PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №1529
17 мая 2018

Внести в ПДД нормы об электромобилях

Существующие ПДД не регламентируют использование гражданами и организациями малого электротранспорта и беспилотных транспортных средств
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Сбор подписей в поддержку предложений производителей электротранспорта и Национальной академии наук Беларуси по изменениям в Законе "О дорожном движении" в части использования персонального электротранспорта и беспилотных транспортных средств на дорогах общего пользования и порядка госрегистрации такого транспорта.

Существующие ПДД не регламентируют использование гражданами и организациями малого электротранспорта и беспилотных транспортных средств для движения по дорогам общего пользования. Большинство владельцев электросамокатов, электроскутеров, электровелосипедов испытывают трудности при эксплуатации данного транспорта в городе ввиду отсутствия регламентов.

Текст предложений НАН Беларуси и ОАО "Приборостроительный завод Оптрон", подготовленных при участии представителей негосударственных производителей электротранспорта "Терра Электро", "Лаборатория 7", "Эко-моторс".

https://drive.google.com/file/d/1iuPj11JTXd5tgEiqiXGDYGl-HRhVNzfb/view?usp=sharing

мая 2018 г. № 26-02/

Министру внутренних дел

Республики Беларусь

генерал-лейтенанту

Шуневичу И.А.

О внесении изменений в Закон Республики Беларусь

Уважаемый Игорь Анатольевич!

По поручению Главы государства Национальной академией наук Беларуси реализуется программа разработки персонального электрического транспорта для города на базе мотор-колеса с мощностью от 0,25 кВт до 4.0 кВт».

Президент определил курс на завоевание лидирующих позиций в производстве электротранспорта и накопителей энергии, что обусловлено наличием инженерно-технического и кадрового потенциала в стране, резервов атомной электроэнергии после пуска Белорусской АЭС, а также необходимостью перехода на 6 технологический уклад развития государства. В интервью белорусским СМИ Президент отметил: «Мы высказали идею беспилотных автомобилей – нужно создать регулирование в Беларуси, чтобы разрешить движение по дорогам таких автомобилей».

Первой страной Евросоюза, законодательно разрешившей использовать на своих дорогах беспилотные автотранспортные средства, стала Эстония.

В настоящее время ОАО «Приборостроительный завод Оптрон» НАН Беларуси проводит НИОТКР по разработке персональных электротранспортных средств (электровелосипедов и электроскутеров, электровеломобилей и коммунальных беспилотных роботов на электроприводе), заказчиком по которому выступает НАН Беларуси.

Движение указанного транспорта по дорогам общего пользования в настоящее время не регламентировано, что является сдерживающим фактором для развития государственной программы и реализации указаний Президента.

В этой связи полагаем необходимым внести ряд дополнений в Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», прогнозируя существенный рост использования различных типов электротранспорта, как отечественного, так и иностранного производства, на дорогах Беларуси.

В частности, НАН Беларуси предлагает внести следующие дополнения в Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь «О дорожном движении»:

1. В Статью 3 «Участники дорожного движения» внести следующие дополнения (выделено жирным шрифтом):

«Участниками дорожного движения являются физические лица, беспилотные транспортные средства и самодвижущиеся устройства, находящиеся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщиков и работников, выполняющих в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы»;

К участникам дорожного движения относятся: водитель транспортного средства, самоходной машины;

водитель велосипеда,  электровелосипеда, электросамоката, электромоноколеса, сигвея, электроскутера, электромотоцикла, электровеломобиля, электроквадрицикла, электроскутера для инвалидов и пожилых людей (мобилики),  электромобиля;

пешеход; пассажир; всадник, погонщик скота; лицо, обучаемое управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной и находящееся в них; лицо, сдающее квалификационный практический экзамен на право управления механическим транспортным средством, самоходной машиной;

програмно-аппаратный комплекс (автопилот), установленный на беспилотном транспортном средстве или самодвижущейся машине, не являющейся транспортным средством (роботы доставщики, роботы для уборки улиц, логистические роботы, иные самодвижущиеся машины).

За работу системы автопилота отвечает (как участник дорожного движения) компания-оператор програмно-аппаратного комплекса.

Беспилотное транспортное средство - автоматически двигающееся транспортное средство, использующее для движения информацию об окружающих условиях, полученную при помощи датчиков.

2. В Статью 5. «Водительское удостоверение» внести следующие дополнения (выделено жирным шрифтом):

Водительское удостоверение не требуется при движении по специальной выделенной полосе дороги для велосипедов и малого электротранспорта (крайняя правая полоса).

Выделенная полоса предназначена для движения со скоростью до 50 км/ч и разделена на две полосы: правая часть - для движения велосипедов и малого электротранспорта; левая часть – для обгона и поворота налево-на переход (в случае разворота на перекрестке).

Малый электротранспорт – это электровелосипед, электросамокат, электроскутер, электромотоцикл, электровеломобиль, электроквадрицикл, электроскутер для инвалидов и пожилых людей (мобилики), мини-электромобиль (скорость до 50 км/ч), а также беспилотные транспортные средства на электроприводе, управляемые програмно-аппаратными комплексами в автоматическом режиме (роботы - доставщики, роботы для уборки улиц, логистические роботы, иные самодвижущиеся машины) с програмным ограничением скорости до 50 км/ч.

Электротранспорт – транспортные средства, приводимые в движение электродвигателем. Подразделяется на малый электротранспорт, скоростной режим которого ограничен контроллером до 50 км/ч и электротранспорт – скоростной режим которого позволяет двигаться со скоростью свыше 50 км/ч.

Для использование малого электротранспорта на выделенной полосе дорог общего пользования водительское удостоверение не требуется. Для использования других типов электротранспорта водительское удостоверение требуется в соответствии с классом транспорта (легковой, грузовой)

Ограничений по мощности электродвигателя не устанавливается, ограничивается программно (контроллерами) только скорость движения электротранспорта.

Разрешается движение по велодорожкам малого электротранспорта, скоростной режим которого ограничен производителем (контроллером) до 25 км/ч.

3. В Статью 24 «Категории и подкатегории механических транспортных средств, составов транспортных средств, самоходных машин, на управление которыми выдаются водительские удостоверения» внести следующие дополнения (выделено жирным шрифтом):

категория «AM» - мопеды; электроскутер, электровелосипед, электросамокат, электромотоцикл, электровеломобиль, электроквадрицикл, электроскутер для инвалидов и пожилых людей (мобилики), мини-электромобиль, максимальная скорость которых ограничена программно производителем до 50 км/ч.

категория «A» – мотоциклы, в том числе электрические (мощность электродвигателя свыше 11 киловатт);

подкатегория «A1» - мотоциклы, в том числе электрические, с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью электродвигателя, не превышающей 11 киловатт;

категория «B» – автомобили и электромобили, технически допустимая общая масса которых не превышает 3500 килограммов и число мест для сидения которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно не превышает 3500 килограммов;

категория «C» – автомобили и электромобили, за исключением относящихся к категории «D», технически допустимая общая масса которых превышает 3500 килограммов; автомобиль категории «C», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов;

категория «D» – автомобили и электромобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми мест для сидения, помимо сиденья водителя; автомобиль категории «D», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов;

категория «BE» - автомобиль категории «B» и электромобиль, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов, а технически допустимая общая масса автомобиля и прицепа, образующих состав, суммарно превышает 3500 килограммов;

категория «CE» - автомобиль категории «C» и электромобиль, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов;

категория «DE» - автомобиль категории «D» и электромобиль, сцепленный с прицепом, технически допустимая общая масса которого превышает 750 килограммов;

категория «F» – трамваи, в том числе надземные транспортные средства (подвесные или навесные), перемещающиеся на рельсо-струнном полотне, закрепленном на опорах;

Категория «J» – гусеничные или колесные платформы с автопилотируемым или ручным управлением (коммунальные роботы, роботы доставщики, иные подобные устройства, сельхозмашины, вездеходы), снегоходы и болотоходы мощностью до 80 киловатт;

4. В Статью 32 «Государственная регистрация и государственный учет транспортных средств, самоходных машин» внести следующие дополнения (выделено жирным шрифтом):

Государственной регистрации и государственному учету не подлежат велосипеды и малый электротранспорт, имеющий заводское ограничение скорости движения до 25 км/ч, а также беспилотных транспортных средств на электроприводе, управляемых програмно-аппаратными комплексами в автоматическом режиме (роботы-доставщики, роботы для уборки улиц, логистические роботы, иные самодвижущиеся машины) с програмным ограничением скорости до 25 км/ч.

НАН Беларуси ходатайствует о внесении указанных дополнений в Закон Республики Беларусь «О дорожном движении».

С уважением,

Председатель Президиума Национальной академии

наук Беларуси

В.Г.Гусаков

Читать далее: