PETITION.BY - Удобный Город
23 марта 2023

Холодно, не пунктуально и небезопасно. Что беларусы думают об общественном транспорте

Петиции, посвященные проблемам общественного транспорта — одни из самых распространенных на Petitions.by. По своей популярности они уступают лишь «дорожным», которые этой весной становятся все актуальнее. А это значит, что эта тема важна для большинства жителей страны, и они не готовы о происходящем молчать.

Петиции, посвященные проблемам общественного транспорта — одни из самых распространенных на Petitions.by. По своей популярности они уступают лишь «дорожным», которые этой весной становятся все актуальнее. А это значит, что эта тема важна для большинства жителей страны, и они не готовы о происходящем молчать.

Еще одной важной особенностью этой темы является то, что городские власти, как правило, сразу признают наличие проблемы. Но, с другой стороны, именно решение по таким вопросам затягивается на долгие сроки, мы видим нескончаемую переписку с чиновниками, чехарду с отсылками к различным документам и нормативам. В этом марафоне, как правило, одна из сторон берет другую измором.

Но белорусские активисты — люди крепкие, мы верим в их выносливость. В любом случае, уже сейчас их можно благодарить хотя бы за то, что тема проблем с общественным транспортом  постоянно на слуху, чиновники регулярно вынуждены концентрировать на ней свое внимание.

Давайте посмотрим на некоторые из последних петиций, посвященных общественному транспорту, которые недавно появились на нашем портале.

ЖОДИНО

Одна из последних петиций посвящена общественному транспорту в Жодино. Жители города написали ее после того, как утром 14 февраля на маршруте №6 загорелся автобус. Никто не пострадал, водитель успел вывести всех пассажиров, а после взял в руки огнетушитель и самостоятельно начал тушить пламя. Причина загорания — заклинившие тормозные колодки, из-за которых нагрелся тормозной барабан.

Ситуация в городе с общественным транспортом настолько непростая, что проблему вынуждены признавать и местные чиновники. Например, начальник автоколонны Автопарка №18 прямо заявил, что конкретно этот автобус изношен на 100%, так как ему уже 13 лет. Еще раз: в сфере, где безопасность людей должна быть приоритетом номер один, используется техника, гарантировать нормальную работу которой не может никто. Представитель автопарка говорит: «Из-за нехватки подвижного состава мы его часто ремонтируем и все же выводим в город, чтобы закрыть линию».

Авторы обращения попросили городскую администрацию ответить, какие меры по обновлению подвижного состава автопарка предпринимались за последние три года и что хотят сделать в дальнейшем. Какие средства выделялись на ремонт автобусов и сколько запланировано их выделить в будущем. Помимо этого они требуют наладить регулярную проверку технического состояния транспорта.

В ответе, который пришел из Жодинского исполкома, говорится, что: «сегодня в городе эксплуатируется 51 автобус, их средний возраст составляет 6,8 лет, при этом нормативный срок службы составляет 10 лет. Для обеспечения пригородной и городской маршрутной сети необходимо 32 единицы транспорта». То есть, автобусов, по мнению чиновников, даже «перебор». Логика у них такая: по нормативам обслуживания населения городов с численностью от 50 до 250 тыс. считается, что достаточно одного автобус на 2 тыс. человек. В Жодино по состоянию на конец 2022 года на 1 автобус приходилось 1,3 тыс. человек.

Помимо этого городские власти ответили что в целях обновления подвижного состава «Миноблавтотранс» в период с 2020 по 2022 год приобретались автобусы МАЗ и «Неман»: 2020 год — 2 автобуса, 2021 год — 7 автобусов, 2022 год — 9 автобусов. В 2023 году ОАО «Миноблавтотранс» планирует приобрести 55 автобусов. Ремонт и обслуживание техники проводятся в соответствии с регламентными сроками и по мере диагностирования неисправностей.

Надо отметить, что несмотря на все эти регламенты, недавно в Жодино было еще одно ЧП — в конце ноября 2022 года на территории филиала все того же «Автопарка №18» сгорел автобус. Причем это был не просто возгорание — автобус выгорел практически до остова. Причиной пожара стало короткое замыкание проводки автобуса МАЗ 2008 года выпуска (то есть его срок эксплуатации также давно завершился).

Обратим ваше внимание, что в ответе, который пришел авторам петиции, чиновники также лукавят и в другом: они говорят про закупки «Миноблавтотранс», которые никаким образом могут не коснутся Жодино. У авторов петиции есть возможность уточнить ситуацию и выводить горисполком на конструктивный разговор.

ВИТЕБСК

Следующая петиция, написанная в январе этого года, посвящена ситуации с общественным транспортом в Витебске. Жители города пишут, что автобусы и троллейбусы постоянно опаздывают, в салоне практически всегда очень холодно, а из-за того, что их не убирают вовремя, растаявший снег замерзает и делает поездки травмоопасными.

И в этом случае проблему признают и местные власти. Сотрудник Витебского областного коммунального транспортного унитарного предприятия «Оператор перевозок» говорит: «В целом процент выхода транспорта общего пользования (автобусы, троллейбусы, трамваи) на маршрут в будни варьируется от 94 до 99,4, а в выходные — от 87 до 92,4. При этом коммерческий транспорт (маршрутки) в будни работает на 93,7–99 процентов, а в выходные — 78,7–88,4 процента».

Авторы петиции пишут, что одной из причин происходящего является нехватка кадров. Усиливаемые неблагоприятными погодными условиями и неудовлетворительным состоянием пешеходных зон и переходов эта и другие причины приводят к серьезным перебоям в работе транспорта. При этом авторы петиции акцентируют внимание на том, что основные пользователи городского общественного транспорта — люди со средним и невысоким достатком, пенсионеры и школьники, а задержка общественного транспорта и холодные салоны создают «комбо», в результате которого пассажиры рискуют сильно переохладиться и заболеть. А обледеневшие полы в автобусах особенно опасны для стариков и детей.

Надо сказать, что у авторов петиции требований к городской администрации много. Среди них: 

- Пересмотреть схему движения общественного транспорта с учетом потребностей местных жителей.

- Принять меры по сокращению нагрузки на общественный транспорт в «часы пик».

- Продумать систему взимания оплаты без участия кондукторов, так как из-за того, что кондуктор заболел, автобус может не выйти на маршрут, потому что некому взымать плату (что звучит особенно дико в XXI веке в стране, славящейся своими IT-разработками). 

- Повысить зарплату водителям, чтобы избежать оттока кадров. 

- Проверять исправность системы отопления общественного транспорта и следить, чтобы в салонах поддерживалась температура, приемлемая для перевозки людей в холодное время года.

В ответе, который пришел из Витебского горисполкома, приведено много статистики, поясняется, что перевозчик обязан подать транспортное средство не ранее, чем за 3 минуты и не позднее, чем через 5 минут относительно времени, установленного расписанием. Также  описаны меры, принимаемые ОАО «Витебскоблавтотранс» по повышению заработной платы и составлению графика движения городских регулярных маршрутов общественного транспорта.

Чиновники отмечают, что «в декабре 2022 года действительно имели место факты невыполнения планового количества рейсов в связи с невыходом водителей по болезни».

Согласитесь, «не смогли — потому что болели» — универсальное оправдание. Вот только звучит оно нормально из уст школьника, но никак не руководителя государственного предприятия. 

Что же касается отопления, по информации «Витебскоблавтотранс» отопительные приборы в салонах работают исправно, но соблюдать температурный режим сложно «в связи с постоянным открытием-закрытием дверей для высадки-посадки пассажиров»  Согласитесь, это также звучит странно, ведь ведь автобусы и троллейбусы созданы для того, чтобы постоянно работать в таком режиме, эта особенность учитывалась при их проектировании. Просто включите печки на большую теплоотдачу или закупайте, наконец, транспорт, который будет справляться со своими задачами! 

ГОМЕЛЬ

Иногда авторы обращения не получают удовлетворительного ответа на свою просьбу, но при этом местные власти подробно и аргументированно объясняют им причину отказа. Так, например, произошло с петицией «О продлении маршрута автобуса № 44 до остановки «Большевик» в Гомеле.

Авторы петиции объяснили свою позицию так: гомельскиймикрорайон «Костюковка» за последние годы ощутимо вырос, что явно сказалось на потоке пассажиров. Вот только количество рейсов автобусов не увеличивается, при этом увеличивается количество рейсов маршрутных такси. Многие жильцы микрорайона работают, учатся за его пределами, покупают проездные и вынуждены выстраивать маршрут на работу/учебу и обратно с пересадками, без которых могли бы обойтись.

При этом в микрорайон проложены лишь два маршрута, а автобусы часто задерживаются. В итоге жители просили запустить дополнительные рейсы и продлить один из них на несколько остановок.

Ответ из Гомельского исполкома пришел 10 марта. В нем администрация города перечислила основные показатели загруженности общественного транспорта в городе, а также указала, что недавнее исследование пассажиропотока показало, что заполняемость транспортных средств колеблется от 20 до 60%. В исполкоме подчеркнули, что автоматизированные системы также проверили соблюдение режима работы транспорта и регулярность. А еще отметили, что опрос, проведенный в январе 2023 года, показал, что 69,3% участников выступили против изменения схемы движения маршрута № 43, а ГП «Гомельоблпассажиртранс» сочло дополнительные рейсы и изменения маршрута № 44 нецелесообразными.

Важно понять, что с момента получения этого ответа авторы петиции располагают конкретными данными от городских властей относительно своей проблемы. Что делать с этой информацией — решать им: можно удовлетвориться ответом, можно продолжить добиваться своего, оспаривая решения исполкома, можно проверить полученные данные и сопоставить их со своими наблюдениями. В любом случае — это уже будет не просто жалоба, а конструктивный диалог.

***

Петиции, связанные с общественным транспортом, посвящены не только качеству его работы. Есть и другие интересные предложения от активистов.

Например, в одном из обращений, размещенном в декабре прошлого года, авторы просят предоставить Круглогодичный бесплатный проезд школьникам по всей Беларуси. Аргументируют они свою позицию так:сейчас проезд школьникам в Минске бесплатный круглогодично. Чем столица лучше всей остальной страны? Раз уж у нас «государство для народа», давайте соответствовать.

В петиции предлагают сделать бесплатный проезд по всем областям страны школьникам и студентам, детям до 14 лет. Причем предоставить им право на круглогодичный бесплатный проезд без справки из учреждения образования.

Также отдельно выделена просьба урегулировать вопрос со справками на бесплатный проезд из учреждения образования. Например, если ребёнок её забыл, потерял и т.п., пусть кондуктора снисходительнее к детям относятся, не останавливают автобус и не высаживают ребёнка. Поскольку принудительная высадка ребёнка из общественного транспорта может привести к различным последствиям, особенно в зимний период.

А еще авторы обращения напоминают, что весной и летом 2022 года некоторые заявители обращались в Гомельский облисполком с вопросом о круглогодичном бесплатном проезде для детей и оба раза получен отказ, в том числе в отношении детей, которые посещают кружки и секции. Школьники в июле и августе должны платить за проезд, даже если они едут в летний школьный лагерь дневного пребывания. То есть дети едут в ту же школу, но уже платно!

Из Совета Министров, куда была отправлена петиция, получен ответ, что обращение направлено для совместного рассмотрения в Минобразования, Минтранс, Минтруда и соцзащиты. Пообещали, что проинформируют о результатах рассмотрения. Ждем!

Читать далее: