PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №1028
29 августа 2017

Не вводить чрезмерные законодательные ограничения для курящих

Необходимо обеспечить баланс прав и свобод курящих и некурящих граждан
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

В связи с рассмотрением в правительстве внесения изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь «О государственном регулировании оборота табачных изделий и электронных систем курения» (Декрет № 28), призываем всех, кто принимает соответствующие решения, проявить взвешенный подход, обеспечивающий баланс прав и свобод курящих и некурящих граждан, и устранить крен в сторону безальтернативных запретительных мер в отношении курящих.

В п. 37 Главы 11 проекта Декрета содержится фактический запрет курения на объектах общественного питания в практикуемом сейчас виде, когда курящие потребители размещаются в помещениях с действующей системой вентиляции. Подавляющее большинство ресторанов и кафе не смогут выделить и оборудовать специальные места для курения ввиду высоких затрат и трудновыполнимых требований Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства здравоохранения, как предусматривается проектом. Распространение запрета на курение на территории летних площадок объектов общепита делает этот запрет тотальным. Таким образом, курящие посетители полностью лишаются возможности потребления в цивилизованных условиях.

В настоящее время возможность выбора имеют как курящие, так и некурящие посетители, а также сами владельцы заведений. Это положительно сказывается на экономических результатах заведений, на культуре потребления табачных изделий, на имидже самих заведений и отечественного общепита в целом, а также на туристической привлекательности страны. Кроме того, в указанных условиях отсутствует открытая демонстрация курения, чего нельзя будет избежать, выставив курящих на улицу.

Предлагаем сохранить залы для курящих и оставить потребителям возможность самим выбирать заведения с залом для курящих или без него, а владельцам заведений – соответствовать выбору посетителей.

В этом же пункте предлагается запрет на курение на балконах и лоджиях квартир в многоквартирных домах. Эта мера означает ограничение прав частной собственности не по объективным причинам, а исходя их частных случаев и субъективного восприятия, что чревато резким увеличением конфликтных ситуаций и злоупотреблений. В результате курящие люди, т.е. достаточно большая группа, автоматически превратится в правонарушителей, в число которых неизбежно попадут курящие маломобильные люди (в частности, инвалиды), а показатели статистики правонарушений искусственно увеличатся на порядок.

Кроме того, указанная запретительная мера фактически невыполнима на практике. Курящему при условии соблюдения других запретов на курение – возле подъездов, на детских и спортивных площадках, остановочных пунктах, на территориях учреждений образования, культуры, госорганов и т.п., – фактически не остается возможности потребления вне закрытых помещений, особенно в городских условиях, где концентрация мест общего пользования очень высока. Невыполнимость этого требования ведет к практике его игнорирования, создавая предпосылку для правового нигилизма. Предлагаем исключить эту меру из проекта Декрета.

Также проектом предусматривается наделение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей правом запрещать курение и не создавать специально предназначенные для курения места в своих производственных помещениях, в помещениях вокзалов и аэропортов, на территориях, занимаемых госорганами, учреждениями образования, культуры, организациями, оказывающими, например, гостиничные услуги и т.д. Это может привести к тому, что возможность курящего реализовать свое законное право на потребление в специально отведенном месте будет волюнтаристски ограничиваться в очень большом количестве объектов, исходя из взглядов или личных предпочтений руководителей или собственников. Предлагаем исключить из проекта эту непродуманную меру.

Отдавая себе отчет в том, что курение табака является вредным для здоровья, напоминаем: подобные действия являются законным выбором взрослых людей. Табачные изделия являются в полной мере легализованным продуктом, а их потребление – совершенно легальным процессом при условии соблюдения требований законодательства. В отличие от наркомании, курение в специально выделенных местах не может рассматриваться как общественно опасное явление, а значит наше общество, признающее курение легальным, обязано обеспечить курящим такую возможность

Как и некурящие, курящие люди имеют право на свободу, включая свободу любых действий, не противоречащих закону, на уважение достоинства и недопустимость его унижения в любой форме, а также на комфорт и благоприятную окружающую среду. Таким образом, полное лишение возможности курения даже в специально выделенных местах или отсутствие доступных для курящих специально выделенных мест может рассматриваться как нарушение прав человека, поскольку такой запрет затрагивает право личности на самодетерминацию, являющееся базовой составляющей свободы.

Призываем не вводить эти и другие избыточные ограничивающие меры, не идти по пути тотальных запретов, и стремиться к компромиссным решениям в вопросах законодательного регулирования курения, которые бы в равной степени удовлетворяли курящих и некурящих граждан, не создавая возможностей для сегрегации курящих людей.

Читать далее: