PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №1118
16 октября 2017

Предоставить финансовую поддержку государства молодым семьям, имеющим кредитные линии, ставки которых уменьшены на 50% ставки рефинансирования

Мы не согласны с трактовкой Минстройархитектуры законодательства, всё равно считаем наши кредиты не льготными и требуем предоставления поддержки государства
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

10 октября 2017 мною получен ответ на электронное обращение (копия прилагается). Указанный ответ я считаю не соответствующим требованиям законодательства в части полного, всестороннего и объективного рассмотрения обращений и направления мотивированных и обоснованных ответов гражданам по следующим причинам:

[К Вам обращаются молодые семьи которые имеют открытые кредитные линии на приобретение, строительство жилья в открытом акционерном обществе «Белагропромбанк» (далее - ОАО «Белагропромбанк») и открытом акционерном обществе Сберегательный банк «Беларусбанк» (далее - АСБ «Беларусбанк») на условиях, определяемых банками, по ставкам, уменьшенным на 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, которые рассчитывают на финансовую поддержку со стороны государства по Указу Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 года №585.

Нами был получен ответ на коллективное обращение в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь. (Прилагается).

В своем обращении мы просили разъяснить основания отнесения наших кредитов к категории льготных. Одновременно, обращали внимание, что мы детально осведомлены о разъяснениях Министерства архитектуры и строительства и Министерства финансов, полученых гражданами на их обращения, в которых указано, что по кредитам, ставки которых уменьшены на 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, предоставляемых в АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк» в соответствии с постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2015 №1101 и от 29.12.2016 №1113, компенсация соответствующих потерь банков производится из республиканского бюджета. Таким образом, по мнению Министерства архитектуры и строительства и Министерства финансов, данные кредиты следует отнести к категории льготных.

Мы утверждаем, что с данной позицией нельзя согласиться исходя из следующего.

В соответствии с п.п. 1.1. Указа Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 года № 585 «О предоставлении молодым и многодетным семьям финансовой поддержки государства» молодым <1> и многодетным <2> семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшим на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, при рождении, усыновлении (удочерении) либо наличии несовершеннолетних детей <3> в период погашения задолженности по кредитам <4>, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе приобретение не завершенных строительством капитальных строений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, предоставляется финансовая поддержка государства в погашении задолженности по таким кредитам (далее - финансовая поддержка).

Как следует из сноски <4> к данному подпункту, исключения составляют льготные кредиты, предоставляемые гражданам в соответствии с законодательными актами (буквально: <4> за исключением льготных кредитов, предоставляемых гражданам в соответствии с законодательными актами.).

Таким образом, финансовой поддержкой государства в данном случае при соблюдении ряда условий могут воспользоваться молодые семьи, за исключением семей, получивших льготные кредиты в соответствии с законодательными актами.

В соответствии с абзацем 6 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями, к законодательным актам относятся Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Порядок и условия предоставления гражданам льготных кредитов в целях улучшения жилищных условий определены в Указе Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» (далее – Указ № 13).

В соответствии с абз. 1 п.п. 1.4 Указа № 13 льготные кредиты на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются только открытым акционерным обществом «Сберегательный банк «Беларусбанк».

Этим же подпунктом 1.4 Указа № 13 установлены размеры процентной ставки по льготному кредиту в зависимости от категории граждан, которым предоставляется льготный кредит.

Максимальный размер процентной ставки в соответствии с Указом № 13 составляет 20 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовых.

Очевидно, что в целях предоставления молодым семьям финансовой поддержки государства для погашения задолженности по кредитам, отношения по предоставлению которой регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 года № 585, значение имеет лишь получение для строительства молодой семьей льготного кредита в соответствии с нормами Указа № 13, поскольку постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2015 г. № 1101 и от 29.12.2016 №1113 не относятся к законодательным актам.

Данная позиция полностью соотносится с нормами Положения о порядке предоставления молодым и многодетным семьям при рождении, усыновлении (удочерении) или наличии несовершеннолетних детей финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, в том числе приобретение незавершенных строительством капитальных строений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 22.11.2007 г. № 585 (далее – Положение).

Считаем, что Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 года № 585, вместе с ним Указом Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13, а также постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2015 г. № 1101 и 29 декабря 2016 №1113 установлены два разных, самостоятельных вида кредитования.

Первый из них – льготный кредит, предоставляемый исключительно ОАО «АСБ «Беларусбанк» на условиях и в порядке, установленными Указом Президента Республики Беларусь № 13, факт получения которого исходя из сноски <4> к п.п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь № 585 и абзаца 7 части 3 пункта 4 Положения, утвержденного данным Указом, влияет на принятие решения о предоставлении финансовой поддержки государства.

Второй – кредит на льготных условиях, предоставляемый ОАО «АСБ «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк» в соответствии с постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2015 г. № 1101 и 29 декабря 2016 №1113, которые предусматривают выдавать кредиты на условиях, определяемых банками, по ставкам, уменьшенным на 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, с компенсацией потерь банков за счет средств республиканского бюджета в размере 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка, сложившейся в отчетном периоде.

В данном случае вышеуказанные постановления Совета Министров не ограничивают банки в определении первоначальной ставки по кредиту, которая в последующем должна быть уменьшена на пятьдесят процентов ставки рефинансирования, из чего следует, что термин «кредит на льготных условиях» используется в целях получения банком, предоставившим кредит по любой ставке, уменьшенной на 50 процентов ставки рефинансирования, компенсации потерь, что в свою очередь, предусмотрено статьей 125 Банковского кодекса Республики Беларусь.

Частью 3 статьи 125 Банковского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что в случае принятия Президентом Республики Беларусь или в установленном порядке Правительством Республики Беларусь решений о предоставлении банками кредитов на льготных условиях или о замене условий предоставления ранее выданных кредитов на льготные условия таким банкам производится компенсация потерь за счет источников, определенных в этих решениях или в соответствии с ними.

Министерство архитектуры и строительства в своем ответе на наше обращение также ссылается на статью 125 Банковского кодекса Республики Беларусь. И придерживается мнения, что кредиты, предоставляемые банками в соответствии с Постановлениями Совета Министров №1101 и №1113, являются льготными.

Однако, в данном случае законодателем также используется термин «кредит на льготных условиях» и право принимать решение о выдаче кредита на льготных условиях предоставляется также Правительству Республики Беларусь. Данное право и было реализовано в постановлениях Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2015 г. № 1101 и от 29 декабря 2016 №1113.

В свою очередь нормы Указа № 585 в целях предоставления финансовой поддержки государства устанавливают иные рамки, определяя, что необходимо придавать значение лишь кредитам, предоставленным в соответствии с законодательными актами <4>.

Исходя из изложенного в целях решения вопроса о предоставлении финансовой поддержки государства невозможно приравнивать льготные кредиты, предоставленные в соответствии с законодательными актами (в данном случае в соответствии с Указом № 13) с кредитами на льготных условиях, по которым банкам осуществляется компенсация потерь.

По этой причине полагаем, что на местах имеет место неверное толкование действующего законодательства, и просим разъяснить, чем предусмотрено расширительное толкование сноски <4> к п.п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 года № 585 и абзаца 7 части 3 пункта 4 Положения, утвержденного этим же Указом, строго определяющих, что во внимание необходимо принимать только льготные кредиты, предоставленные в соответствии с законодательными актами, к которым относятся указы Президента Республики Беларусь и не относятся постановления Правительства Республики Беларусь.

Кроме всего вышеуказанного, на этапе оформления, в период сентябрь 2016 - март 2017 наших кредитных линий в банках, мы неоднократно обращались к специалистам банков, специалистам исполкомов по вопросу отнесения наших кредитов к категории льготных. Нам доводилась информация в устной форме, о том, что наши кредиты не подпадают под категорию льготных, и финансовой поддержкой по 585 Указу Президента в будущем мы сможем воспользоваться.

Мы уверены, что попросту были введены в заблуждение в очень важный и ответственный момент реализации наших стремлений к решению жизненно важного вопроса по улучшению жилищных условий наших семей. Заручившись знаниями и информацией, на тот момент - мы сделали ответственный выбор в пользу заключения кредитных линий с ОАО «Белагропромбанк» и АСБ «Беларусбанк», на условиях пользования кредитами, в которых установлен размер ставки, установленной банками, пониженной на 50% ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, о чем в последствии были сильно огорчены и разочарованы, лицезрев ответы (решения комиссий исполкомов) по отказу нам в финансовой поддержке, на которую мы так надеялись и рассчитывали.

Более того, в наших кредитных договорах не содержится ссылок на понятие льготного кредита, ни слова о том, что 50 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь компенсируется банкам за счет республиканского бюджета, в справках застройщиков (УКСов) не отражена информация о том, что льготные средства использовались на строительство жилья. Мы уверены в том, что единственным документом, оговаривающим понятие льготного кредита и условий его предоставления, является Указ Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г № 13, и действительно семьи, воспользовавшиеся поддержкой государства по 13 Указу, имеют в своих договорах на кредитные линии формулировку льготного кредита.

Ввиду сложившейся ситуации (снижение ставки рефинансирования, наличие разъяснений Министерства архитектуры и строительства и Министерства финансов) наши кредиты стали далеко не «льготными» и ложатся финансовым бременем на наши семьи. На сегодняшний день многие банки предоставляют гражданам коммерческие кредиты по ставкам, приближенным к ставкам наших кредитов.

Таким образом, полагаем, что граждане, оформившие кредитный договор в одном из вышеперечисленных банков до 06.08.2017 могут претендовать на получение финансовой поддержки согласно Указу Президента Республики Беларусь №585 от 22 ноября 2007 года., в том числе в случае отмены данного Указа, если на момент подачи заявления в исполкомы на предоставление финансовой поддержки государства Указ №585 действовал.

Принимая во внимание, что наше Государство демократическое, социально правовое, проводящее безусловно необходимую работу по реализации помощи всем слоям населения Республики, в том числе, в сфере финансовой поддержки молодых и многодетных семей, которые являются будущим страны, убедительно просим Вас разобраться в служившейся ситуации по отнесению наших кредитных линий к категории льготных, и предоставить возможность воспользоваться государственной поддержкой по Указу Президента Республики Беларусь №585 от 22 ноября 2007г

.]

Прошу обеспечить надлежащее рассмотрение обращения.

Читать далее: