PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4226
25 июля 2020

Снять ограничение количества наблюдетелей на Выборах - 2020!

Центризбирком ограничил количество наблюдателей в помещениях для голосования и на заседаниях участковых комиссий.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

22 июля 2020 года Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – ЦИК) приняла Постановление №115 «Об изменении постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов от 8 мая 2020 г. № 15» (далее – Постановление), ограничивающее количество наблюдателей на заседаниях участковых комиссий, при приеме протоколов участковых комиссий территориальными комиссиями, в помещениях для голосования – пятью, а в период досрочного голосования в помещении для голосования – тремя наблюдателями. Если количество членов участковой комиссии не превышает семи, на её заседаниях и в помещении для голосования вправе присутствовать наблюдатели в количестве не более половины состава участковой комиссии.

При этом право присутствия наблюдателей определяется очередностью их аккредитации при соответствующей комиссии.

В качестве мотивировки данного ограничения ЦИК указывает профилактику распространения коронавирусной инфекции. Такую трепетную заботу о здоровье избирателей и членов комиссий можно было бы приветствовать, если бы не ряд обстоятельств.

Вызывает изумление, что Постановление было принято спустя целых 15 дней после того, как Президент Республики Беларусь заявил о победе над эпидемией в Беларуси. Еще 7 июля А. Г. Лукашенко отметил: «Я могу вас поздравить, что мы с этой бедой справились. Мы это с вами преодолели».

По официальным данным Министерства здравоохранения, с середины мая в Беларуси наблюдается снижение прироста заболевших COVID-19. На 24 июля этот показатель составил 158 человек. Для сравнения:

22 июля – 173 человека,

12 июля – 165 человека,

2 июля – 274 человека,

22 июня – 518 человек,

12 июня – 704 человека,

2 июня – 852 человека.

В начале мая, когда была принята первоначальная версия Постановления №15, определяющего порядок направления и деятельности наблюдателей, данный показатель вообще превышал 900 человек в день!

Возникает вопрос – отчего же на пике эпидемии ЦИК не проявила столь чуткой заботы о гражданах и не издала постановления об ограничении количества наблюдателей в тот тяжелый период? Возможно, ЦИК располагает статистикой, отличающейся от официальной статистики Минздрава и свидетельствующей об ухудшении эпидемиологической обстановки в последнее время?

Безусловно, профилактика распространения инфекции в период выборов – чрезвычайно важная задача. Однако ограничение количества наблюдателей не содержится в «Рекомендациях по проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий при проведении выборов Президента Республики Беларусь» Министерства здравоохранения, опубликованных на интернет-сайте ЦИК (http://rec.gov.by/sites/default/files/pdf/2020/inf4.pdf).

Кроме того, Постановление касается вопросов здравоохранения, однако ЦИК не упомянута среди организаций, осуществляющих государственное регулирование в данной области (Глава 2 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении»). Статья 33 Избирательного кодекса Республики Беларусь не наделяет ЦИК полномочиями принимать решения в области здравоохранения.

В такой ситуации единственным законным подходом было бы придерживаться рекомендаций того же Минздрава, чего ЦИК не делает.

Показательны двойные стандарты ЦИК. Члены комиссий – в соответствии с рекомендациями Минздрава – будут опрашиваться о состоянии здоровья; к работе не будут допускаться те из них, кто имеет признаки респираторной инфекции. Отчего же не применить этот же подход и к наблюдателям? Не оттого ли, что инфекция использована лишь как предлог к «профилактике» многочисленного представительного наблюдения за выборами?

Столь пекущаяся о здоровье граждан ЦИК, тем не менее, не опубликовала на своем интернет-сайте целый ряд предложений кампании «Право Выбора – 2020» по организации безопасных выборов, которые, по нашей информации, были в ЦИК направлены. Среди этих предложений, в частности, размещение избирательных участков по возможности на открытых территориях; выдача избирателям на входе масок и перчаток; обеспечение бесконтактной термометрии на участках; отказ от проведения концертов и других массовых мероприятий возле участков; отказ от размещения участков в общежитиях и иных местах массового проживания людей (https://pvby.org/be/news/zayavlenie-kampanii-pravo-vybora-2020). По всей вероятности, данные предложения не будут реализованы. А как же «профилактика распространения инфекции»?

Подход ЦИК к определению права наблюдателей присутствовать на участках и заседаниях на основании очередности аккредитации, на наш взгляд, несправедлив. Он, возможно, не вызвал бы нареканий, если бы об ограничении количества наблюдателей было объявлено заблаговременно – до первого дня, когда наблюдатели могли получить аккредитацию. Однако в ситуации, когда на 20.07.2020 аккредитовалось почти 43 тысячи наблюдателей, внезапное «изменение правил игры», полагаем, неоправданно дискриминирует тех людей, которые собирались получить аккредитацию позже.

Кроме того, имеются достаточные основания полагать, что Постановление дискриминирует наблюдателей по национальному и профессиональному признаку, поскольку требование ограничить количество наблюдателей на участках не распространяется на иностранных (международных) наблюдателей, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов. Полагаем, что тем самым Постановление нарушает Международный пакт о гражданских и политических правах (далее – Пакт), ратифицированный Республикой Беларусь.

Пункт А статьи 25 Пакта гарантирует каждому гражданину без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел.

Часть 1 статьи 2 Пакта обязывает каждое участвующее в Пакте государство уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Особую тревогу вызывает публикация в СМИ аудиозаписи разговора двух человек, обсуждающих, как не допустить на участок наблюдателей, даже если там в данный момент присутствует всего один таковой. То есть обсуждается, как использовать ограничение количества наблюдателей в нарушение самого Постановления. В статье издания «Наша Ніва» отмечается, что Телеграм-канал «Мая краіна Беларусь» указывает, что голоса принадлежат руководителю Полоцкого райкома профсоюза работников образования и науки и заместителю начальника отдела идеологической работы и по делам молодежи Полоцкого райисполкома (https://nn.by/?c=ar&i=255874).

Полагаем, что Постановление нарушает статью 13 Избирательного кодекса Республики Беларусь. Данная статья гарантирует наблюдателю ряд прав, в частности, присутствовать на заседаниях комиссий, находиться в день голосования в помещениях для голосования и иных прав. При этом срок полномочий наблюдателя начинается со дня аккредитации и заканчивается в день установления соответствующей комиссией результатов подсчета голосов, результатов или итогов выборов.

Таким образом, по нашему мнению, Постановление лишает аккредитованного наблюдателя возможности реализовать свои права. При этом, согласно ст. 10 Закона республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам и иным нормативным правовым актам.

На основании изложенного выше, мы призываем Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов:

1. Отменить своё Постановление от 22 июля 2020 года №115 «Об изменении постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов от 8 мая 2020 г. № 15» и не ограничивать количество наблюдателей на заседаниях участковых комиссий, при приеме протоколов участковых комиссий территориальными комиссиями, в помещениях для голосования.

2. Разъяснить, какие именно научные, медицинские данные легли в основу требования сократить количество наблюдателей на участке до 3 (5), какие организации здравоохранения дали соответствующие рекомендации.

Читать далее: