В Витебске жители год добивались ремонта моста. Что смогли сделать местные власти?
Настоящий коммунальный сериал, главную роль в котором играет мост Блохина в Витебске, продолжается. Уже более года жители города требуют провести ремонт ограждения моста, который находится на одной из самых важных транспортных артерий областного центра, и встречают совершенно непонятное сопротивление. Прогнившие до сквозных дыр перила были однозначно опасны для здоровья горожан, но городским властям понадобился год для того, чтобы перейти от слов к действиям. В итоге перила все же поменяли, но это не исправило ситуацию! Сегодня мы подробно расскажем вам, как благодаря настойчивости и целеустремленности местных активистов город становится лучше.
Раз уж мы заговорили о коммунальном сериале, вначале, по традиции, перескажем содержание предыдущих серий (кратким оно не будет, потому что происходили крайне интересные вещи, которые мы не хотели бы пропустить).
Рождение проблемы
9 мая 2022 года на нашем портале появилась петиция, в которой горожане обратили внимание городских властей на ужасное состояние перил, которые ограждают пешеходную часть моста через Западную Двину. Суть жалобы заключалась в том, что металлическая конструкция проржавела насквозь, буквально — до дыр, и даже непрофессионалу с первого взгляда становилось понятно, что она не надежна и не безопасна. К моменту появления этой петиции коммунальщики пытались «облагородить» ржавчину, замазав ее толстым слоем краски.
«Покраска, проведенная поверх коррозийных пустот перекладины ограждения, не только не улучшила эстетический вид моста, но и оголила его опасное состояние: есть угроза порезов рук при прикосновении к ограждению, риск повреждения одежды. Возникли опасения в снижении прочностных свойств ограждения» — писали авторы петиции. На региональном портале vitebsk.biz провели опрос среди жителей города, в котором приняло участие около ста человек. Людям предложили высказать свое мнение по поводу проблемы, лишь десятая часть из них выбрала ответ «не вижу проблем», большинство же считало, что текущее состояние перил далеко от безопасного и требуется провести их капитальный ремонт.
Люди просили местные власти решить проблему как можно быстрее. Они еще не знали, что их ждет впереди долгая и тяжелая переписка с чиновниками.
В ответе, который пришел на первую петицию, заместитель председателя Витебского горисполкома заявил: «Для устройства нового перильного ограждения необходима разработка проектной документации. В настоящее время ГП «Гордормост» проводится маркетинговое исследование по определению проектной организации для разработки проекта на замену перильного ограждения моста».
Выглядел бы этот ответ вполне нормально, если бы за ним последовали реальные действия. Но прошло три месяца, и никаких подвижек в решении вопроса никто не увидел. Мы попросили прокомментировать происходившее юрисконсульта Ольгу Працкевич.
— Во-первых, доведение моста до такого технического состояния уже нарушение — служебная халатность (в лучшем случае, так как мы не знаем, выделялись ли средства на его ремонт). При каждом текущем ремонте в обязательном порядке проводится обследование технического состояния, особенно такой важной инженерной конструкции как мост, с выездом на место. Комиссия подписывает соответствующий акт и потому очень интересно посмотреть, кто все эти годы подписывал акты.
Во-вторых, маркетинговое исследование по определению проектной организации для разработки проекта на замену перильного ограждения моста реально провести за неделю. Если очень срочно, за две недели можно получить достаточное количество предложений с точными расчетами. За месяц — сделать это с соблюдением всех возможных (но отнюдь не обязательных в этом случае) бюрократических процедур, с фиксацией заседаний и публикацией протоколов. За три месяца можно ЗАБЫТЬ о маркетинговом исследовании.
И наконец, в-третьих, городская администрация не дала ответ по существу петиции. В случае проведения маркетингового исследования, по его завершении должен был быть дан ответ с результатами и главное — сроками ремонта.
Игнорирование проблемы
Вероятно, чиновники рассчитывали, что проблему удастся спустить на тормозах, но люди, которые занялись ее решением, оказались настойчивыми.
30 августа была создана еще одна петиция, в которой активисты напоминали, что прошло три месяца с момента получения ответа. За это время перильное ограждение подверглось еще большей коррозии, его эксплуатация сопряжена с различного рода опасностями (как с травмированием рук граждан при прикосновении к нему, так и вовсе с возможностью обрушения части конструкции ограждения с риском падения пешеходов в реку). Люди настойчиво просили сообщить о прогрессе в проектировании нового перильного ограждения и планируемых сроках замены.
В ответе из Горисполкома сначала написали, что целевое бюджетное финансирование на проектирование и выполнение работ по замене перильного ограждения в 2022 году не предусмотрено. И заявили, что вопрос будет рассмотрен дополнительно при формировании бюджета города Витебска на 2023 год.
Спустя две недели пришло дополнение к ответу: «По результатам обследования «БелдорНИИ» разработана конструкция нового перильного ограждения, узлы крепления его к пролетному строению, произведен расчет спецификации элементов ограждения на мосту». К этому повторили, что бюджет на 2022 год не позволяет провести ремонт, а позволит ли в 2023 году — будет рассмотрено позже.
По сути мы видим отписку, которая сделана для того, чтобы в системе не висело обращение без ответа (для чиновников это нарушение, которое влечет за собой лишение премии). При этом пустой ответ практически никак не наказывается.
Обострение проблемы
Мы плавно переходим к следующему кругу противостояния. В марте 2023 года активисты написали коллективное обращение в городскую прокуратуру. В нем они отметили, что с момента последнего ответа из Горисполкома прошло 5 месяцев, мост продолжает гнить, опасность становится все очевиднее. В итоге уже почти год наблюдается затягивание сроков в реагировании органов исполнительной власти на опасное (и, вероятно, частично аварийное) состояние перильного ограждения: ремонтные работы не начаты до сих пор. Они вновь требовали назначить конкретные сроки ремонта и проследить за его выполнением.
Реакция прокуратуры заключалась в том, что обращение было перенаправлено в организацию на которую пожаловались. И как логическое следствие этого — далее никакого ответа. Ольга Працкевич отмечает, что прокуратура при этом не держала на контроле поступившее к ним обращение, а это — очевидный факт халатного отношения к обращению граждан.
Следом за этим от нашего портала последовала жалоба в Витебский областной исполнительный комитет на нарушение сроков ответа на обращение. И лишь после этого пришел ответ: «Витебскому горисполкому направлено представление о привлечении к ответственности виновных должностных лиц и представлении заявителям исчерпывающего ответа на интересующие вопросы»
Что же сказали городские власти. 19 июля они прислали письмо, в котором заявили, что недостаток финансирования вынуждает отложить работы до 2023 года. Но все же «БелдорНИИ» разработало проектное решение и в июне 2023 года ограждение было заменено. Чиновники отметили, что провели разбирательство и фактов бездействия и волокиты не нашли.
Проблема «перезапустилась»
Казалось бы — самое время праздновать. Понадобился почти год и долгая переписка, чтобы заставить власти города выполнить их прямые обязанности. Но активистов ждал «сюрприз». Новое ограждение на мосту оказалось не совсем таким, какое они ожидали. В результате возникла еще одна (на нынешний момент — последняя) петиция, которую направили в областной Комитет Госконтроля. Процитируем ее:
«Жители города Витебска с восторгом встретили новость о том, что старое перильное ограждение на мосту Блохина в их городе в июне—июле 2023 года стало заменяться на новое. Однако взору пешеходов, идущих по тротуарам, представился результат, отличный от ожидаемого. Почти каждый пролет перильного ограждения не состыкуется с соседними. Деформация стыкового соединения наблюдается вдоль пролетов как по горизонтальной, так и по вертикальной координате. В ряде случаев величина несовпадения достигает толщины пролета»….
По сути, сейчас эти «перила» представляют собой нагромождение вкривь и вкось смонтированных, не стыкующихся друг с другом металлических конструкций. Это грандиозная халтура, которая непонятно как была создана, и главное — ее вид состояние ввергает в полное недоумение относительно того, какая комиссия такую работу вообще приняла.
Итак, на какой стадии сейчас находится проблема с перилами? По сути она перезапустилась — Госконтроль перенаправил обращение в Горисполком, а как реагирует на письменные жалобы местные власти, мы уже видели ранее.
Происходящее с многострадальным мостом Блохина в Витебске не просто забавный анекдот, оно отражает всю суть взаимодействия многих чиновников с гражданами страны. Мы наблюдаем, что происходит с проблемой, которую пропускают через целую цепочку исполнителей, которые относятся к своей работе спустя рукава. Мы видим, что вначале долгое время местные власти не хотели замечать проблему вообще. После старательно игнорировали просьбы решить ее, отфутболивая авторов обращения от инстанции к инстанции. И наконец, когда общественное давление все же вынудило действовать, провели необходимые работы «для галочки», даже не удосужившись проверить, как они были выполнены. Как итог — вместо одной проблемы возникла другая, не менее серьезная. При этом бюджетные деньги уже потрачены.
Мы попросили Ольгу Працкевич напомнить чиновникам из Витебска некоторые статьи беларусского законодательства, которые могут стать для них актуальны в ближайшее время. Вот они:
Уголовный Кодекс Республики Беларусь. Статья 425. Бездействие должностного лица.
Наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Деяния, предусмотренные второй частью этой статьи наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь. Статья 428. Служебная халатность.
Наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. А если в результате погиб человек — наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок от двух до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Читать далее:
-
Глас народа. Что люди на самом деле думают об общественном транспорте Бреста и Витебска
-
Фотофакт: белорусские города поплыли
-
Синдром решета. Что происходит с беларусскими дорогами?
-
Генпрокуратура проверила качество воды в Гомельской области. Все плохо
-
Проблемы маленьких населенных пунктов: плесень, отсутствие дороги, магазинов и банкоматов
-
Работа над ошибками. Общественное обсуждение по городу-спутнику Минска продлили, а презентацию перенесли на удобное для жителей время