PETITION.BY - Удобный Город
10 января

Чиновники вздохнули с облегчением? Беларусь вышла из международных соглашений по борьбе с коррупцией

Беларусские коррупционеры расширяют себе поле  для маневров, избавляясь от международных обязательств, которые могли потенциально стать для них проблемными. Стало известно о том, что с 5 января, после подписания Лукашенко и опубликования на Национальном правовом портале, вступил в силу закон №348-3, который отменяет участие Беларуси сразу в нескольких конвенциях, посвященных международному сотрудничеству в целях борьбы с коррупцией.

Беларусские коррупционеры расширяют себе поле  для маневров, избавляясь от международных обязательств, которые могли потенциально стать для них проблемными. Стало известно о том, что с 5 января, после подписания Лукашенко и опубликования на Национальном правовом портале, вступил в силу закон №348-3, который отменяет участие Беларуси сразу в нескольких конвенциях, посвященных международному сотрудничеству в целях борьбы с коррупцией.

Речь идет о Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (подписанной в 1999 году) и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (также подписанной в 1999 году). Помимо этого республика отказывается от членства в Группе государств против коррупции (GRECO).

О том, что беларусские власти решили выйти из GRECO стало известно еще в ноябре 2023 года, когда об этом заявил генеральный прокурор Андрей Швед. Он рассказал, что Генпрокуратура и другие госорганы якобы прилагали максимальные усилия по выполнению рекомендаций Группы, и направляли соответствующую информацию в исполнительный комитет GRECO. «В нашей стране проведены четыре раунда оценки GRECO, по результатам которых были составлены отчеты и даны рекомендации по совершенствованию национального законодательства и практики борьбы с коррупцией», — уточнил он.

При этом Швед считал, что требования привести законодательство страны в соответствие с принципами демократии носят политический характер. «Например, часть требований предполагала ограничение либо отмену некоторых полномочий президента Беларуси. В частности, предписывалось создать некий высший совет правосудия для отбора кандидатов на пост судьи, ограничить полномочия президента по назначению судей, отменить права президента на дачу согласия на возбуждение уголовных дел в отношении лиц, состоящих в кадровом реестре главы государства», — отмечал Швед. Поэтому приотворять их в жизнь беларусским чиновникам никак нельзя.

Сильно ли это повлияет на жизнь рядовых беларусов? В короткой перспективе вряд ли, исходя из принципа: не жили хорошо, нечего и начинать. Просто наша страна лишилась еще одного призрачного шанса на перемены. Еще один канал, по которому фиксировались нарушения и несоответствия беларусского законодательства общепринятым международным нормам закрыт.

Мы обратились за комментарием к одному из беларусских адвокатов, вынужденно покинувшему страну, с просьбой прокомментировать произошедшее:

— Фактически рассматриваемым законом Республика Беларусь денонсировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года и Дополнительный протокол к ней, Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 года. Указанные конвенции объединяли в себе наиболее перспективные направления борьбы с коррупцией, например: построение в будущем независимой судебной системы, и независимой прокуратуры, и т д. (есть страны, которые в подобном заинтересованы).

Кроме того, прекратило действовать Соглашение с Советом Европы относительно привилегий и иммунитетов представителей членов GRECO и членов инспекционных групп от 2010 года. Важно, что это соглашение  предоставляло членам инспекционных групп GRECO иммунитет от любой ответственности за все сделанное, сказанное или написанное в рамках их служебной деятельности.

К чему все идет, на самом деле было понятно уже более года назад. Еще в марте 2022 года Совет Европы приостановил право представителей Беларуси в GRECO (в том числе право голоса на заседаниях) в связи с активным участием нашей страны в агрессии Российской Федерации против Украины. Вероятнее всего, рассматриваемый закон просто упредил полное исключение Беларуси из группы и носит характер политического акта, а не юридического. Возникает «красивая картинка»: это не нас исключили, а мы сами ушли, громко хлопнув дверью.

Читать далее: