PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4735
06 марта 2021

Закон "Об обращениях граждан" - предложения

Внесение предложений в законопроект "Об обращениях граждан и юридических лиц"
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Законопроект «Об обращениях граждан и юридических лиц» поступит на рассмотрение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь в ноябре 2021 года. До этого момента будет работать рабочая группа по усовершенствованию законодательства в сфере взаимоотношений с органами государственной власти.

В рамках подготовки законопроекта, Национальный центр законодательства и правовых исследований проводит мониторинг законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.

Полагаю, что разработка законопроекта не может осуществляться исключительно под эгидой исполнительной власти, не учитывая мнения граждан, которые используют своё конституционное право на обращение в государственные органы. Разработка такого важного законопроекта невозможна без учёта мнений гражданского общества, так как в противном случае, теряется одно из самых необходимых условий законотворчества – плюрализма мнений.

Основной задачей действующего Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» является оказание государственных консультационно-информационных услуг населению, а также, информирование об условиях и порядке организации и оказания государственных услуг, оказание содействия в реализации прав на установленные законодательством формы и виды социальной поддержки и защиты прав и законных интересов заявителей.

Регулируя таким образом правоотношения с обществом, законодатель сам определил, что работа с обращениями граждан не является второстепенной задачей по отношению к решению вопросов возложенных на государственный орган. Реагирование на обращения граждан и юридических лиц, фактически, является одним из видов административных процедур.

Однако, действующий закон об обращениях граждан, указывает только исчерпывающий перечень видов обращений граждан (обращение, жалоба, заявление, предложение), в то время, как не приводит перечень административных процедур, которые должны приниматься по результатам рассмотрения обращения.

Полагаем, что ответы на обращения граждан и юридических лиц должны быть отнесены к видам административных процедур, в связи с чем, необходимо указать перечень мер, принимаемых по результатам обращения:

- организационные (распределение обязанностей, регламент взаимоотношений и т.д.)

- принятие решений в виде постановлений, приказов, устных распоряжений и т.д.

- использование информации (документооборот)

- совершение определенных юридических действий (лицензирование, регистрация и т.д.)

- осуществление координации

- осуществления ведомственного контроля

Это позволит снизить количество формальных ответов и отписок.

Помимо предусмотренных письменной и устной формы обращений, законом в 2011 году была введена новая форма обращений – электронная. Нововведение обусловлено тем, что в действовавшем ранее законодательстве об обращениях граждан и юридических лиц отсутствовало регулирование такой формы обращения.

В пункте 7 статьи 25 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» регулируется порядок ответов на электронные обращения граждан, носящими массовый характер (более 10-ти). Так, в настоящий момент, законом предусмотрено право государственного органа давать ответы путём размещения на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.

Такая норма (в случае не предоставления ответа) лишает заявителя права на обжалование решения государственного органа путем обжалования в вышестоящий орган или в судебном порядке.

Полагаем целесообразным указать в п.7 ст. 25 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» норму о том, что заявители массовых обращений должны уведомляться об ответе, путем направления им на адрес электронной почты адрес страницы официального сайта государственного органа или другой государственной организации, где размещен ответ.

Законом «Об обращениях граждан» предусмотрены такие виды обращений, как индивидуальное обращение граждан и коллективное обращение граждан. Вместе с тем, не указан порядок рассмотрения указанных обращений, и чем отличие такого порядка.

Статья 22 Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» в настоящий момент содержит не все нормы, регулирующие порядок рассмотрения коллективных обращений.

Так, в соответствии со ст. 1 указанного закона, коллективным обращением является обращение двух и более заявителей, а ст. 22, указывает, что рассмотрение коллективных обращений от 30-ти и более заявителей предполагает рассмотрение с выездом на место, если иное не вытекает из этих обращений.

Таким образом, закон в настоящее время никаким образом не выделяет коллективные обращения в особый порядок рассмотрения, в зависимости от количества заявителей, как индикатора общественной важности разрешаемого вопроса в обращении. Такие обстоятельства осложняют организацию обжалования ответа на коллективное обращение.

Коллективные обращения от большинства заявителей появляются на фоне общественного недовольства действиями/бездействиями государственного органа, тем они отличаются от индивидуальных обращений, где рассматриваются частные вопросы.

Вместе с тем, не выделяя в особый порядок рассмотрение коллективных обращений, а в дальнейшем, усложняя процедуру обжалования ответа на такое обращение, государство, фактически, упускает возможность реагирования на обращения, отражающие мнение отдельной социальной группы, что ведет к неэффективности работы исполнительной власти на местах.

Предлагаем включить в ст.22 Закона, нормы, регулирующие порядок рассмотрения коллективных обращений от 100 (ста) и более заявителей, и указать, что по результатам рассмотрения коллективного обращения, государственным органом или государственной организацией, рассматривающей обращение, составляется протокол о принятом решении, который должен храниться вместе с обращением.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», протокол, как процессуальный документ, является документацией коллегиальных органов (протоколы совещаний, решения и др.).

Следовательно, для составления протокола о рассмотрении коллективного обращения, требуется временно созданный коллегиальный орган (временная комиссия) по рассмотрению коллективного обращения по существу. Рассмотрение коллективного обращения единолично запрещено.

Необходимо отметить, что в настоящий момент такой порядок рассмотрения коллективных обращений предусмотрен внутренними инструкциями некоторых государственных органов и организаций.

Полагаем, что такой порядок должен быть законодательно установлен, а не регулироваться локальными правовыми актами.

Более того, такой порядок рассмотрения коллективных обращений, делает возможным доступ к правосудию каждому заявителю обращения, если обжалование принятого решения будет необходимо.

В рамках проводимого правового мониторинга в отношении законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, просим принять к сведению предложения, изложенные в обращении.

Читать далее: