PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4968
23 июня 2021

Против внесения бело-красно-белого флага и лозунга «Жыве Беларусь!» в список нацистской символики

Против внесения бело-красно-белого флага и лозунга «Жыве Беларусь!» в список нацистской (коллаборационистской) символики
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

11 июня 2021 года Президент Республики Беларусь поручил Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь и лично Качановой Наталье Ивановне осуществлять контроль за основными нормотворческими документами, в целях недопущения негативных последствий от принимаемых нормативных правовых актов.

21 июня 2021 года Белорусский союз журналистов сообщил о том, что Министерство внутренних дел Республики Беларусь направило в Комитет Государственной Безопасности проект акта «Об установлении перечней организаций и иных структур, нацистской символики и атрибутики». Из официального сообщения следует, что документ содержит не только перечень нацистской (коллаборационистской) символики и атрибутики, но и предлагает приравнять к этим символам бело-красно-белый флаг, а также лозунг «Жыве Беларусь!».

Считаю такое решение чрезмерным, не отвечающим задачам государственной политики.

Прошу Вас рассмотреть предложение об исключении таких предложений из проекта акта Министерства внутренних дел Республики Беларусь «Об установлении перечней организаций и иных структур, нацистской символики и атрибутики».

Президент Беларуси подписал Указ №1 «Об объявлении 2021 года Годом народного единства». Такое решение принято для консолидации общества, сплочения белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости страны.

В Беларуси также учрежден государственный праздник – День народного единства. Соответствующий Указ №206 был подписан Президентом Республики Беларусь 7 июня 2021 года.

В рамках реализации программ Года народного единства, с 12 января по 8 февраля 2021 года в Республике Беларусь проводился опрос общественного мнения «Социальное мышление», при взаимодействии с аккредитованными в Беларуси социологическими центрами.

Опрос общественного мнения «Социальное мышление» показал, что 62,1% населения Беларуси негативно относятся к использованию бело-красно-белого флага. Следовательно, 37,9 % респондентов к бело-красно-белому флагу относятся положительно по различным причинам, не имеющим под собой политических мотивов (с исключением радикализированных слоев общества).

Также исследования общественного мнения показали, что не поддерживают акции протеста, проходившие в нашей стране после выборов Президента Республики Беларусь в августе 2020 года – 72,4 % респондентов.

Сравнительный анализ данных исследования говорит о том, что после событий августа 2020 года в белорусском обществе сформировался новый слой населения, который не поддерживает (не одобряет) акции протеста, но в тоже время, для них бело-красно-белый флаг остается положительным символом, не связанным с политической ситуацией. Такой социальной группой общества можно назвать 20,6% участвующих в опросе общественного мнения.

Результаты общественного мнения, фактически, зафиксировали отдельную, значительную прослойку белорусского общества, которое так или иначе связывает свои личные и культурные достижения с бело-красно-белым флагом.

Не учитывая мнения, прав и свобод значительной прослойки общества невозможна реализация программы консолидации и сплочения белорусского народа.

Предложение сделать 2021-й Годом народного единства глава государства высказал во время новогоднего обращения к белорусскому народу: «Давайте будущий год сделаем годом народного единства. Будем жить своим умом, создавать ценности своими руками. Беречь, дорожить и любить так, как могут только белорусы – умная, толерантная, устремленная в будущее нация!».

Президент Республики Беларусь многократно подчеркивал государственную политику толерантности. На встрече по вопросам развития отечественного производства стрелкового оружия он также отметил: «Мы не собираемся кого-то побеждать, а должны защищать свои семьи и самих себя». Следовательно, глава государства неоднократно указывал, что толерантность лежит в основе государственной политики.

Нарастание негативных факторов в социальной сфере приобрело системный характер и является на сегодняшний день главным деструктивным механизмом в консолидации белорусского общества. Стратегическая направленность идеологической политики государства не соответствует реальной социально-общественной ситуации, что является основной причиной затянувшегося кризиса в обществе и усугублении ряда негативных тенденций в белорусском обществе: нарастание конфликтности, психоэмоциональной напряженности, агрессивности, интотолерантности. Подтверждением этих выводов является количество людей, привлеченных к ответственности за разжигание социальной вражды и несоблюдения равноправия граждан.

Любые события, связанные с общественно-социальными потрясениями (август 2020 года), в дальнейшем поднимают в обществе вопросы социальной справедливости. Отсутствие социальной справедливости и продолжающаяся несправедливость среди населения в послекризисный период, не позволяют гражданам пережить свой травматический опыт. Как следствие, отдельные люди, часто их семьи и отдельные социальные группы в целом претерпевают длительные психические изменения. Политические кризисы оказывают негативное влияние на здоровье, программы, направленные на консолидацию общества, достижения справедливости, мира и стабильности, государство в идеологической работе обязано компенсировать или уменьшить это негативное воздействие.

По этой причине для консолидации белорусского общества в Год народного единства, идеологическая работа должна быть направлена на важность психосоциального благополучия и психического здоровья для восстановления общества.

Несоблюдение культурных и субъективных ценностей значительной социальной группы общества приведет к социальным и психологическим последствиям для них и их семей. Это происходит особенно в тех случаях, когда социально-экономическая, политическая, религиозная или этническая дискриминация продолжается и после конфликта.

В случае, если государством не принимаются никакие меры, или они направлены на дискриминацию отдельных слоев общества, травма и чувство несправедливости могут передаваться из поколения в поколение. Таким образом они могут ослабить или навсегда изменить целое общество. Особенно когда страдают не только отдельные люди, но и целые сообщества.

При такой организации идеологической работы говорить о консолидации и объединении белорусского народа невозможно.

С 1991 года по 1995 год бело-красно-белый флаг являлся официальным государственным флагом Республики Беларусь. Под этим флагом независимая Республика Беларусь впервые участвовала в Олимпийских играх в Лиллихаммере (1994 год). Именно под бело-красно-белым флагом серебряными призёрами Игр стали конькобежец Игорь Железновский и биатлонистка Светлана Парамыгина. Более того, многие граждане, в тот период призывались в армию Республики Беларусь, где в торжественной обстановке под бело-красно-белым флагом давали присягу на верность народу, Республике Беларусь, и выполнять требования воинских уставов, приказы командиров. Многие из этой социальной группы до сих пор являются военнообязанными.

Для каждого из них, период с 1991 года до 1995 года являлся периодом достижений в личной жизни, и эти достижения неразрывно связаны с бело-красно-белым флагом. Эта прослойка нашего общества гордится своими личными достижениями, рассказывает о них своим детям и будущему поколению, при этом уважительно относятся к современной символике государственности.

Любая политика государства, направленная на дискредитацию бело-красно-белого флага, приведет к дискриминации отдельной социальной группы общества, что разделит общество, не позволит консолидироваться и преодолеть последствия политического кризиса.

Необходимо отметить, что внесение бело-красно-белого флага и лозунга «Жыве Беларусь!» в список нацистской (коллаборационистской) символики будет иметь и другие негативные последствия для государства.

В частности, лозунг «Жыве Беларусь!» до декабря 2020 года размещался в качестве девиза «Народной газеты», которая является официальным изданием Национального собрания и входит в крупнейший национальный медиахолдинг «Издательский медихолдинг «Беларусь сегодня»». Если окажется, что официальное государственное издание размещало нацистский лозунг, то потребуется изъять все экземпляры из библиотек. Также, необходимо будет изъять все видеоархивы, которые фиксируют события первого срока президентства Александра Григорьевича Лукашенко. Фактически, необходимо вычеркнуть и уничтожить период становления белорусской государственности, независимо от того, под каким флагом это становление происходило.

Культура Республики Беларусь гордится поэтами и писателями, которые стали популяризаторами белорусской идентичности в глазах мировой общественности. Многие из них использовали в своих произведениях описание бело-красно-белого флага и лозунга «Жыве Беларусь!». При такой политике государства, необходимо будет вычеркнуть не только отдельные пласты истории, но и вырезать целый пласт белорусской культуры.

Такие меры однозначно прибавят социальной напряженности в обществе, что недопустимо в Год народного единства.

В рамках реализации программ Года народного единства, с целью консолидации и сплочения белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости страны, предлагаю рассмотреть проекты, которые на практике будут содействовать народному единству.

Государство, на основе конституционных принципов, берет на себя обязанность регулировать отношения между социальными, национальными и другими общностями, ответственность за сохранение историко-культурного наследия и свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

Отдельная социальная группа нашего общества, для которой бело-красно-белый флаг связан с новой историей становления белорусской государственности, личными достижениями и достижениями Республики Беларусь в период, когда флаг являлся государственным флагом Республики Беларусь, должна являться неотъемлемой частью Белорусского народа.

Более того, такая социальная группа общества состоит из коренного населения Беларуси и не имеет иной родины и государства, кроме Республики Беларусь.

Статья 8 Конституции Республики Беларусь декларирует, что наше государство признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов дает исчерпывающее определение таких социальных групп, и определяет их как коренное население, которое сохраняет историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей (оккупантов) и развивались на собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества. Они могут составлять слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развивать и передать будущим поколениям культуру и самобытность в соответствии со своими культурными особенностями.

Представителями такой социальной общности является любое лицо, принадлежащее к этой социальной группе по своему самосознанию (сознание принадлежности к группе), признаваемое и принятое населением в качестве его члена.

Руководствуясь принципами международного права, никак нельзя признавать бело-красно-белый флаг нацистской (коллаборационистской) символикой лишь на основании того, что флаг использовался во время Великой Отечественной войны силами оккупантов, в целях ассимиляции белорусского народа. Это приведет к расколу общества, открытой дискриминации отдельных слове населения и обострению напряженности в обществе, что не соответствует задачам объявленного Года народного единства.

Согласно ст. 40 указанного Закона, субъектами нормотворческой деятельности являются государственные органы, которые в соответствии с законодательством внести в нормотворческий орган проект нормативного правового акта.

Вместе с тем, граждане, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, вправе внести проект нормативного правового акта или мотивированное предложение о внесении изменений (уточнений) в нормативный правовой акт в государственный орган, имеющим соответствующие полномочия.

Предлагаем рассмотреть проект нормативного правового акта, который закрепит право отдельных социальных групп нашего общества на самоопределение и сохранение символов, исторически сформировавшихся на территории Республики Беларусь, определяющих коллективную культурную идентичность и самосознание, не имеющих иного государства, кроме Республики Беларусь.

Необходимость нормативного акта продиктована необходимостью консолидации и единения белорусского народа и противодействия дискриминации граждан Республики Беларусь внутри нашего государства по культурным, этническим или языковым признакам.

Читать далее: