PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4631
29 января 2021

Всебелорусское народное собрание

Необходимость проведения проверки соблюдения и исполнения государственными органами власти законодательства Республики Беларусь при принятии и исполнении Указа Президента
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

28 декабря 2020 г. был издан Указ президента Республики Беларусь № 492 «О созыве шестого Всебелорусского народного собрания» (далее - Указ). Согласно пунктам 1 и 2 Указа, 11 и 12 февраля 2021 г. состоится шестое Всебелорусское народное собрание с обсуждением вопросов о социально-экономическом развитии Беларуси и о направлениях общественно-политического развития страны.

Мы, граждане Республики Беларусь, просим провести проверку соблюдения и исполнения государственными органами власти законодательства Республики Беларусь при принятии и исполнении Указа.

Проверку на соответствие Конституции:

В соответствии со статья 37 Конституции Республики Беларусь граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. В развитие ст. 37 Конституции Республики Беларусь принят Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. № 411-З «О республиканских и местных собраниях» (далее - Закон). Поскольку Указ принят в соответствии со ст. 37 Конституции, то Всебелорусское народное собрание (далее - ВНС) является республиканским собранием.

Согласно ст. 9 Закона участники республиканского собрания избираются на собраниях коллективов работников организаций, граждан по месту учебы или службы, местных собраниях, собраниях высших органов республиканских государственно-общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, других общественных объединений, представляющих все административно-территориальные единицы Республики Беларусь.

Согласно п. 4.4. Указа, участники шестого Всебелорусского народного собрания избираются только районными, городскими (городов областного подчинения), Минским городским Советами депутатов и наиболее многочисленными общественными объединениями. Данный пункт указа необоснованно ограничивает права граждан Беларуси в том числе мое “на участие в решении государственных дел”, гарантированное статьей 37 Конституции и прямо противоречит ст. 9. Закона.

Согласно ст. 10 Закона, президент имеет право определить только “Нормы представительства и порядок избрания участников республиканского собрания, а также состав организационного комитета по подготовке и проведению республиканского собрания”.

Согласно ст. 9 Закона, вне зависимости от того, как Президент определил изложенные выше пункты, выбор участников должен осуществляться субъектами, перечисленными в ст.9 Закона.

Согласно ст. 137 Конституции, указ имеет юридическую силу выше закона только в случае, когда полномочия на издание указа предоставлены Законом. Закон «О республиканских и местных собраниях» не предоставляет президенту таких полномочий - решать кем будут избираться участники ВНС.

С учетом ст. 137 Конституции Республики Беларусь, Президент не имеет права выходить за полномочия, предоставленные ему Законом.

Таким образом, указанные положения Указа противоречат с. 9, 10 Закона «О республиканских и местных собраниях», нарушают статьи 37, 137 Конституции Республики Беларусь.

При проведении заседаний по вопросу избрания участников ВНС советами депутатов совершается нарушение Закона «О республиканских и местных собраниях».

Следует отметить, что указы о проведении всех предыдущих всебелорусских народных собраний (с первого по пятое) издавались без подобных дискриминирующих ограничений.

Подпункт 4.1 пункта 4 Указа устанавливает, что участниками шестого Всебелорусского народного собрания являются совершеннолетние граждане Беларуси, а также депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Беларуси. При этом подпункт 4.2 рассматриваемого пункта Указа закрепляет, что в качестве приглашенных выступают также «руководители государственных органов и организаций».

Статья 13 Конституции Республики Беларусь закрепляет равенство форм собственности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. В свою очередь, Указ к приглашенным лицам на Всебелорусское народное собрание относит исключительно руководителей государственных органов и организаций.

Указанное представляет собой ничто иное, как ограничение прав граждан, представляющих организации частной формы собственности, быть представленными на Всебелорусском народном собрании и иметь возможность защиты своих интересов.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 26, 27 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»,

ПРОСИМ:

вынести предписание об устранении нарушений законодательства Республиканскому, областным и Минскому городскому организационным комитетам по подготовке и проведению шестого Всебелорусского народного собрания, а также всем местным советам депутатов и официальных предупреждений их руководителям (ст.ст.27, 41, 42 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»).

Читать далее: