению проблемы.

Третье – сбор подписей оффлайн. Если Вы хотите собрать дополнительные подписи оффлайн, а это очень разумно в том случае, когда Вашими «ключевыми игроками» являются люди возраста 45+ или просто соседи по дому или улице, то имеет смысл воспользоваться следующими методами сбора подписей:

  • Объявления и листовки для соседей. Если петиция касается Вашего двора, улицы или дома, то к ней стоит привлечь внимание Ваших соседей. Расклейте объявления в публичных местах и разбросайте листовки с просьбой подписаться под обращением по почтовым ящикам – это поможет собрать Вам дополнительные подписи и показать властям значимость поднимаемой проблемы.
  • Сплошной поквартирный обход. Поквартирный обход лучше делать в вечернее время, когда люди вернулись домой с работы. Сам алгоритм довольно прост: (1) Распределяем дома или подъезды между сборщиками подписей; (2) По очереди звоним в каждую квартиру, здороваемся, представляемся, рассказываем зачем пришли и какую проблему хотим решить, просим поставить подпись в подписном листе. (3) Человек подписал? – Замечательно! Нет? – Ну и ладно. (4) Звоним в следующую квартиру.

Главное без демагогии, лозунгов, дебатов, уговоров, прогнозов, обещаний, причитаний и т.п. Вежливо, коротко, ясно и по делу. Главная цель – собрать как можно больше подписей, а не поспорить с каждым.

Важно помнить, что даже индивидуальное обращение имеет юридическую силу, но обращение, под которым подписалось много людей, получает гораздо более высокую общественную значимость в глазах властей и повышает Ваши шансы на решение проблемы.

Что говорит законодательство?

Основной способ официальной коммуникации между населением и властью и одна из форм участия населения в управлении государством – подача обращений. Это основной способ защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Посредством направления своих обращений граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели  могут оказывать влияние на принятие управленческих решений: вносить предложения о целесообразности принятия того или иного решения, поддерживать или критиковать принимаемые меры, приводить свои аргументы и т.д.

Виды обращений:

  1. По содержанию:
  • заявление - ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе;
  • предложение – рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;
  • жалоба – требование о восстановлении прав, свобод, законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
  1. По форме:
  • устное (излагается на личном приеме). Следует отметить, что обращение по телефону Законом не предусмотрено, более того, даже обязанность принимать телефонные звонки никак законодательно не закреплена.
  • письменное (подается: нарочным (курьером); по почте; во время личного приема; путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений);
  • электронное - обращение, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное в специальной рубрике на официальном сайте организации в глобальной компьютерной сети Интернет.

Важно: обязанность рассмотрения электронных обращений возложена законодательством только на государственные органы и государственные организации. Негосударственные организации, индивидуальные предприниматели вправе не рассматривать электронные обращения.

  1. По количеству заявителей:
  • индивидуальное - обращение одного заявителя;
  • коллективное - обращение двух и более заявителей по одному и тому же вопросу (нескольким вопросам). В коллективном обращении должны быть указаны все предусмотренные законодательством данные каждого заявителя (например, для граждан фамилия, имя, отчество, адрес места жительства). Таким образом, обращения, в которых просто указано «жильцы дома №2» или «ученики и учителя школы №8» не будут рассматриваться как коллективные.

Несмотря на то, что все виды обращений юридически равнозначны, в Законе предусмотрено повышенное внимание и особый контроль в отношении рассмотрения коллективных обращений с учетом того, что в них затрагиваются вопросы, касающиеся, как правило, какого-либо общественного интереса, а иногда даже целых социальных групп. Так, пунктом 2 статьи 22 Закона предусмотрено, что рассмотрение обращений 30 и более заявителей осуществляется с выездом на место, если иное не вытекает из этих обращений. Например, нет необходимости в выезде на место при рассмотрении коллективных предложений о внесении изменений в законодательство или, например, коллективных обращений с требованием переделать проект застройки, который еще не реализован.

В законодательстве отсутствует термин «петиция», но на практике под ним понимаются коллективные обращения, в том числе электронные.

Субъекты права на обращение

Подавать обращения могут граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Требования, предъявляемые к изложению и содержанию обращений

Обращение гражданина

Обращение юридического лица

наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение

изложение сути обращения

обращения излагаются на белорусском или русском языке

адрес электронной почты заявителя (только для электронных обращений)

информация о результатах их предыдущего рассмотрения с приложением подтверждающих документов (при их наличии)

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина

полное наименование юридического лица и его место нахождения;

 

адрес места жительства (места пребывания)*

*ранее допускалось указывать вместо этого адрес места работы (учебы), но соответствующая норма была исключена из Закона

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения

личная подпись (кроме электронных обращений)

личная подпись руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, заверенная печатью юридического лица (кроме электронных обращений)

Это исчерпывающий перечень сведений. Права устанавливать дополнительные обязательные требования (указание номера телефона, даты рождения, гражданства и пр.), ограничивающие права граждан на обращение и усложняющие процедуру его подачи, Законом государственным органам и организациям не предоставлено.

Следует учитывать, что действие Закона не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения работника к нанимателю.

Это означает, что если существует отдельное процессуальное регулирование порядка рассмотрения определенного вопроса, то обращение по нему как минимум не будет удовлетворено. Так, например, переименование населенного пункта происходит путем проведения местного референдума и сколько бы граждан ни подписалось под заявлением с просьбой присвоить Минску название Солнечного города, такое обращение подлежит оставлению без рассмотрения, так как не попадает в сферу регулирования Закона. Аналогичным образом, если в отношении гражданина вынесен приговор суда, обжаловать его можно только в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом (обжаловать может только участник процесса, в определенные сроки, путем составления специального документа и направления его ограниченному кругу органов или должностных лиц). Даже если вся Республика подпишется под письмом к Президенту об отмене приговора, он останется в силе, так как никто не вправе влиять на судей при отправлении ими правосудия.

Субъекты, рассматривающие обращения

При выборе госоргана, которому необходимо адресовать обращение, стоит начинать с самого низкого уровня, так предписывает пункт 1.1 Указа №498, согласно которому обращения независимо от того, в какой государственный орган или иную организацию они поступили, первоначально подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией в местных исполнительных и распорядительных органах в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы, изложенные в обращениях, либо в других организациях, если вопросы, изложенные в обращениях, относятся к исключительной компетенции этих организаций.

Поэтому нет смысла сразу писать в министерство, если вопрос еще не рассматривался на уровне исполкома – только потеряете время на перенаправление обращения в нижестоящий орган. Если же вопрос ранее рассматривался нижестоящим органом, то при обращении в вышестоящий необходимо приложить копию ранее полученного ответа.

В случае подачи письменного обращения не по компетенции у организации, в которую поступило такое обращение, есть следующие альтернативные возможности:

  • в течение пяти рабочих дней направить обращение для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомить об этом заявителя в тот же срок.
  • в течение пяти рабочих дней оставить обращение без рассмотрения по существу и уведомить об этом заявителя с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения изложенных в обращении вопросов.

Нарушение требований к обращению может повлечь его оставление без рассмотрения по существу. Кроме того, использование в обращениях нецензурных либо оскорбительных слов или выражений может явиться основанием для привлечения соответствующего лица к ответственности.

По общему правилу при оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу заявитель в течение пяти рабочих дней письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения и ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению.

Не требуется уведомление заявителя об оставлении его обращения без рассмотрения по существу:

  • при поступлении обращения от заявителя, с которым прекращена переписка (абзац седьмой пункта 1 статьи 15 Закона);
  • при поступлении анонимного обращения (статья 23 Закона);
  • при внесении в книгу замечаний и предложений замечаний и предложений, не относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, не касающихся качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (часть вторая пункта 1 статьи 24 Закона).

Сроки при рассмотрении обращений

Часть первая пункта 1 статьи 17 Закона устанавливает, что течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.

Следует обратить внимание, что некоторые сроки исчисляются в рабочих днях, а некоторые – в календарных.

В рабочих днях предусмотрено исчисление следующих сроков:

  • пятидневный срок для направления обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомления заявителей либо для оставления обращения без рассмотрения по существу и уведомления об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях (часть первая пункта 3 статьи 10 Закона);
  • пятидневный срок для возвращения письменных обращений, в которых обжалуются судебные постановления, заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений (часть вторая пункта 3 статьи 10 Закона);
  • пятидневный срок для направления обращений, содержащих информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы (пункт 5 статьи 10 Закона);
  • пятидневный срок для уведомления заявителя об оставлении обращения без рассмотрения по существу (часть первая пункта 4 статьи 15 Закона);
  • трехдневный срок на сообщение в вышестоящую организацию об исполнении предписания, а также уведомление заявителя (пункт 2 статьи 20 Закона).

Если обращение было перенаправлено в другую организацию для рассмотрения в соответствии с ее компетенцией, то срок для рассмотрения начинает течь со дня регистрации обращений в этой организации.

Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть вторая пункта 2 статьи 17 Закона).

Срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока. Если же окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца.

Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

При превышении 15-дневного срока Закон не требует обязательного уведомления заявителя о продлении срока рассмотрения обращения до месяца.

Кроме того, согласно части второй пункта 3 статьи 17 Закона, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу. На практике такие обращения ставятся на контроль и заявитель периодически информируется о ходе выполнения работ, необходимых для решения вопроса, изложенного в обращении.

Требования к ответам

Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения:

  • излагаются на языке обращения;
  • должны быть обоснованными и мотивированными, при необходимости - со ссылками на нормы актов законодательства№
  • должны содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей.

Кроме того, согласно части второй пункта 1 статьи 18 Закона в письменных ответах на жалобы в отношении действий (бездействия) организаций, индивидуальных предпринимателей и их работников должны содержаться анализ и оценка указанных действий (бездействия), информация о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными.

В коллективном обращении заявители сами могут указать, кому из них необходимо направить ответ. В таком случае ответ на такое обращение направляется этому заявителю с просьбой проинформировать других заявителей.

В ином случае ответ на коллективное обращение направляется первому в списке заявителю, указавшему адрес своего места жительства (места пребывания), с просьбой проинформировать других заявителей.

На электронное обращение также может быть направлен письменный ответ, если заявитель сам об этом попросил в обращении либо если не удалось направить ответ по указанному в обращении адресу электронной почты (в силу технических причин либо опечатки, если адрес был удалён).

В случае если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.

Не направляются ответы на анонимные обращения. Такими обращениями являются:

  • обращения, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина;
  • обращения, в которых не указан адрес места жительства (места пребывания) гражданина;
  • обращения, в которых не указано наименование юридического лица (полное или сокращенное);
  • обращения, в которых не указано место нахождения юридического лица;
  • обращения, в которых указанные данные не соответствуют действительности.

При этом для признания обращения анонимным достаточно наличия одного из указанных признаков.

Обжалование ответов на обращения

Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию.

Если у организации имеется вышестоящая, то без обращения в неё у лица не возникает право на обращение суд. Если же вышестоящая организация отсутствует, с жалобой можно обращаться сразу в суд.

Жалоба может быть подана в суд в месячный срок, исчисляемый со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа, юридического лица, организации либо должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ, а при отсутствии обязательного внесудебного порядка обжалования - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права (статья 355 Гражданского процессуального кодекса).

Ответственность

За нарушение порядка рассмотрения обращений организации, их должностные лица, индивидуальные предприниматели и их работники несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Административная ответственность предусмотрена статьей 9.13 КоАП "Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц".

Статья 9.13 КоАП предусматривает ответственность в размере от 4 до 10 базовых величин:

  • за отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица;
  • за нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения;
  • за неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения;
  • за неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения;
  • за непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя.

А это и вправду работает?

На данный момент уже накоплен опыт успешного решения большого количества проблем с помощью проекта «Удобный город - petitions.by». Условный коэффициент полезного действия составляет около 60%, то есть шесть из десяти петиций-обращений заканчиваются победой гражданина и приводят к решению проблемы. При этом следует иметь в виду, что при формировании такой статистики в качестве нерешенных вопросов учитывались в том числе оставшиеся без удовлетворения (назовем их "несколько неожиданные") предложения, такие как: сделать платным въезд в Минск, отменить личные номера в паспортах, сделать 17 сентября праздничным днем, придать статус историко-культурной ценности традиции дарить носки на 23 февраля, установить в Бресте памятник солисту группы Linkin Park Честеру Беннингтону, запретить выбивать ковры во дворах, запретить работать пенсионерам.  Согласитесь, сложно ожидать положительного решения таких вопросов.

Много это или мало – КПД 60% с учетом вышесказанного, судить не нам. Но разве на данный момент есть более простой, эффективный и безопасный инструмент коммуникации с властями?

Так может не стоит ждать, терпеть и накапливать в себе негатив, пока чиновник заметит и решит Вашу проблему? Может быть стоит написать свою петицию прямо сейчас?

Никто, кроме нас, о нас не позаботится!