PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №3807
06 апреля 2020

Устранить ограничения на предоставление и использование безвозмездной помощи, в том числе направляемой для борьбы с COVID-19

Белорусское законодательство препятствует развитию благотворительности и затрудняет привлечение безвозмездной помощи внутри страны и из-за рубежа. Особенно острой эта проблема стала сейчас на фоне борьбы с пандемией COVID-19. Автор петиции - Lawtrend
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

Мы, граждане Республики Беларусь, подписавшие настоящее обращение, заявляем о необходимости изменения законодательства о благотворительности в Республике Беларусь.

В настоящее время Республика Беларусь в числе других стран мира столкнулась с серьезной проблемой – пандемией коронавируса (COVID-19). На фоне быстрого распространения вируса, способного причинить серьезный ущерб жизни и здоровью населения, экономике страны, как никогда важными являются совместные действия государства, бизнеса, гражданского общества по преодолению его распространения и последствий.

Гражданское общество, бизнес-структуры в сложившейся ситуации могут оказать и оказывают существенную помощь, как экспертную, так и практическую. На белорусских краудфандинговых платформах «МолаМола» (https://molamola.by/), «Улей» (https://ulej.by/), медиаплатформе «Имена» (https://imenamag.by/) объявлен сбор средств на целый ряд благотворительных проектов, связанных с преодолением распространения коронавируса, его профилактикой и направленных на помощь медицинским работникам, особо уязвимым группам. Собирается помощь и оказывается помощь также активистами-физическими лицами, другими некоммерческими организациями и инициативами. О финансовой и практической поддержке учреждениям здравоохранения объявил и целый ряд коммерческих организаций. Министерство здравоохранения Республики Беларусь открыло благотворительный счет в целях сбора средств для помощи медицинским учреждениям на фоне коронавируса. При этом о желании оказать благотворительную помощь заявляют не только граждане Беларуси, постоянно проживающие на территории Беларуси, но и белорусские граждане, постоянно проживающие за рубежом, а также иностранные граждане и организации.

Все эти примеры свидетельствуют о большом потенциале благотворительной деятельности в нашей стране, о возможности и желании общества при необходимости оказать существенную помощь в решении важных государственных задач.

Однако, действующее законодательство Республики Беларусь содержит ряд норм, препятствующих развитию благотворительности, затрудняющих реализацию важных благотворительных проектов.

Так, Декрет Президента Республики Беларусь от 31 августа 2015 г. № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» предусматривает необходимость предварительной регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления Президентом Республики Беларусь безвозмездной помощи в любом размере, полученной от граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь и иностранных граждан, не имеющих разрешения на проживание в Республике Беларусь, иностранных организаций. При этом процедура регистрации является длительным и трудоемким процессом, затрудняющим для организаций-получателей эффективное использование иностранной помощи для достижения целей, на которые она выделена.

Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» предусматривает обязательную процедуру заключения договора безвозмездной (спонсорской) помощи с указанием перечня товаров (работ, услуг), которые будут приобретены за счет помощи.

Налоговый кодекс Республики Беларусь не предусматривает освобождение от подоходного налога безвозмездной помощи, собранной физическими лицами для последующего использования на общественно-полезные цели, несмотря на то, что эта помощь не является доходом физического лица и не используется этим физическим лицом непосредственно.

В совокупности указанные нормы законодательства препятствуют быстрому получению такой необходимой в настоящее время помощи из источников внутри страны и из-за рубежа. Вопрос использования полученной помощи по целевому назначению легко решается наличием четких и ясных механизмов, обеспечивающих прозрачность получаемой помощи, как для передающих ее физических и юридических лиц, так и государства.

В настоящее время в Республики собираются предложения по формированию плана законопроектной деятельности на 2021 год. В январе 2020 года проект указа, которым вносятся изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», был внесен в Правительство Республики Беларусь. Проект измененного Декрета Президента Республики Беларусь «Об иностранной безвозмездной помощи» находится на рассмотрении у Президента Республики Беларусь.

На основании вышеизложенного считаем необходимым:

1. В рамках мер по противодействию распространения пандемии Covid-19 установить, что средства, полученные юридическими лицами от граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций, используемые в целях противодействия распространения Covid-19, в том числе для последующей передачи в учреждения здравоохранения, закупки и производства средств индивидуальной защиты, подготовки и распространения информационных материалов не подлежат регистрации в качестве иностранной безвозмездной помощи согласно требованиям Декрета Президента Республики Беларусь «Об иностранной безвозмездной помощи».

2. Внести в Декрет Президента Республики Беларусь «Об иностранной безвозмездной помощи» изменение в соответствии с которым, действие данного Декрета (утвержденного им Положения) не распространяется на безвозмездную помощь, получаемую юридическими лицами Республики Беларусь от граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, не имеющих разрешение на проживание в Республике Беларусь (с последующей отменой разрешительного принципа регистрации для всей получаемой иностранной безвозмездной помощи).

3. Исключить из Указа Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» перечень целей, на которые может быть использована безвозмездная помощь и необходимость указания в договоре перечня товаров (работ, услуг), которые за счет этой помощи будут приобретены (с последующей отменой данного указа).

4. Внести в Налоговый кодекс Республики Беларусь изменения, предусматривающие освобождение от подоходного налога денежных средств, собранных физическими лицами для последующего использования в общественно-полезных целях (с предоставлением подтверждающих документов в инспекцию МНС).

Читать далее: