PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4651
01 февраля 2021

Проверка Указа №492 «О созыве шестого всебелорусского народного собрания».

По нашему мнению, в ходе организации ВНС нарушено конституционное право граждан на непосредственное участие в управлении делами общества и государства, а также Закон "О республиканских и местных собраниях».
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Обращение в порядке ст.158 Закона "О конституционном судопроизводстве".

Об устранении пробелов, исключении коллизий и правовой неопределенности в регулировании порядка проведения республиканских собраний.

Вид и название нормативного правового акта, содержащего пробелы, коллизии и правовую неопределенность, дату и номер его принятия (издания):

1. Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. № 411-З «О республиканских и местных собраниях» (далее - Закон о собраниях);

2. Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2020 г. № 492 «О созыве шестого всебелорусского народного собрания» (далее – Указ №492);

3. Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь” (далее – Закон о местном управлении и самоуправлении);

4. Закон Республики Беларусь от 27 марта 1992 г. № 1547-XII “О статусе депутата местного совета депутатов” (далее – Закон о статусе депутата).

Правовое обоснование позиции заявителей о наличии в нормативном правовом акте пробелов, коллизий и правовой неопределенности, имеющих конституционно-правовое значение:

В соответствии со статьёй 37 Конституции граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.

Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определенными законом способами.

В порядке, установленном законодательством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.

Указ №492 принят в соответствии со статьёй 37 Конституции Республики Беларусь и в целях реализации конституционного права граждан участвовать в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни, как это указано в его преамбуле.

Поскольку Указ принят в соответствии со статьёй 37 Конституции, то Всебелорусское народное собрание (далее - ВНС) является частным случаем республиканского собрания.

В развитие статьи 37 Конституции принят Закон о собраниях. Согласно статье 3 Закона о собраниях, республиканские и местные собрания как основная форма непосредственного участия граждан Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - граждане) в управлении делами общества и государства созываются для обсуждения вопросов государственной и общественной жизни республиканского или местного значения.

Согласно статье 9 Закона о собраниях участники республиканского собрания избираются на собраниях коллективов работников организаций, граждан по месту учёбы или службы, местных собраниях, собраниях высших органов республиканских государственно-общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, других общественных объединений, представляющих все административно-территориальные единицы Республики Беларусь.

Такой механизм выбора делегатов и позволяет реализовать право на непосредственное участие в обсуждения вопросов государственной и общественной жизни.

Согласно ст.10 Закона о собраниях республиканское собрание созывается по мере необходимости Президентом Республики Беларусь для обсуждения важных вопросов государственной и общественной жизни республиканского значения и проектов соответствующих решений.

Нормы представительства и порядок избрания участников республиканского собрания, а также состав организационного комитета по подготовке и проведению республиканского собрания, в том числе его председатель, определяются Президентом Республики Беларусь или по его поручению уполномоченным государственным органом (должностным лицом). Полагаем, что, с учётом норм ст.9 Закона, не предполагалось иного субъектного состава лиц, которые выбирают делегатов (участников) ВНС, а Президент имеет возможность установить лишь порядок выбора именно этими субъектами делегатов.

Поскольку два нормативных правовых акта устанавливают различный механизм выбора участников республиканского собрания, имеет место коллизия нормативных актов, которая ведет к правовой неопределенности, в части формирования состава ВНС. Возвращаясь к Указу № 492, можно отметить, что им изменён не только порядок (механизм) отбора, но и субъекты, которые это делают.

Следует отметить, что в соответствии со статьёй 137 Конституции, Конституция обладает высшей юридической силой. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Полагаем, что Указ №492, как принятый в соответствии со статьёй 10 Закона о собраниях (несмотря на то, что прямого указания на это в Указе №492 не имеется, данный вывод вытекает из системного толкования норм Конституции, Закона о собраниях, анализа ранее принятых Указов Президента, которые также касались созыва всебелорусских собраний), относится к категории Указов, полномочие на издание, которых предоставлено Законом, а, следовательно, имеет меньшую по сравнению с данным законом силу.

Примечательно, что выдвижение делегатов на пятый ВНС в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 3 мая 2016 г. №164 «О созыве пятого всебелорусского народного собрания» происходило в соответствии с Законом о собраниях.

Сам механизм отбора участников шестого ВНС стал примером непрозрачного и предопределённого отбора. Положением о порядке выдвижения кандидатур и избрания участников шестого Всебелорусского народного собрания, утверждённым Премьер-министром Республики Беларусь определено, что участники ВНС избираются Советами депутатов из числа депутатов местных советов депутатов и общественными объединениями на заседаниях их руководящих органов республиканского уровня.

Весьма показательным в этом плане является мнение руководителя рабочей группы республиканского оргкомитета по подготовке собрания, заместителя главы Администрации Президента Андрея Кунцевича: «Ставка на депутатов местных советов всех уровней и актив крупнейших общественных объединений при выдвижении делегатов VI Всебелорусского народного собрания логична и объективно оправдана» (https://www.belta.by/society/view/mehanizm-vydvizhenija-delegatov-vsebelorusskogo-narodnogo-sobranija-logichen-i-objektivno-opravdan-422269-2020/).

Аналогичная позиция высказана председателем Минского городского Совета депутатов Андрей Бугровым: «Всебелорусское народное собрание является наивысшей формой народовластия, а депутаты всегда были проводниками между властью и общественными предложениями. Они представляют все слои общества, поэтому приятно, что в народном собрании будет участвовать абсолютно каждый депутат городского Совета.» (https://www.belta.by/regions/view/minskij-gorodskoj-sovet-deputatov-opredelil-55-delegatov-na-vns-423045-2021/).

Иными словами, не получив никаких полномочий от избирателей, депутаты местных советов избирают сами себя, для участия в ВНС, тем самым нарушая ст.37 Конституции, в части принципа непосредственности участия граждан в республиканских собраниях (в том его понимании, который заложен в Конституции и развит нормами Закона о собраниях). Во Всеобщей декларации прав человека (принята в г. Нью-Йорке 10.12.1948) (далее - Всеобщая декларация) установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами без каких-либо различий в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или иного положения. Равноправие означает отсутствие привилегий и запрет дискриминации по каким бы то ни было основаниям. В реализованном механизме отбора участников ВНС, полагаем, усматривается как нарушение норм Всеобщей декларации, так и нарушение ст.23 Конституции, которая постулирует аналогичные ценности: никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону. Ограничивая круг лиц, которые могут быть делегатами на ВНС, происходит ни что иное, как ограничение конституционных прав и свобод граждан. Не может презюмироваться, что, выбирая депутата местного совета, избиратель, наделяет его какими–либо полномочиями, которые прямо не вытекают из актов законодательства непосредственно регулирующими статус депутатов (Конституция, Закон о местном управлении и самоуправлении, Закон о статусе депутата).

Согласно ст.120 Конституции местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.

Согласно ст.1 Закона о местном управлении и самоуправлении местное самоуправление - форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, - граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Ст. 9 Закона о статусе депутата определены следующие формы деятельности депутата:

— участие депутата Совета в работе сессий Совета и заседаниях его органов;

запрос депутата Совета;

— обращение депутата Совета;

— участие депутата Совета в установленном порядке в проверках работы государственных органов и других организаций;

— предложение депутата Совета об устранении нарушения законности;

— участие депутата Совета в работе депутатских групп и других депутатских объединений.

Деятельность депутата Совета в Совете и его органах может осуществляться также в иных формах, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь.

Данные нормы подтверждают тезис о том, что депутаты не могут рассматриваться в качестве лиц, представляющих волю избирателей в вопросах общереспубликанского масштаба (принимать участие в республиканских собраниях), тем более они не могут самоизбираться в качестве делегатов. Сложившаяся ситуация свидетельствует о коллизии норм Указа №492 и Законов о местном управлении и самоуправлении и о статусе депутата.

Также вызывает вопрос о возможности включения в состав делегатов ВНС Президента Республики Беларусь, поскольку на ряду с иными лицами, он является приглашённым лицом. Более того, поскольку ВНС как республиканское собрание не может выносить никаких решений, а согласно ст.6 Закона о собраниях только предлагать их для реализации, в первую очередь, самому Президенту. Данный факт следует рассматривать как конфликт интересов и имеющую место правовую неопределённость статуса Президента.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь абзацем восьмым части третьей статьи 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, ст.158 Закона о конституционном судопроизводстве, просим:

1. принять к своему производству материалы с целью устранения вышеописанных пробелов, исключению коллизий и правовой неопределенности в нормативных правовых актах;

2. обратиться к Президенту Республики Беларусь с предложением о внесении изменений и дополнений в Указ №492, предусмотрев в нём нормы исключающие ограничения по субъектному составу ВНС, при этом выбор делегатов будет основан на непосредственном волеизъявлении граждан и позволит каждому получить возможность стать делегатом, при условии поддержки определённого количества граждан.

Читать далее: