PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4463
14 ноября 2020

Используйте депутатские полномочия для увольнения ЦИК, а не ссылайтесь на президентские! Обжалование ответа Совета Республики на обращение граждан.

На обращение граждан получен ответ не по существу. Напоминаем председателю Постоянной комиссии по законодательству Совета Республики Сивца С.М. о полномочиях депутатов и просим пояснить, как депутаты ими пользуются.
петиция
отправлена

Адресат:

Текущий статус обращения:

Председателю Постоянной комиссии по законодательству и

государственному строительству Сивцу С.М.

Уважаемый Сергей Михайлович!

26 октября 2020 нами получен ответ (копия прилагается) на электронное обращение. Указанный ответ мы считаем не соответствующим требованиям законодательства в части полного, всестороннего и объективного рассмотрения обращений и направления мотивированных и обоснованных ответов гражданам по следующим причинам.

В своём обращении мы просили не о цитатах из Избирательного кодекса, определяющих полномочия различных внешних по отношению к парламенту организаций и должностных лиц, а о том, чтобы депутаты «использовали имеющиеся у них полномочия» для обновления персонального состава Центральной избирательной комиссии и внесения изменений в Избирательный кодекс Республики Беларусь (далее - ИК).

Однако в ответе мы не получили никакой информации о том, что делают депутаты для изменения Избирательного кодекса. По поводу же изменения состава ЦИК получили ссылки на хорошо известные нам статьи ИК о полномочиях Президента по освобождению членов и руководителей ЦИК от должности до истечения срока.

Хотим заметить, что депутаты не могут воспользоваться чужими, то есть президентскими, полномочиями, а могут воспользоваться только своими. Напоминаем Вам, что именно Вы и Ваши коллеги можете сделать, и просим все же проинформировать, делаете ли.

1. Статья 14 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» «Права депутата Палаты представителей, члена Совета Республики» прямо называет одним из прав депутата «вносить с соответствующей мотивировкой вопрос об освобождении от должностей лиц, избранных, назначенных либо утвержденных соответственно Палатой представителей, Советом Республики». Согласно статье 32 Избирательного кодекса Республики Беларусь, Совет Республики избирает шесть из двенадцати членов Центральной избирательной комиссии, а также дает согласие Президенту Республики Беларусь на назначение Председателя ЦИК.

Соответственно, депутаты Совета Республики имеют право внести вопрос об освобождении от должностей шести членов ЦИК и Председателя ЦИК в связи с совершением действий, дискредитирующих Центральную комиссию (то есть лишающую её доверия избирателей). Просим сообщить, вносились ли такие вопросы Вами лично или другими депутатами? Если да – каковы были результаты рассмотрения этого вопроса? Если нет – будет ли поставлен этот вопрос, и в какие сроки? Если не будет – считаете ли Вы, что Центральная избирательная комиссия может и в дальнейшем отвечать за организацию выборов и референдумов и справится с этой задачей, не вызвав новой волны общественного негодования? Просим вспомнить, что по указаниям именно этой комиссии большинство независимых наблюдателей было лишено возможности непосредственного наблюдения за последними выборами, а затем эта же комиссия, полагаем, проигнорировала 6,8 тысяч нарушений, зафиксированных наблюдателями даже без постоянного доступа на участки.

2. По вопросу о необходимости внесения изменений в Избирательный кодекс Вы не обозначили своей позиции и позиции Совета Республики в принципе, а лишь сообщили, что наше обращение будет «обобщено и проанализировано» в ходе обсуждения изменений в Конституцию на неких «диалоговых площадках».

Между тем статья 99 действующей Конституции Республики Беларусь называет Совет Республики среди субъектов законодательной инициативы, и возглавляемая Вами Постоянная комиссия может быть инициатором рассмотрения изменений в избирательное законодательство. Мы писали Вам не о долгом и кропотливом рассмотрении разнородных предложений граждан на «диалоговых площадках» по изменению Конституции, а о том, что сегодняшнее избирательное законодательство нуждается в реформировании ранее, чем Конституция, и просили Вас незамедлительно инициировать реформу избирательного законодательства.

Мы специально отмечали, что Избирательный кодекс должен быть изменен до начала конституционной реформы, а не одновременно с нею. Поэтому считаем, что увязывание изменений в ИК с обсуждением Конституции – это попытка проигнорировать проблему, что может привести только к эскалации напряжённости в обществе.

Хотим еще раз напомнить, что совершенствование Избирательного кодекса может быть инициировано и осуществлено именно Национальным собранием, и достаточно быстро. Ведь только после изменений, обеспечивающих полноценный контроль общества за избирательным процессом, предполагаемый референдум по Конституции может вызвать минимально необходимое доверие избирателей.

Таким образом, руководствуясь своим правом на рассмотрение обращений по существу, просим проинформировать, работает ли Постоянная комиссия по законодательству и государственному строительству над изменениями в Избирательный кодекс Республики Беларусь? Если нет – почему? Если да — когда проект этих изменений сможет увидеть общественность?

В завершение повторяем свои требования коротко. Мы настоятельно просим проинформировать нас о Вашей личной деятельности и деятельности возглавляемой Вами Постоянной комиссии:

1) в направлении пересмотра персонального состава ЦИК путем внесения соответствующих вопросов относительно кандидатур, к избранию или назначению которых имел отношение Совет республики (на основании статьи 14 Закона Республики Беларусь «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики»).

2) в части срочного инициирования реформы избирательного законодательства (на основании статьи 99 Конституции Республики Беларусь).

Если таковая деятельность отсутствует – просим объяснить ваши мотивы, оценив вклад Совета Республики в постоянно углубляющийся политический кризис в стране.

Просим обеспечить надлежащее рассмотрение обращения.

Читать далее: