PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №5036
26 июля 2021

Усовершенствование антикоррупционного законодательства

Закон «О борьбе с коррупцией» нуждается в дополнениях.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

23 июля 2021 года Советом Министров Республики Беларусь внесён в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией». Им предусмотрена корректировка Закона от 15 июля 2015 г. № 305-3 «О борьбе с коррупцией».

В соответствии со статьёй 34 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» государственную координацию нормотворческой деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь и уполномоченные им государственные органы в пределах представленных им полномочий.

Граждане в нашей стране имеют возможность осуществлять власть непосредственно через представительные органы, определённые в Конституции. Высшим представительным законодательным органом является Национальное собрание Республики Беларусь.

Вместе с тем, граждане, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, вправе внести проект нормативного правового акта или мотивированное предложение о внесении изменений (уточнений) в нормативный правовой акт в государственный орган, имеющим соответствующие полномочия.

В соответствии со ст.6 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» нормотворческая деятельность осуществляется на принципах гласности, а нормотворческие органы (должностные лица) при планировании, подготовке, принятии (издании) нормативных правовых актов должны учитывать мнение населения и интересы различных групп гражданского общества.

Просим Вас рассмотреть наше предложение о внесении уточнений в проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией».

Согласно нашим сведениям, около 20% постановленных обвинительных приговоров по коррупционным преступлениям имеют квалифицирующие признаки совершения преступления в составе организованной преступной группы (ОПГ). При этом, в большинстве случаев (в 70% от их числа), квалифицирующих признак совершения преступления в составе организованной преступной группы, вменяется формально в отношении должностных лиц обвиняемых в коррупции, которые, фактически, осуществляли обычную экономическую и иную деятельность в рамках должностных инструкций, и никак не связаны с профессиональной организованной преступностью.

Организованная преступная группа отличается от иных видов преступных групп более сложной внутренней структурой, наличием цели совместного совершения тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды, а также возможностью объединения двух или более организованных групп с той же целью.

Вместе с тем, в отличие от «предварительного сговора» (ст. 17 Уголовного кодекса Республики Беларусь, далее – УК), предварительная объединённость организованной группы означает совершение целенаправленных действий по её созданию, формированию структуры, определение места и роли каждого участника.

Ввиду того, что лицо, обвиняемое в коррупции, в силу своих должностных полномочий, фактически и так руководит каким-либо структурным подразделением органа или организации, то законодательная неопределенность позволяет вменять обвинения в совершении коррупционных преступлений с формальными квалифицирующими признаками совершения преступления в составе организованной преступной группы.

Сложившуюся правоприменительную практику в отношении дел данной категории никак нельзя назвать справедливой, а показатели выявленных коррупционных преступлений в составе преступной группы, негативно сказываются на оценке проявлений коррупциогенных факторов в нашем обществе.

Такую практику невозможно признать эффективными действиями, направленными на борьбу с коррупцией и пресечением преступлений, совершенных против интересов службы.

Необходимо напомнить, что инкриминируемые действия, совершенные в составе организованной преступной группы, являются отягчающим обстоятельством и предусматривает более строгий размер наказания за совершенное преступление, хоть данные отягчающие обстоятельства и являются формальными.

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией», и в целом, антикоррупционная политика нашего государства, направлена на борьбу с коррупциогенными факторами, которые существуют в неразрывном единстве с экономической и организованной преступностью.

В самом общем виде, такая коррупция обеспечивает высокие доходы как криминального, так и легального бизнеса, а часть этих доходов расходуется на коррупционные связи с органами власти, что, по нашему мнению, и является организованной преступностью, так как коррупционными проявлениями поражена вся вертикаль власти в отдельно взятой сфере жизнедеятельности общества.

Такие коррупциогенные факторы немыслимы в рамках отдельно взятого структурного подразделения организации, более того, зачастую не выходят за пределы структурных организаций.

Существующие законы и наша система правосудия абсолютно не различает этого. Такие примеры невозможно поставить в один ряд, а их оценка коррупционной опасности для общества, не идет ни в какое сравнение.

Такие аспекты требуют иной оценки общественной опасности совершаемых коррупционных преступлений, что должно отражаться в нормативно-юридическом урегулировании антикоррупционного законодательства.

В связи с этим просим рассмотреть нашу законодательную инициативу о внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». 

В качестве примечаний к статьям 210 УК, 235 УК, 424 УК, 425 УК, 426 УК, 429 УК, ст. 430 УК, ст. 431 УК, ст. 432 УК, ст. 455 УК, относящимся к категории коррупционных согласно Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», указать:

«Учредители, руководители и работники организаций или юридических лиц, руководители и сотрудники его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности с квалифицирующими признаками совершения преступления в составе организованной преступной группы, только в силу организационно-штатной структуры этого юридического лица или организации, его структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими должностных полномочий или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда юридическое лицо, его структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений. Квалифицирующие признаки организованной преступной группы вменяются при условии коррупционных проявлений, явно выходящих за пределы структурного подразделения».

Такие уточнения согласуются с политикой государства в сфере антикоррупционного законодательства, и по существу, являются продолжением мер, направленных на усовершенствование уголовного законодательства.

Осенью 2020 года внесены изменения в ст. 90, 91 Уголовного кодекса Республики Беларусь, где законодатель впервые разделил категории должностных лиц, совершивших коррупционное преступление, на лиц, занимающих государственные должности, и иных должностных лиц.

Предлагаемые уточнения в Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» позволят детально конкретизировать борьбу с коррупциогенными факторами в нашем обществе, которые существуют в неразрывном единстве с экономической и организованной преступностью. В то же время, уточнения разрешат проблемы эффективности, справедливости и гуманности уголовного законодательства в нашей стране, которые в настоящий момент являются актуальными для национальной уголовной политики.

Читать далее: