PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4100
19 июня 2020

Обратите внимание на семьи, в которых воспитываются дети-инвалиды.

Отсутствие дополнительных мер государственной поддержки для семей, воспитывающих детей-инвалидов, в том числе в вопросах обеспечения таких семей достойным жильём.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

Конституцией Республики Беларусь (статья 48) определено, что граждане имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

С одной стороны, определённая поддержка государства, в виде льгот отдельным категориям граждан, закреплена Жилищным кодексом Республики Беларусь (далее - ЖК) и другими нормативно-правовыми актами, а с другой - множество норм не реализуется, остаётся лишь на бумаге, а также трактуется местными органами власти на своё усмотрение.

1. Фактически «нерабочим» для семей, воспитывающих детей-инвалидов, является постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2012 г. № 202 «Об установлении перечня заболеваний, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире, и перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на получение дополнительной площади жилого помещения государственного жилищного фонда, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и отдельного структурного элемента» (далее – постановление Минздрава №202).

​В частности, согласно подпункта 1.7 пункта 1 статьи 36 ЖК проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным их совместное проживание с другими гражданами в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне. Анализ статьи 36 ЖК, с учётом требований Закона «О нормативно-правовых актах», а также кодекса в целом, показывает, что приведённое выше основание является самостоятельным и не зависит от иных.

Однако, Минский горисполком (администрации районов) трактуют указанную норму по-своему, считая, что определяющим фактором для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий является обеспеченность общей площадью жилого помещения менее пятнадцати квадратных метров (в городе Минске – менее десяти квадратных метров) на одного человека.

На практике семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеющих заболевания, указанные в постановлении Минздрава № 202, но обеспеченные общей жилой площадью по нормам ЖК, как правило, не ставятся на учёт.

Пример: многодетная семья из пяти человек (трое детей, двое из которых являются инвалидами) проживает в социальной двухкомнатной квартире, общей площадью 60.8 м.кв., кроме того, в собственности имеется квартира, в доме, который согласно градостроитльному плану предлагается снести (сроки сноса не определены). Несмотря на наличие заключений ВКК, о том, что у обоих детей-инвалидов, имеются заболевания входящие в перечень, утверждённый постановлением Минздрава № 202, семье неоднократно отказывали в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по причине обеспеченности семьи жильём более чем 10 м.кв. на человека.

Помимо этого нам известны случаи, когда людей снимают с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, не учитывая право на дополнительные метры.

Пример: семья из четырех человек, двое детей, один из которых инвалид, проживают в квартире матери жены. Супруги расторгают брак, бывший муж выписывается из квартиры. Бывшую супругу снимают с очереди, несмотря на имеющееся в деле заключение ВКК о наличии у ребёнка-инвалида заболевания, при наличии которого признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими им, в одной комнате или однокомнатной квартире, и не запросив информацию по данному вопросу в организации здравоохранения.

Кроме того, по нашему мнению, постановление Минздрава №202 подлежит глобальной переработке, поскольку содержит обобщённые понятия, позволяющие «играть» медицинскими терминами, при обозначении заболеваний, тем самым наделять, либо не наделять гражданина соответствующим правом. Также, полагаем, что перечень заболеваний, при наличии которых признаётся невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире и перечень заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на получение дополнительной площади жилого помещения государственного жилищного фонда, утвержденные постановлением Минздрава № 202, должны быть унифицированы.

Пример: семья, воспитывающая троих детей, один из которых ребенок-инвалид (4 СУЗ) проживает в Минске в 2-ух комнатной квартире площадью 55 кв.м. Ребенок-инвалид имеет заболевания, указанные в постановлении Минздрава № 202 (органическое заболевания центральной нервной системы (ДЦП тяжелой степени, сопровождающиеся недержанием мочи и (или) кала, тяжелая умственная отсталость). Однако, семье неоднократно отказывалось в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, мотивировав это обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 10 м.кв.

​Ко всему прочему, на практике зачастую возникают неточности при выдаче заключения ВКК о наличии у ребенка-инвалида заболеваний, включенных в постановление Минздрава № 202. В частности, медицинские работники (по незнанию либо иным причинам) выдают заключение ВКК о наличии у ребенка заболевания, включенного в перечень заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на получение дополнительной площади жилого помещения государственного жилищного фонда, когда ребенок имеет право на заключение ВКК о наличии заболевания, включенного в перечень заболеваний, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире.

​Считаем, что разрешить такие спорные ситуации поможет закрепление локальными нормативными правовыми актами Минздрава обязанности родителя (законного представителя) письменного запроса о предоставлении конкретного заключения ВКК (запись в медицинской карте), а также при принятии комиссией положительного решения, подпись родителя (законного представителя) о его согласии (несогласии) с заключением ВКК.

Учитывая изложенное, просим принять меры, направленные на единообразное применение и точное соблюдение норм ЖК и постановления Минздрава № 202.

2. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, крайне уязвимы в жилищном вопросе и в отдельных случаях не защищены законом. В частности, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, могут быть выселены из общежитий просто на улицу. Согласно статье 87 ЖК работники, прекратившие трудовые (служебные) отношения с организацией, предоставившей жилое помещение государственного жилищного фонда в общежитии, в случае отказа освободить жилое помещение в общежитии подлежат выселению из него со всеми гражданами, проживающими совместно с ними, в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Пример: семья, воспитывающая ребенка-инвалида, с 2004 года проживала в общежитии, находящемся в ведении одного из предприятий г.Минска (муж, являлся сотрудником предприятия). С 2008 года семья стоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 2020 год, предложений о строительстве семья не получала. В 2019 году с мужем не продлевают контракт и администрация общежития предъявляет требование семье о выселении. Пройдя несколько судебных инстанций, семья была выселена фактически на улицу. Судом было принято решение, основанное на нормах ЖК, но по своей сути противоречащее интересам несовершеннолетних, один из которых имеет тяжелую степень инвалидности. Поскольку после выселения семья утратила регистрацию, их сняли с очереди нуждающихся в улучшении условий.

С учетом изложенного, просим принять необходимые меры по защите интересов семей, воспитывающих детей-инвалидов, инвалидов в подобных и иных ситуациях, в том числе, произвести необходимую корректировку законодательства.

3. Несмотря на закрепленное законом право семей, воспитывающих детей-инвалидов, на получение жилых помещений коммерческого использования (далее - арендное жилье) и жилых помещений социального пользования, такое право часто остаётся на бумаге, так как приоритет отдаётся другим категориям граждан, в том числе многодетным семьям. Особенно остро данный вопрос стоит в небольших городах, где такая очередь не движется годами, либо отсутствует вовсе, поскольку такое строительство просто не ведется.

Проанализировав сложную жилищную ситуацию на местах, мы просим рассмотреть и на законодательном уровне:

установить четкие, обязательные к исполнению, сроки реализации права семей, воспитывающих детей-инвалидов, на получение жилых помещений социального пользования;

определить точный процент предоставляемого арендного жилья и жилых помещений социального пользования от общего массива строительства в год в отдельно взятом населенном пункте.

4. Просим в отдельных жилищных вопросах приравнять семьи, воспитывающие детей-инвалидов, к многодетным семьям, установив аналогичные льготы.

В частности:

- в части второй подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» закрепить, что максимальный размер льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения не должен превышать 100 процентов стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения, принимаемого в расчет для определения размера льготного кредита (по аналогии с многодетными семьями);

- в подпункте 1.8 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений»:

абзац второй дополнить категорией «семьи, воспитывающие ребенка-инвалида», установив таким образом, что субсидия на оплату части процентов предоставляется в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, увеличенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором (по аналогии с многодетными семьями, имеющими троих детей);

абзац третий дополнить категорией «семьи, воспитывающие двух и более детей-инвалидов», установив таким образом, что субсидия на оплату части процентов предоставляется в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, увеличенной на 3 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором (по аналогии с многодетными семьями, имеющими четверых и более детей).

Мы, подписавшие настоящее обращение, просим не оставлять его без внимания и принять дополнительные меры государственной поддержки для семей, воспитывающих детей-инвалидов. Такие меры будут в полной мере отвечать политике социальной направленности государства, а также соответствовать поднимаемым в последнее время Президентом Республики Беларусь вопросам обеспечения граждан республики жильем.

Учитывая, что вопросы государственной поддержки и защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов, поднимались в ранее направляемых обращениях, и рассматривались в государственных органах различного уровня, просим по итогам рассмотрения настоящего обращения организовать встречу представителей семей, воспитывающих детей-инвалидов, с представителями заинтересованных государственных органов, а также заместителем Премьер-Министра Республики Беларусь Кухаревым Е.В.

Читать далее: