PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №3117
09 ноября 2019

Медицинским работникам – уважение и достойное положение в белорусском обществе!

Медицинским работникам – уважение и достойное положение в белорусском обществе!
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Доступность медицинской помощи – очень важное достижение белорусского здравоохранения, которое стало возможным исключительно благодаря самоотверженному труду медицинских работников всех категорий: от заведующих отделений до санитарок. Роль и заслуги этих людей перед обществом трудно переоценить.

Тем не менее, у этой медали есть и оборотная сторона: труд медработника оплачивается, по нашему мнению, на несоразмерно низком уровне. Медработник оказался в «тисках» между пациентом и руководством учреждений здравоохранения (далее – УЗ), профсоюз, по нашим данным, не защищает от давления руководства, а руководство не защищает от давления жалобщиков и вседозволенности пациентов. Статус и авторитет медработников в белорусском обществе, на наш взгляд, слишком низки по сравнению с той социальной функцией, которую они выполняют: забота, защита самого главного в жизни – самой жизни и здоровья. Как ни тяжело это признавать, некоторые граждане испытывают к медикам скорее жалость, чем уважение.

Нам не нравится, что многие апеллируют к призванию, клятвам, священным обязанностям. Всё это утрачивает смысл в обществе, в котором эти понятия используются для оправдания низких зарплат, юридической незащищенности и прочих неприятных обстоятельств.

Мы считаем, что белорусская медицина должна работать не только на благо пациентов, но и в пользу тех, кто непосредственно эту медицину реализует: врачей, медсестер и фельдшеров, санитарок.

По нашему мнению, в белорусской медицине всё далеко не так благополучно, как может показаться со стороны. В белорусской медицине назрело множество проблем, безотлагательно ожидающих решения. Поэтому мы, нижеподписавшиеся, требуем:

1) Обеспечить надёжную юридическую защиту прав и интересов медработников как от посягательств пациентов, так и от давления руководства УЗ.

В каждом УЗ должна быть организована юридическая помощь «на месте», не зависящая от руководства УЗ, профсоюза и Минздрава и занимающаяся защитой интересов работников УЗ. Юрист будет оценивать с правовой точки зрения действия пациентов или руководства, если они затрагивают интересы сотрудника. Юрист будет представлять сотрудника (с согласия последнего) как в административном процессе, так и в гражданском (при опровержении ложных сведений, взыскании моральной компенсации и прочих заявленных требованиях), при этом работник будет лишь минимально вовлечён в процесс разбирательства, без отрыва от работы, без нервов и личных затрат. При необходимости юрист будет участвовать в оценке жалоб, поступающих в УЗ, защищать интересы работника, если руководство УЗ примет решение о дисциплинарном наказании.

Работа юриста может оплачиваться по линии Министерства юстиции, что предотвратит влияние руководства УЗ, Минздрава на процесс разбирательства.

Полагаем, что нынешний Белорусский профсоюз работников здравоохранения не в состоянии обеспечить защиту интересов медработника, хотя это и является его прямой обязанностью, так как он он всецело зависим от решений Минздрава и руководства УЗ.

2) Регламентировать порядок рассмотрения жалоб.

В рассмотрении жалобы должны участвовать заявитель, медработник, руководство УЗ, по требованию работника - юрист. Если жалоба на сотрудника признаётся необоснованной, юрист оценивает вред, причинённый репутации сотрудника, размер моральной компенсации (любая жалоба – повод для волнений, моральных переживаний), то юрист обращается в суд с требованием о компенсации. Компенсация может взыскиваться с заявителя либо с руководства УЗ, если оно создало условия (не предприняло своевременных мер) для создания конфликтной ситуации. Разбирательство может вестись без суда, путём медиации.

На общественное обсуждение в коллективе жалоба выносится, только если она признана обоснованной и с согласия всех заинтересованных сторон.

К сотруднику, на которого поступила обоснованная жалоба, применяется дисциплинарное взыскание.

3) Разработать и утвердить НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ, родственников пациентов, аналогичные «Правилам медицинской этики и деонтологии» (Постановление Минздрава Республики Белаусь от 07.08.2018 №64) для медицинского персонала. Ввести меры воздействия на пациентов (вплоть до административной ответственности), при несоблюдении этих норм. Если пациенты вправе требовать к себе уважительного отношения, то медработники – и подавно. Гражданин должен понимать, что если выступает в роли пациента, то должен вести себя соответствующим образом.

Недопустима ситуация, когда медработников считают обслуживающим персоналом, опускают до уровня прислуги. Это унизительно не только для медиков, но и для Министерства, для всей отрасли, даже для всего общества! Это показывает, насколько ценится здоровье в этом обществе. Но больше всего это унижает тех, кто так считает!

4) Обеспечить физическую безопасность медицинским работникам путём сопровождения их сотрудниками милиции в некоторых случаях.

Участковые педиатры и терапевты, медсёстры, молодые девушки, вынуждены в одиночку посещать семьи, находящиеся в социально-опасном положении (СОП); бригады скорой помощи в составе девушки-доктора и девушки-фельдшера оказывают помощь на визитах к пьяным агрессивным мужчинам. И в первом, и во втором, и в других подобных случаях имеет место угроза здоровью и жизни врача, медсестры, фельдшера, санитара. Это недопустимо!

Если имеется повод подозревать опасность для здоровья или жизни медработника, последний вправе требовать сопровождения и вправе отказаться от вызова/визита, если такое сопровождение не предоставлено.

Следует рассмотреть возможность обеспечения медицинских работников (участковых специалистов, бригад СМП) аудиовидеозаписывающей аппаратурой, которой они могут воспользоваться после предупреждения пациента, если складывается конфликтная ситуация (пациент в состоянии опьянения, требует больничный, препаратов, угрожает, оскорбляет). Такая практика дисциплинировала бы пациентов, существенно облегчала бы рассмотрение жалоб, обеспечивала юридическую защиту медработников при оскорблениях, угрозах.

Раз контролеры общественного транспорта обеспечены видеорегистраторами, то медработники должны быть защищены даже в большей степени! Между прочим, контролёры при входе в транспорт не заявляют пассажирам о ведении съёмки.

Мы признаем , что использование записанных аудиовидеоматериалов должно быть строго конфиденциальным, с соблюдением врачебной тайны, права на личную жизнь.

5) Определить и нормативно закрепить понятие «необоснованное обращение за медицинской помощью» для СМП и участковых специалистов и приемных отделений стационаров. Определить механизм оценки обращения за медпомощью на предмет не-/обоснованности. Если вызов/обращение признаются необоснованными, пациент оплачивает их в полном объёме, соответствующая часть этой выплаты переходит в доход сотрудника(-ов), оказавшего помощь.

Какой процент обращений признаны необоснованными в 2018 г.? За январь-сентябрь 2019 г.? По нашему мнению, официальные данные будут сильно преуменьшены, поскольку нет практики признания обращений необоснованными. И эти обращения тянут за собой существенный объём бюджетных средств, которые могли бы быть использованы с большей пользой.

Нам известны многочисленные случаи вызовов участковых специалистов при несущественных жалобах, для выписки бесплатных рецептов, злоупотреблений вызовами бригад СМП, которые использовались сугубо для транспортировки, то есть вместо такси.

6) Организовать телефонную линию для консультаций.

Она помогла бы в решении следующих вопросов: в какую больницу обратиться с моей проблемой? Как удалить клеща и что делать с ним дальше (для этого, по нашему мнению, вообще не нужно обращаться за медпомощью в абсолютном большинстве случаев)? В какой дозировке принимать жаропонижающее? Такая телефонная линия сократила бы число необоснованных обращений (особенно в ночное время) и обращений по незначительным поводам; снизила бы нагрузку на первичное звено медицинской помощи.

Услуга консультации могла бы быть платной с фиксированной стоимостью, то есть плата бы взималась не за время звонка и ожидания ответа специалиста, а за сам звонок.

Мы располагаем сведениями, когда пациенты звонили 103 с простым вопросом (чаще – в ночное время, когда поликлинике не работают), а специалист по приему вызовов направлял бригаду на визит, хотя пациенты этого вовсе не требовали. Они нуждались в простом ответе на простой вопрос.

7) Освободить медработников от лишней, непрофильной работы.

Так, существует практика наблюдения СОП-семей участковыми специалистами. Мы считаем, что такие семьи должны наблюдаться социальными работниками; члены этих семей должны осматриваться на приеме в поликлинике при самостоятельном обращении либо по направлению соцработника (вплоть до принудительного привода на осмотр сотрудниками милиции). На дому они могут осматриваться в том же порядке, как и обычные пациенты.

Много вопросов связано с диспансерным наблюдением. По нашему убеждению, ни врач, ни медсестра не должны тратить свое время и деньги на обзвон пациентов с приглашениями на осмотр, прививку, анализы. Пациенты обязаны самостоятельно контролировать мероприятия по диспансерному наблюдению: в определенные сроки осматриваться специалистами, сдавать анализы. Врач лишь предоставляет план этих мероприятий на готовом бланке. Пациент сам решает, соблюдать ли эти рекомендации, и при их несоблюдении - сам несёт ответственность за последствия.

8) Прекратить сборы денежных средств под предлогом субботников и практику обязательной подписки на «Медицинский вестник».

У нас имеются достаточные основания полагать, что это лишний, неправомерный рычаг давления руководства на сотрудников. Ибо те, кто отказывается от сдачи денег или подписки, опасаются «репрессий» со стороны начальства в виде уменьшения премий и принятия в их отношении иных мер.

В УЗ "Городская детская инфекционная клиническая больница", по имеющимся у заявителей данным, объявление об обязательной (всегда присутствовало это слово!) подписке или сборе денег на субботник заканчивалось подписью «Администрация».

9) Повысить заработную плату всем категориям медицинских работников!

Зарплата – это один из показателей положения профессии в обществе, потребности в ней, признания её роли, значимости. За труд и вклад в жизнь и здоровье общества и каждого человека, по нашему мнению, государству должно быть стыдно платить медработникам такие крохи!

Полагаем, что существенно завышены цифры, оглашаемые Белстатом о доходах работников в медицине. За кажущимися благополучием и обеспеченностью стоят переработки (оплачиваемые неоправданно низко), труд более чем на одну ставку, включение доходов врачей-администраторов (главврачей, их заместителей и прочих специалистов) в общую статистику, которые не оказывают непосредственной медицинской помощи населению.

10) Определить и указать сроки выполнения наших требований, содержащихся в настоящем обращении.

Ответ не по существу на настоящее обращение и/или отсутствие конкретных шагов по решению обозначенных проблем будут означать не что иное, как эксплуататорское и потребительское отношение к работникам, игнорирование и замалчивание насущных проблем белорусской медицины, недальновидность и отсутствие прагматизма в этой области. При таком, крайне нежелательном для нас развитии событий, мы предрекаем скорый и неизбежный отток кадров за рубеж и в другие сферы и возлагаем всю ответственность за последствия на Министерство здравоохранения.

Читать далее: