PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4037
29 мая 2020

Зачет пребывания в СИЗО 1 к 2

В СИЗО люди, которым ещё не вынесен приговор, находятся в условиях гораздо худших, чем осужденные в ИК.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

Данное обращение преследует цель освещения и анализа сложившейся негативной ситуации по нижеописанной проблеме, а также принятия органами власти и государственного управления неотложных законодательных, юридических, организационных и практических мер по приведению нижеуказанной нормы Уголовного кодекса (далее - УК) в соответствие с соразмерными условиями, сложившимися в местах предварительного заключения и отбывания наказания.

Согласно ст.99 Конституции Республики Беларусь, ст.41 Закона Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь», обращение адресовано для рассмотрения субъектам права законодательной инициативы, а также высшим заинтересованным государственным органам, которые вносят свои предложения о законодательном регулировании общественных отношений субъектам права законодательной инициативы.

В соответствии со ст.9 и ст.14 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. N 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», просим Вас рассмотреть по существу предлагаемых нами мер данное обращение, в связи со сложившимся в период длительного времени, исчисляемого десятилетиями, дискриминационным положением некоторых граждан Республики Беларусь, находящихся в местах предварительного заключения, в отношении которых не имеется решений судебных органов о их виновности, а также осуждённых граждан Республики Беларусь в местах отбывания наказания.

Предварительное заключение - это принудительное лишение свободы лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовно наказуемого преступления, подсудимого, примененное к нему до вступления приговора суда в законную силу и заключается в содержании под стражей подозреваемого, обвиняемого, подсудимого лица.

Заключение под стражу в Республике Беларусь предусмотрено ст.126 Уголовно-процессуального кодекса и регламентировано Законом № 215-З от 16.06.2003 г. «О порядке и условиях содержания лиц под стражей».

В тексте правовой нормы, предусмотренной ст.75 УК Республики Беларусь, содержится правило, согласно которому один день содержания обвиняемого под стражей в период предварительного следствия и суда засчитывается судом в срок наказания из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы.

Анализ правовых норм ст.75 УК осуществлялся нами путём сопоставления их с действующей Конституцией Республики Беларусь, с изложенными в ст.3 УК и в ст.6 УИК принципами уголовной ответственности и уголовно-исполнительного законодательства, в частности, с такими, как законность, справедливость и гуманизм, равенство граждан перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, а также с аналогичными правовыми нормами России, Украины и других стран.

В нынешних условиях содержания людей в условиях, созданных в СИЗО ясно представляется, что указанная правовая норма не может быть универсальной, так как практически во всех случаях, ее применение не отвечает принципам справедливости и гуманности.

Указанный вывод вытекает из того, что абсолютно никакой, даже внешней схожести условий содержания под стражей и условий лишения свободы в исправительной колонии не имеется, ни юридически, ни фактически, так как они имеют различную правовую природу и значительно отличаются своими правовыми режимами.

При нынешней складывающейся ситуации, нам достоверно известно, что условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах являются одними из самых строгих, а порой невыносимыми.

Эксперты Европейского Суда по правам человека, еще в 2008 году в рамках доклада Хельсинского комитета отмечали, что данное обстоятельство обусловлено как нарушением конституционных прав граждан, не признанных судом виновными, так и совершенно ненадлежащими бытовыми и санитарными условиями (отсутствие стандартов жилых помещений в СИЗО, постоянные запахи испражнений и канализации), в том числе переполненностью камер, нехваткой спальных мест, отсутствием нормальных туалетов, умывальников, душевых, достаточного количества дневного света, отсутствием возможности получения своевременной медицинской помощи, занятия каким-либо привычным видом деятельности и физкультурой, существенным ограничением по передвижению и пребыванию на свежем воздухе.

Доклад Рабочей группы, подготовленный для Комиссии ООН по правам человека отмечает, что условия предварительного заключения значительно хуже, чем условия отбывания уголовных наказаний. Тяжелые условия содержания при жестких ограничениях на свидания и другие контакты с семьей, запрет телефонных звонков; ограничения на получение передач, отсутствие возможностей для какой-либо активной деятельности в местах заключения.

И в этих условиях наши граждане находятся в течении нескольких месяцев, а нередко и лет. Даже если они и совершили уголовно наказуемое деяние, до вынесения приговора суда они не должны содержаться в таких условиях, это наши люди, им жить среди нас, они все разные, а закоренелых преступников там находятся единицы.

Кроме того, с самого начала содержания под стражей такие условия оказывают на заключенных прямое психологическое давление, прямо содействуют признанию вины в совершении преступлений при существующей в реальности невиновности. Такие вынужденные признания позволяют сократить срок судебного процесса, а также предоставляют возможность освобождения по амнистии после вынесения приговора, тогда как ходатайства и жалобы, напротив, продлевают их содержание в тяжелых условиях.

В контексте рассматриваемой нами проблемы на практике, условия содержания лиц в СИЗО намного суровее, чем в исправительных колониях, и могут быть приравнены к отбытию наказания в условиях тюремного режима.

Таким образом, минимальным усилием хотя бы частичного исправления ситуации при невозможности изменений условий содержания граждан, находящихся в СИЗО, является внесение изменений в действующие нормативные акты, определяющие правовое положение.

На основании изложенного анализа условий содержания граждан в СИЗО, а также соответственно в ИВС, ст.26 Конституции Республики

Беларусь, предлагается дифференцировать зачет срока содержания под стражей в зависимости от того, в каких условиях осужденным назначено наказание в виде лишения свободы, а также исходя из личности осужденного, тяжести совершенного противоправного деяния.

Для этого предлагается в ст.75 УК внести изменения, которые бы предусматривали, чтобы при осуждении лица один день содержания под стражей соответствовал бы:

1. Срок содержания под стражей и срок домашнего ареста либо срок нахождения в приемнике-распределителе для несовершеннолетних засчитываются судом в срок наказания или срок применения принудительной меры воспитательного характера.

При этом один день содержания под стражей либо нахождения в приемнике-распределителе для несовершеннолетних и четыре дня домашнего ареста соответствуют:

1) двум дням ареста или лишения свободы, двум дням пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном или специальном лечебно-воспитательном учреждении;

2) трем дням ограничения свободы;

3) трем дням исправительных работ или ограничения по военной службе;

4) восьми часам общественных работ.

Такой зачет сроков содержания под стражей в СИЗО является, на наш взгляд, проявлением гуманизма по отношению к гражданам.

Читать далее: