PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4761
15 марта 2021

О декриминализации ст.411 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Наличие и практика применения ст.411 в Уголовном кодексе нашей страны противоречит международным стандартам прав человека. Считаем, что применение этой нормы приводит к нарушению основополагающих принципов правосудия.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

Совет Министров Республики Беларусь,

Депутатам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь,

Межведомственную рабочую группу по подготовке проектов кодексов об уголовной ответственности при Министерстве юстиции Республики

Беларусь,

Просим вашего участия в поддержке нашей инициативы по исключению статьи 411 (Злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы) из Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Уголовная ответственность за «неповиновение» введена в 1983 году и преследовала цель противодействия «ворам в законе», рецидивистам, то есть осужденным, которые, следуя собственным «законам», открыто противопоставляли себя администрации мест лишения свободы.

В настоящее время, по нашим данным, практически нет «воровских законов», устойчивой криминогенной обстановки в местах лишения свободы. В 12 из 15 постсоветских республик соответствующая статья декриминализирована. Нет такой ответственности и в Европе.

По данным Академии МВД, за год около ста, а иногда и более осужденных подвергаются судебному преследованию по указанной норме закона.

Наличие данной статьи в белорусском законодательстве, на наш взгляд, приводит к многочисленным нарушениям прав уязвимой группы граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы. К уголовной ответственности (наказание по ней - только лишения свободы) привлекаются лица, уже дисциплинарно наказанные за те же конкретные нарушения режима отбывания. По сути, к ответственности за проступок человек привлекается дважды, причём повторно уже следует уголовное наказание.

Такие термины (признаки состава преступления) как «злостное неповиновение», «иное противодействие администрации в осуществлении ее функций» конкретно не разъяснены ни в нормах УК Республики Беларусь, УИК Республики Беларусь, ни в иных нормативных актах. Термин «злостное неповиновение» также отсутствует в нормативных актах, определяющих права и обязанности осужденных. Отсутствие необходимых уточнений на практике приводит к осуждению к лишению свободы фактически за мелкие дисциплинарные проступки (наличие пыли после уборки, сон во внеурочное время на полу ШИЗО, некачественная уборка, приветствие не по форме, опоздание в столовую и иные), явно не преследующие такие цели как противодействие администрации в осуществлении ее функций, что требуется по данной статье.

Дисциплинарные взыскания и последующее привлечение к ответственности по ст.411 УК Республики Беларусь, по имеющимся у нас сведениям, нередко применяются как мера репрессий, мести в отношении неугодных осужденных, политзаключенных и используется по администрацией исправительного учреждения для продления срока отбывания наказания. Зачастую это делается, когда до полного отбытия наказания остаются считанные дни или месяцы.

При рассмотрении уголовного дела остаются без внимания и оценки практически не попадающие в уголовное дело и не исследуемые в рамках уголовного процесса такие обстоятельства как негативное воздействие среды, неправильное поведение представителей администрации и другие, которые в совокупности нередко приводят к совершению осужденными новых правонарушений.

Многие не знают: закон не ограничивает возможность применения данной статьи к осужденному неоднократно, что и делается на практике. Наиболее одиозным является, известным нам факт девятикратного (!) осуждения В.Бондаренко по ст. 411 УК, что увеличило срок его первоначального наказания фактически в два раза! И это при том, что лицо уже понесло чувствительную ответственность за каждое вмененное ему нарушение режима.

Необходимо подчеркнуть, что действующее уголовно-исполнительное законодательство (ст. 112 УИК) предоставляет администрации исправительных учреждений широкий выбор мер взысканий: от выговора до водворения осужденных, содержащихся в исправительных колониях и тюрьмах, в штрафной изолятор (ШИЗО) на срок до десяти суток, помещения камерного типа (ПКТ) и иные. Как правило, прежде всего осужденный лишается передач и свиданий, которые и так крайне ограничены. Далее следует водворение в ШИЗО, причем это может происходить неоднократно. И таким образом срок «до десяти суток» может длиться без перерыва (или с небольшим перерывом) несколько десятков дней и даже не один месяц. Условия отбывания и ограничения, существующие в ШИЗО, ставят осужденного на грань выживания.

Вполне очевидно для нас, что справедливое применение вышеуказанных строгих мер воздействия, наряду с мерами воспитательного характера, способно обеспечить правопорядок.

Ответы представителей нескольких организаций, к которым мы ранее обращались, по нашему мнению, не содержат ни одного конкретного и убедительного довода о невозможности декриминализации ст.411 УК. Ссылки на то, что её отсутствие может (?) привести к ухудшению криминогенной ситуации в учреждениях ИК, носят характер предположения, сводятся к голословным рассуждениям и утверждениям. Криминогенная обстановка в местах лишения свободы, по имеющейся у нас информации, никак год от года не ухудшается. В связи с этим увеличение числа лиц, привлекаемых к ответственности по ст. 411 УК, по нашему мнению, однозначно не обусловлено необходимостью и возможностью влияния на криминогенную обстановку.

Исследованная нами практика двенадцати из пятнадцати государств СНГ, исключивших данную статью из своих уголовных кодексов, свидетельствует, что на криминогенную обстановку в местах лишения свободы это никак отрицательно не повлияло.

Просим вас как представителя органа, имеющего право законодательной инициативы, внести предложение по исключению статьи 411 из Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Читать далее: