PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4398
08 октября 2020

Рекомендации по реформам в системе общего среднего образования от учителей, родителей, учеников

Необходимость изменений системы общего среднего образования
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Уважаемые служащие Министерства образования Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 49 Конституции Республики Беларусь “Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования”.

Обращаемся к теме качества образования, получаемого в наших школах подавляющим большинством детей. Результаты PISA показали, что наши дети сильно отстают в способности применять знания на практике в сравнении с развитыми странами с высоким уровнем жизни, который в свою очередь достигается благодаря реализации потенциала проживающих в них людей. Искать, обрабатывать информацию, учиться самостоятельно и применять знания на практике - это необходимые навыки в современном мире, когда в наших школах все еще преобладают задания на заучивание без критического осмысления “зачем это знать” и “как это применять”.

Предлагаем идеи, которые на наш взгляд ускорят этот процесс, т.к. сформулированы из многолетней практики учителей, изучения опыта зарубежных стран, а также с учетом мнений сегодняшних учителей. Летом 2020 года проведен мониторинг школьного образования: собраны мнения 804 учеников школ, гимназий, лицеев, училищ и 154 - учителей из разных уголков Беларуси. 26 сентября 2020 проведено публичное мероприятие EduForum, на котором сформулированы предложения следующего содержания:

1. Переписать образовательные стандарты. С учетом мнения и привлекая к работе действующих учителей.

2. Переписать образовательные программы. С учетом мнения и привлекая к работе действующих учителей, родителей, представителей бизнеса, экспертов в образовании.

3. В учебные пособия по предметам гуманитарного цикла включать разные точки зрения на одну проблему. Чтобы школа учила мыслить и понимать различные точки зрения.

4. Отмена рейтинговой системы оценки учреждений образования. На данный момент она не отражает реальных показателей эффективности обучения по мнению более 70% учителей и лишь заставляет отвлекаться и работать в овральном режиме из-за необходимости выполнить "план". Но процесс образование намного гибче, нежели любые планы. Рейтинги должны быть только в качестве для самих школ, но не в качестве способа поощрения и наказания извне.

5. Каждую школу оценивать по динамике ее показателей.

6. Олимпиады должны быть отвязаны от рейтингов школ.

7. Форумы и конференции вместо олимпиад. Чтобы в них могло поучаствовать больше ребят, которые готовят свои проекты. Организуются школами самостоятельно.

8. Предварительное апробирование любых реформ в системе образования (хотя бы один учебный год).

9. Учебники должны проходить апробацию перед выпуском.

10. Вне зависимости от местонахождения учреждения, обеспечивать высокий уровень образования в нем.

11. Обновить курсы повышения квалификации с учетом мнений и запроса учителей городских и сельских школ различных районов.

12. Отменить ответственность учителя за ребенка во внеурочное время. Учитель физически не может контролировать ребенка вне класса. Эта мера несправедлива и унизительна по отношению к учителю, т.к. он должен отвечать за показатель, который от него не зависит напрямую.

13. Четкие обязанности у преподавателей без «и другие поручения администрация».

14. Повысить зарплату учителям и усилить профессиональный отбор.

15. Привести в соответствие наличие общих норм оценивания и необходимость использования индивидуального подхода оценивая.

16. Учителя сами решают как построить программу обучения. Проблема в том, что, стремясь соответствовать стандартной программе обучения, учитель не успевает качественно дать все темы, остановиться на чем-то, практически отработать, учитывать групповую динамику и настроение класса. Реальная среда образования разнообразна и менее предсказуема, чем в планах.

17. Убрать ненужные планы и метрики сверху. Освободить учителей от бюрократической нагрузки. Ввести электронный документооборот, в котором графики и отчеты по шаблонам строятся автоматически.

18. Создать электронную версию отчетов на основе шаблонов.

19. Учитель по желанию может вести или электронный, или бумажный вариант журнала.

20. Разрешить/рекомендовать самостоятельную разработку школами своей символики и на ее основе различных брелоков, маек и другой промо-продукции для продажи.

21. Закрепить возможность создавать в школьный парламент на базе учреждений общего среднего образования (орган самоуправления учеников) по инициативе учеников.

22. Расширить полномочия школьного самоуправления и попечительского совета. Имеется в виду, что коллектив школы самостоятельно решает внутренние вопросы без регуляции и излишних проверок извне.

23. Предоставлять возможность ученикам попрактиковаться в предварительно выбранной профессии. Обеспечивать время на одну-двух недельную стажировку в 8-9 классе и/или предусмотреть другие механизмы, как профессиональное обучение по типу УПК, но качественное, в 10-11 классе.

24. Обеспечить возможность учиться только в первую смену в школе для всех учащихся.

25. Дети должны ходить в удобной одежде в школе, без дресс-кода.

26. Отменить дресс-код для учителей.

27. Обеспечить бесплатный доступный рабочий интернет в школах. Он необходим как учителям, так и детям.

28. Обеспечить школьников бесплатными учебными пособиями.

29. Обеспечить бесплатное питание 1 р. в день.

30. Обеспечить школы канцелярским товарами, необходимыми для обучения (дневник, тетради, бумага, ручки, карандаши).

Это рекомендации, сформированные учителями, учениками, родителями, социальными педагогами, психологами, представителями администрации и экспертами.

Просим ознакомиться с текстом мониторинга и оценки среднего образования Беларуси, приложенного к обращению.

По результатам рассмотрения и изучения изложенных предложений просим ответить:

1. Что из перечисленного уже есть в планах, в каком виде и когда планируется реализация?

2. Что из этого точно не предвидится в качестве планов на реализацию или в принципе невозможно? Почему?

3. Будут ли сформулированные предложения рассматриваться на коллективных заседаниях, каких? Можно ли получить результаты обсуждений?

Читать далее: