PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №2341
18 марта 2019

Передать полномочия Департамента исполнения наказания МВД Республики Беларусь Министерству юстиции Республики Беларусь

Многочисленные нарушения прав человека в местах лишения свободы
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Передать полномочия Департамента исполнения наказания МВД Республики Беларусь Министерству юстиции Республики Беларусь.

Белорусы хотят жить в здоровом обществе, в которое возвращаются покаявшиеся за свои преступления и исправившиеся люди. Но места лишения свободы, которые находятся в ведении Департамента исполнения наказания Министерства внутренних дел (далее - ДИН МВД), направлены, по нашему мнению, не на исправление, а лишь на устрашение и дополнительное наказание.

Вызывают озабоченность многочисленные нарушения прав человека в местах лишения свободы, причиной которых являются сложившиеся методы функционирования пенитенциарных учреждений Беларуси и отношение к осужденным.

Известные заявителям факты свидетельствуют, что пенитенциарная система направлена на полное разрушение социальных связей осужденных, а также что условия содержания и труда, уровень медицинского обслуживания являются для них дополнительным, помимо определенного законом, наказанием.

Принадлежность мест лишения свободы к системе МВД приводит к тому, что возможность осужденных (их родственников) подавать жалобы на нарушения своих прав в МВД Республики Беларусь или ДИН МВД крайне ограничена и не эффективна. А так называемых жалобщиков ждут психологический прессинг, надуманные взыскания, штрафные изоляторы и другие устрашительные меры.

В результате на свободу выходят не подготовленные к нормальной жизни, а надломленные и во многом озлобленные люди, которым сложно найти себе место.

По информации Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Олега Сукало, уровень рецидивной преступности в стране «составляет 38%, что говорит о наличии проблем в уголовно-исполнительной системе».

Обращаем внимание на следующие проблемы, требующие незамедлительного разрешения.

Криминальный рецидив как следствие недостаточных усилий в вопросах ресоциализации и трудоустройства освободившихся из мест лишения свободы.

Пенитенциарная система Беларуси, по мнению экспертов, направлена на максимально долгое удержание заключенных: средний срок лишения свободы составляет семь лет; при относительно невысоком уровне преступности страна входит в число лидеров в Европе по количеству заключенных на сто тысяч человек населения. По наблюдениям самих осужденных и их родственников, условно-досрочное освобождение чаще предоставляется тем, кто с большей вероятностью вернется обратно.

В длительном заключении у осужденных утрачиваются социальные связи с внешним миром. После освобождения они часто оказываются один на один со своими проблемами, не знают своих прав и куда обратиться за помощью.

Если человек оказался на воле без жилья, то ему негде найти ночлег хотя бы на первое время. В стране не организованы специальные места для временного проживания бывших осужденных, нет сети центров поддержки и социальной адаптации бывших осужденных, не разработан механизм содействия им в поиске мест проживания в государственном жилищном фонде. Например, Центр социальной адаптации ранее судимых лиц ГУВД Мингорисполкома, находившийся в 1-м переулке Окрестина, в 2011 году был закрыт.

Из мест лишения свободы человек, как правило, выходит с деньгами на проезд и питание, которых ему хватает лишь на билет до места назначения в общем железнодорожном вагоне и буханку хлеба.

В соответствии с законодательством, освобождаемым лицам может быть выдано единовременное денежное пособие в размере пяти базовых величин. Однако для его получения необходим ряд документов, включая паспорт. Получить пособие можно только в течение 30 дней на счет в банке, за открытие которого нужно заплатить. Изменить положение могла бы организация системы выдачи пособия для освободившихся граждан типа «Одно окно», куда они могли бы обратиться по месту регистрации или прибытия и получить деньги в день подачи заявления при предоставлении документа об освобождении.

Пенитенциарная система уделяет недостаточно внимания и трудоустройству освобожденных граждан. Запись в трудовой книжке о предыдущем месте работы в местах лишения свободы практически лишает их возможности получить работу на свободе. Исследования показывают: каждый третий из ожидающих освобождения не защищен с точки зрения трудоустройства; трудоустраиваются от 40 до 50% бывших заключенных; более 70% повторных преступлений совершают нигде не работающие люди. Улучшить ситуацию помогли бы такие меры, как организация гарантированного трудоустройства бывших осужденных и введение системы льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, создающих рабочие места для бывших осужденных.

Пока в Беларуси нет закона или государственной программы ресоциализации осужденных, повторные попытки стать полноправными членами общества удаются далеко не всем. Многочисленные препятствия и сложности толкают их на новые преступления.

Условия труда в местах лишения свободы демотивируют осужденных

Пенитенциарная система Беларуси планомерно использует труд осужденных, стремясь обеспечить стопроцентную занятость на производственных предприятиях, находящихся в подчинении ДИН МВД.

Так, в бюджете, принятом депутатами на 2019 год, удержания из заработной платы осужденных указываются как один из источников дополнительного финансирования. Наряду со штрафами на сумму 131 057 356 рублей, удержания из заработной платы осужденных и лиц, освобожденных от уголовной ответственности, должны пополнить казну на 2 944 901 белорусских рублей.

В то же время условия труда, в которых правозащитное сообщество усматривает признаки принуждения, совершенно не мотивируют осужденных трудиться и дискриминируют их по сравнению с наемными работниками на воле.

Основная проблема в том, что законодательство не предусматривает заключения трудовых договоров с отбывающими наказание в местах лишения свободы. Как свидетельствуют имеющиеся у правозащитников факты, это ведет к намеренному завышению норм выработки продукции, занижению количества произведённой осуждённым продукции, намеренному занижению сдельных расценок на производимую продукцию, уменьшению в платёжных документах фактически отработанного времени и т.д. В результате оплата труда осуждённых практически повсеместно остаётся низкой.

80% лиц, опрошенных о размере заработной платы, начисленной им в период отбытия наказания, отметили, что при полной занятости, а иногда и при превышении продолжительности рабочего времени над обычным, их заработная плата не достигала размера минимальной, установленной в Беларуси. Согласно справкам из разных колоний, зарплата осужденных за год составляет от 1 рубля 18 копеек до 300 рублей.

Здесь же следует отметить и непрозрачность начислений и удержаний с осужденных платы за жилищно-коммунальные услуги. По мнению родственников осужденных, которые пытались разобраться в вопросе, такие удержания, как правило, производятся из пенсий пенсионеров по возрасту и болезни, так как остальной контингент не зарабатывает на свое содержание, и это также ведет к дискриминации части осужденных. Попытки оспаривания таких удержаний ни к чему не приводят: Комитет госконтроля пересылает обращения в ДИН МВД, который нарушений в действиях своих подчиненных не находит, как и при проведении проверок правильности начисления заработной платы осужденным.

При отсутствии независимого контроля в местах лишения свободы, труд нередко используется администрациями для давления на неугодных заключенных. Они направляются на работы, которые им не подходят по тем или иным причинам, но отказаться от которых не имеют права. Отказ приравнивается к серьёзным нарушениям режима содержания и грозит осужденному помещением в штрафной изолятор. Осужденные боятся жаловаться на свое положение под страхом возможных репрессий.

Очевидно, труд в таких условиях негативно воздействует на осужденных. Изменить ситуацию, по мнению экспертов, могло бы заключение специфического трудового договора, в котором были бы прописаны конкретные права и обязанности работника и нанимателя.

Из-за низкого уровня медицинского обслуживания люди из мест лишения свободы выходят с многочисленными заболеваниями, в том числе социально опасными .

Неудовлетворительное качество медицинской помощи в местах лишения свободы, обусловленное нехваткой лекарств, диагностического оборудования, узкопрофильных специалистов, ненадлежащим состоянием большинства медсанчастей, приводит к обострению и появлению новых заболеваний у осужденных, а также к их смертям в колониях и тюрьмах или вскоре после освобождения.

В связи с тем, что после закрытия в 2011 году республиканской общесоматической больницы для заключенных введение в строй новой годами откладывается, сложилась ситуация, когда многим осужденным не оказывается необходимая специализированная медицинская помощь. Ведь усеченного коечного фонда, расформированного в несколько мест лишения свободы, катастрофически не хватает. Гражданские больницы не приспособлены для регулярного размещения спецконтингента, вывоз туда осужденных затруднителен, поскольку требует специального транспорта и конвоя.

В исправительных учреждениях не справляются с лечением туберкулеза. Среди причин распространения заболевания – скученность осужденных, содержание в ненадлежащих санитарных условиях, низкое качество питания, недостатки тактики лечения.

Отдельно стоит проблема освобождения от наказания в связи с тяжелыми заболеваниями.

Ко всему, тюремные врачи, находясь в подчинении МВД, зависят от администраций в вопросах оказания помощи заключенным, фиксирования причиненных им телесных повреждений и таким образом становятся соучастниками пыток и жестокого обращения.

Страхование жизни и здоровья осужденных на практике невозможно из-за затруднений, связанных с получением страховщиками из пенитенциарных учреждений документов для решения вопроса о страховых выплатах.

Вероятно, улучшение условий, влияющих на здоровье осужденных, не является приоритетом для пенитенциарных учреждений, находящихся в подчинении ДИН МВД. Исправить ситуацию могло бы использование гражданской медицины в местах лишения свободы.

Многие из проблем, с которыми сталкиваются осужденные, принято считать трудно разрешимыми из-за материального положения пенитенциарных учреждений. В то же время, по информации ДИН, увеличение объемов выпуска продукции на предприятиях уголовно-исполнительной системы позволило заработать в 2018 году 11,745 миллионов рублей чистой прибыли (около 5,5 миллионов долларов США). Использование этих средств для улучшения условий содержания, медицинского обслуживания осужденных, системы их ресоциализации и социальной адаптации смогло бы повлиять в конечном итоге и на ситуацию с рецидивом преступлений в стране.

Вместе с тем, необходимость гуманизации и реформирования пенитенциарной системы очевидна.

Передача полномочий ДИН МВД Министерству юстиции, на наш взгляд, позволит изменить ситуацию. Приход в пенитенциарные учреждения гражданских служащих – руководителей, производственных мастеров, врачей, психологов – будет способствовать главенству там законов, а не приказов людей в погонах. Изменится само предназначение пенитенциарной системы – от карательного к исправительному. Пока же, создавая под контролем МВД условия, способствующие не исправлению оступившихся, а причинению им дополнительных физических и психологических травм, эта система оказывает плохую услугу обществу в целом.

Читать далее: