PETITION.BY - Удобный Город
31 января 2023

Петиции, которые заставили чиновников попотеть с ответом

Для чего пишутся петиции? Основная их цель — решить проблему, которая очевидна обществу, но чиновники ее по каким-то причинам не замечают или не хотят замечать. Чаще всего мы считаем успешной петицию именно тогда, когда она привела к видимому, лучше всего — материальному результату. Например: был сломан мост — его починили, разрослась несанкционированная свалка — ее убрали, автобус не приезжал вовремя — расписание поменяли. Но есть у любого обращения и другая, менее заметная, и при этом значимая цель — напоминать власти, что она — всего лишь нанятый персонал, а не каста избранных. Именно об этой, крайне важной функции мы сегодня поговорим.

Для чего пишутся петиции? Основная их цель — решить проблему, которая очевидна обществу, но чиновники ее по каким-то причинам не замечают или не хотят замечать. Чаще всего мы считаем успешной петицию именно тогда, когда она привела к видимому, лучше всего — материальному результату. Например: был сломан мост — его починили, разрослась несанкционированная свалка — ее убрали, автобус не приезжал вовремя — расписание поменяли. Но есть у любого обращения и другая, менее заметная, и при этом значимая цель — напоминать власти, что она — всего лишь нанятый персонал, а не каста избранных. Именно об этой, крайне важной функции мы сегодня поговорим.

Отсутствие контакта между людьми и чиновниками стремительно приводит к печальному результату: люди, призванные принимать учитывающие мнения всех сторон решения, начинают искренне верить, что понимают мироустройство лучше большинства и имеют право мнение этого большинства игнорировать. Именно для того, чтобы этого не происходило, люди порой пишут петиции и обращения, которые, казалось бы, безнадежны, или и вовсе выглядят как троллинг. Их эффективность выражается хотя бы в том, что чиновники вынуждены отвечать, демонстрируя при этом в ответе всем окружающим, да и самим себе полное отсутствие логики в действиях, которые не согласованы с обществом.

Количество и состояние бомбоубежищ — военная тайна

Жители города Мозыря, обеспокоенные происходящей на территории соседней страны войной, и тем, что ракеты туда продолжительное время летели с территории Беларуси, вполне резонно обеспокоились своей безопасностью. Открыто призывать к прекращению войны сейчас опасно для здоровья, заявления о праве людей свободно выражать свое мнение тоже могут закончиться приличным сроком. Приходится изъясняться эзоповым языком, выражая свою обеспокоенность происходящим. Так в ноябре 2022 года родилась петиция «Атрыманне інфармацыі аб бамбасховішчах горада Мазыра», автор которой просит местные власти сообщить, сколько в городе есть бомбоубежищ, в каком состоянии они находятся, насколько подготовлены и сколько человек вмещают.

Мы уже начинаем привыкать жить по Оруэллу, постоянно слыша, что война — это мир, а свобода — это рабство. Но в ответе на эту петицию чиновники из горисполкома подтвердили еще один абсурдный постулат из «1984» о том, что незнание — сила.

Именно поэтому Мозырский райисполком бодро отрапортовал, что «Принимая во внимание, что общая информация о наличии и местах размещения защитных строений гражданской обороны является информацией ограниченного доступа, ее предоставление невозможно». 

Мало того, что очевидно, что чиновников никто не просил раскрывать «военную тайну»  и сообщать, где расположены бомбоубежища, так и ответ откровенная и очень глупая отписка. Возникает еще один вопрос, полностью уничтожающий логику сотрудников исполкома: если никто не будет знать, где находятся бомбоубежища, кто там сможет укрыться?

Больше не работает, чем работает, но это нормально!

Все мы помним эпопею, связанную с вводом в эксплуатацию Островецкой АЭС. Несколько месяцев подряд инфоповоды «реактор опять не работает» а после «реактор вновь начал давать электроэнергию» сменялись порой по несколько раз на неделе. Общество устало пытаться донести правительству свою позицию по вопросу строительства электростанции — мнение было проигнорировано.

Но даже после того, как с помпой перерезали красную ленточку, экзистенциальный вопрос «а оно нам вообще надо?» не потерял свою актуальность. Вполне логично появление на нашем портале в сентябре 2022 года петиции «Является ли экономически целесообразной работа БелАЭС?».

Авторы петиции напоминают чиновникам, что по состоянию на ноябрь 2021 года станцию отключали 9 раз. В итоге станция простаивала из 655 рабочих дней – 295 (или 45% от всего времени работы). На основании вышесказанного они просили пояснить:

- какой период времени с момента своего запуска БелАЭС не вырабатывала электроэнергию (из-за поломок, ремонтов и др.)? 

- является ли экономически целесообразной работа БелАЭС, если по данным из открытых источников станция с момента своего запуска простаивала 45% рабочего времени? 

- считает ли Минэнерго нормальной ситуацию, при которой БелАЭС 45% рабочего времени не вырабатывает электроэнергию? Является ли данный временной показатель сопоставимым с опытом промышленной эксплуатации атомных электростанций в зарубежных странах?

Вопросы, прозвучавшие «в лоб», оказались крайне неудобными. Ведь о том, что станция не работала, постоянно перескакивая из режима «вкл» в «выкл» знали все, было сложно утверждать, что черное, это — белое. Но чиновники из Минэнерго очень постарались.

Они заявили, что информация о простое БелАЭС 45% рабочего времени не соответствует действительности. Работа БелАЭС является экономически целесообразной и вносит существенный вклад в укрепление энергетической безопасности страны. При этом: «В 2020—2021 гг. в соответствии с графиком сооружения Белорусской АЭС в рамках этапов «Энергетический пуск» и «Опытно-промышленная эксплуатация» осуществлялось последовательное освоение мощности реакторной установки блока с проведением необходимых испытаний и исследований технологических систем и оборудования, включая режим с отключением блока от сети, что является общемировой практикой… Их успешное завершение позволило перейти к следующему важному этапу реализации проекта — промышленной эксплуатации первого энергоблока. 10 июня 2021 года государственной приемочной комиссией подписан акт его приемки в эксплуатацию».

Напомним, что и после 10 июня станция переводилась в состояние «выкл», от этого ее не спасло подписание акта приемки. Попытка обосновать целесообразность существования проблемного объекта, подкрепленная подписью заместителя министра, выглядит как откровенный детский лепет.

Количество посаженных нас дискредитирует!

Уровень абсурда начинает зашкаливать, когда петиции начинают касаться революции 2020 года и всех ее последствий. Если бы мы захотели провести конкурс на самые нелепые ответы, в нем с огромным отрывом победило бы МВД.

В сентябре 2021 года была подготовлена петиция «Статистика нарушения Закона «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь», авторы которой невинно вспоминали:раньше на сайте Министерства внутренних дел публиковались сведения о зарегистрированных органами внутренних дел административных правонарушениях, по которым вынесены постановления о наложении административного взыскания, но на данный момент эта информация отсутствует, начиная с 2019 г.

Они также напомнили чиновникам, что существует статья 34 Конституции Республики Беларусь и статья 6 Закона «Об информации, информатизации и защите информации», гарантирующие право на получение достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов. Исходя из этого, авторы петиции попросили, по возможности, сообщить сведения об общей численности зарегистрированных органами внутренних дел административных правонарушений на территории страны, по которым вынесены постановления о наложении административного взыскания за 12 месяцев 2020 года, а также за 12 месяцев 2019 года.

Очевидно, что раскрытие этой информации ярко проиллюстрировало бы происходившее в стране в 2020 году безумие. Очевидно, что это понимали как авторы петиции, так и сотрудники МВД, ее получившие. Но в милиции решили, что ответить все же стоит, и формулировка ответа была на уровне, которому позавидовал бы уже упомянутый нами ранее Оруэлл:

«….принимая во внимание, что в условиях усиливающейся дифференциации интересов различных социальных групп и роста общественных конфликтов и противоречий, запрашиваемая Вами информация может быть использована в качестве повода для дискредитации органов государственной власти и управления Республики Беларусь, а ее распространение может оказать негативное влияние на состояние правопорядка в стране, а также использована для призывов, обращенных к различным организациям, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь. 

В этой связи полагаем, что запрашиваемая информация относится к информации ограниченного распространения и не подлежит предоставлению».

Трусы, майки и флаги

В заключении нельзя не вспомнить ставшие анекдотом петиции, посвященные порядку развешивания белого и красного белья на балконах. Авторы одной из них, «Как правильно сушить на балконе вещи БЧБ-расцветки?», собравшей более тысячи подписей, откровенно стебутся над чиновниками Мингорисполкома, напоминая им об абсурдности роли, которую тем приходится отыгрывать.

Авторы петиции, опубликованной в апреле 2021 года, встревожены тем, что в СМИ появились сообщения о привлечении физических лиц к административной ответственности по статье 24.23 КоАП за вывешивание флага на окне внутри квартиры. В этой связи они просят объяснить условия вывешивания для сушки на застекленном балконе одежды бело-красно-белой расцветки (иных предметов с аналогичной расцветкой), чтобы указанные действия не являлись массовым мероприятием (одиночным пикетом). 

Написавшие обращения просят уточнить:

- какие конкретно вещи бело-красно-белой расцветки (иных предметов с аналогичной расцветкой) входят в список запрещенных для размещения на балконе (размеры, формы, качество ткани, страна-производитель, иные технические характеристики)? 

- в какой последовательности запрещается вывешивать одежду для сушки на балконе? 

- с какими государственными органами (должностными лицами) по месту жительства необходимо заранее согласовывать время начала и окончания сушки вещей на балконе? 

- будет ли выход на застекленный балкон, во двор собственного дома, а также в центр города в традиционной белорусской одежде (льняной вышиванке) считаться одиночным пикетом?

При написании ответа чиновники Мингорисполкома исполнили потрясающий по своей красоте танец ужа на сковородке, стараясь не называть вещи своими именами, не признавать очевидного и пытаясь все это привести к надуманным и нелогичным выводам. Вот как это выглядит: вы имеете право размещать предметы домашнего хозяйства в жилом помещении, собственником которого являетесь, или имеете право на проживание (без согласования).  Размещение на окнах квартир, балконах и лоджиях незарегистрированной символики (в т.ч. бело-красно-белой расцветки) для публичного выражения своего мнения приравнивается к пикетированию, и влечет за собой ответственность согласно статье 24.23 КоАП.

То есть, ответа на конкретный вопрос никто не дал, вместо этого туманные и бессвязные формулировки. Почему? Потому что «ну вы же все сами прекрасно понимаете». Нужны ли такие петиции? Как вы считаете, нужно ли людям, которые пишут такие ответы, напоминать, кем они являются на самом деле? Ведь, изгаляясь над очередной отпиской, им все равно приходится задумываться о своих действиях. 

Читать далее: