PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №2622
18 июня 2019

Разработать и внедрить методику нормирования запаха в Республике Беларусь

Существующие нормативы ПДК не соответствуют современным требованиям к качеству атмосферного воздуха, требуется более современная методика нормирования запаха
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

С каждым годом увеличивается количество жалоб населения Республики Беларусь на загрязнение атмосферного воздуха: свалки, протяженностью больше километра, трубы на заводах с устаревшим оборудованием, стоки канализации, курение в многоквартирных домах, перерабатывающие цеха различных производств и т.д.

При работе Светлогорского ЦКК в конце 2017 года были выбросы метилмеркаптана. На тот момент ни в городе, ни на заводе не было прибора, способного замерить концентрацию в воздухе метилмеркаптана (в городе стоял удушливый запах). Позже “…комбинат приобрел такой прибор,но, чтобы им пользоваться, нужно разработать методику”.

В Минске жители Лошицы жалуются на сильный запах городской свалки, жители Шабанов – на запах станции аэрации, жители ЖК “Каскад” – на запах от производства завода отопительного оборудования, жители Ленинского, Партизанского, Заводского районов – на запах от заводов “Строймаш”, МТЗ, МАЗ, жители Курасовщины – на запахи мясокомбината. (https://realt.onliner.by/2015/11/04/von)

При этом ответ санитарно-эпидемиологических служб один – превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферный воздух не выявлено.

Под ПДК понимается такая максимальная концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований, в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

На состоянии растений и животных могут отражаться концентрации, существенно меньше ПДК. Например, загрязнения воздуха сернистым газом до концентрации в 10 раз меньшей ПДК вызывает хроническое или кратковременное поражение листьев растений, замедление роста, снижение урожайности.

Время расцвета концепции «предельно-допустимых величин» приходится на середину XX века.

С такой методикой не будет решена ни одна экологическая проблема, что ограничивает неотъемлемое право граждан Республики Беларусь на безопасную окружающую среду.

Еще пример: при исследовании воздуха в жилом помещении на наличие сигаретного дыма, санитарные службы вам предложат провести отбор проб воздуха на формальдегид, диоксид азота, оксид углерода, но, в любом случае, сигаретный дым в вашей квартире не обнаружат. При проведении исследования используется технический норматиный правовой акт “Руководство по контролю загрязнения атмосферы РД 52.04.186-89, Москва-1991г.” Насколько соттветствует текущим потребностям нормативный акт от 1991 года?

Почему в Республике Беларусь используются морально устаревшие методики, во многом копирующие методики отстающего в технологическом плане другого государства, но не используются передовые методики, применяемые в развитых странах, соответствующие потребностям сегодняшнего времени?

В Республике Беларусь, как следует из ответа заместителя Министра здравоохранения – главного санитарного врача “…В отношении методик исследования и нормирования интенсивности запаха,…в лабораториях учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, применяются (с учетом области аккредитации) методы и нормативы органолептического определения характера и интенсивности запаха товаров народного потребления, для которых имеются утвержденные гигиенические нормативы”.

Но как быть в ситуации невыносимого смрада и вони от городской свалки, от заводского производства, сигаретного дыма, канализационных стоков?

Запах — специфическое ощущение присутствия в воздухе летучих пахучих веществ, обнаруживаемых химическими рецепторами обоняния, расположенными в носовой полости животных и людей.

Например, можно не видеть табачного дыма, но если есть запах табака, значит, можно вдохнуть табачные токсины в так называемой бездымной его фракции.

Уже несколько десятилетий в мире существуют методические подходы к нормированию и контролю веществ, обладающих запахом, в атмосферном воздухе.

«…В ряде случаев запах формируется не отдельным веществом, а сложной смесью веществ неизвестного состава, часто присутствующих в смеси в крайне незначительных количествах. Выявление пахучих компонентов, входящих в состав такой смеси, нецелесообразно, так как их идентификация и последующая разработка гигиенических нормативов является трудоемкой и дорогостоящей задачей, требующей времени. В зарубежных странах при невозможности выделить одно или несколько основных веществ, формирующих запах, осуществляют контроль запаха в целом…»

Для решения проблем важно дать качественное определение понятия «запах», регулирование запаха. Поскольку очень важной частью является исполнение законодательства по запаху, необходимо дать доступ к решению этой проблемы высококлассным независимым специалистам. Необходимо ввести понятие единицы измерения, утвердить нормативы запаха, установить определенное значение уровня запаха и провести апробацию этого значения.

Например, одна из экспериментальных методик нормирования допустимого содержания пахучих веществ с учетом критерия «навязчивости» запаха основана на определении зависимости вероятности ощущения запаха разной силы от концентрации веществ, которая согласуется с зарубежными подходами к установлению критериев качества воздуха по запаху с учетом «раздражения». В результате проведенных исследований обоснованы нормативные значения уровня запаха сложных многокомпонентных выбросов, включая запахи очистных сооружений, обладающих высоким «потенциалом раздражения», соблюдение которых обеспечит защиту населения от «навязчивого» запаха. Для контроля загрязнения атмосферного воздуха также разработана методика вероятностной оценки наличия и интенсивности запаха в районах размещения предприятий – источников запаха.

На сегодняшний день накоплен значительный опыт по исследованию запахов, существует различные оценки запахов, в том числе измерение интенсивности запаха с использованием переносных ольфактометров и других устройств. Есть Европейский стандарт по ольфактометрии EN 13725-2003 Air quality. Determination of odour concentration by dynamic olfactometry. 2003.

Также этой цели служит и одориметрия - методология оценки с учетом запаха разной силы.

Это только несколько примеров из существующей современной практики.

Новая методология нормирования и контроля запаха как элемента качества атмосферного воздуха позволит обеспечить органы санитарного надзора новыми подходами к оценке состояния атмосферного воздуха населенных мест в районах размещения предприятий, очистных сооружений, городских свалок, в квартирах многоквартирных домов и разработке мероприятий по снижению воздействия запаха на население.

Статья 46 Конституции Республики Беларусь гласит:

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права».

В соответствии со статьей 14 Закона "Об охране окружающей среды" право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, в порядке, предусмотренном законодательством. Моральный ущерб, причиненный гражданину нарушением его права на благоприятную окружающую среду, подлежит компенсации в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Просим незамедлительно и своевременно начать работу по разработке и внедрению методик нормирования запаха в Республике Беларусь.

Читать далее: