О декриминализации ст.411 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
получен
Адресаты:
- Министерство юстиции Республики Беларусь
- Совет Министров Республики Беларусь
- Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь
Текущий статус обращения:
- 3 ответа. Последний получен 29 апреля 2021. Читать ответ
Совет Министров Республики Беларусь,
Депутатам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь,
Межведомственную рабочую группу по подготовке проектов кодексов об уголовной ответственности при Министерстве юстиции Республики
Беларусь,
Просим вашего участия в поддержке нашей инициативы по исключению статьи 411 (Злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы) из Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Уголовная ответственность за «неповиновение» введена в 1983 году и преследовала цель противодействия «ворам в законе», рецидивистам, то есть осужденным, которые, следуя собственным «законам», открыто противопоставляли себя администрации мест лишения свободы.
В настоящее время, по нашим данным, практически нет «воровских законов», устойчивой криминогенной обстановки в местах лишения свободы. В 12 из 15 постсоветских республик соответствующая статья декриминализирована. Нет такой ответственности и в Европе.
По данным Академии МВД, за год около ста, а иногда и более осужденных подвергаются судебному преследованию по указанной норме закона.
Наличие данной статьи в белорусском законодательстве, на наш взгляд, приводит к многочисленным нарушениям прав уязвимой группы граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы. К уголовной ответственности (наказание по ней - только лишения свободы) привлекаются лица, уже дисциплинарно наказанные за те же конкретные нарушения режима отбывания. По сути, к ответственности за проступок человек привлекается дважды, причём повторно уже следует уголовное наказание.
Такие термины (признаки состава преступления) как «злостное неповиновение», «иное противодействие администрации в осуществлении ее функций» конкретно не разъяснены ни в нормах УК Республики Беларусь, УИК Республики Беларусь, ни в иных нормативных актах. Термин «злостное неповиновение» также отсутствует в нормативных актах, определяющих права и обязанности осужденных. Отсутствие необходимых уточнений на практике приводит к осуждению к лишению свободы фактически за мелкие дисциплинарные проступки (наличие пыли после уборки, сон во внеурочное время на полу ШИЗО, некачественная уборка, приветствие не по форме, опоздание в столовую и иные), явно не преследующие такие цели как противодействие администрации в осуществлении ее функций, что требуется по данной статье.
Дисциплинарные взыскания и последующее привлечение к ответственности по ст.411 УК Республики Беларусь, по имеющимся у нас сведениям, нередко применяются как мера репрессий, мести в отношении неугодных осужденных, политзаключенных и используется по администрацией исправительного учреждения для продления срока отбывания наказания. Зачастую это делается, когда до полного отбытия наказания остаются считанные дни или месяцы.
При рассмотрении уголовного дела остаются без внимания и оценки практически не попадающие в уголовное дело и не исследуемые в рамках уголовного процесса такие обстоятельства как негативное воздействие среды, неправильное поведение представителей администрации и другие, которые в совокупности нередко приводят к совершению осужденными новых правонарушений.
Многие не знают: закон не ограничивает возможность применения данной статьи к осужденному неоднократно, что и делается на практике. Наиболее одиозным является, известным нам факт девятикратного (!) осуждения В.Бондаренко по ст. 411 УК, что увеличило срок его первоначального наказания фактически в два раза! И это при том, что лицо уже понесло чувствительную ответственность за каждое вмененное ему нарушение режима.
Необходимо подчеркнуть, что действующее уголовно-исполнительное законодательство (ст. 112 УИК) предоставляет администрации исправительных учреждений широкий выбор мер взысканий: от выговора до водворения осужденных, содержащихся в исправительных колониях и тюрьмах, в штрафной изолятор (ШИЗО) на срок до десяти суток, помещения камерного типа (ПКТ) и иные. Как правило, прежде всего осужденный лишается передач и свиданий, которые и так крайне ограничены. Далее следует водворение в ШИЗО, причем это может происходить неоднократно. И таким образом срок «до десяти суток» может длиться без перерыва (или с небольшим перерывом) несколько десятков дней и даже не один месяц. Условия отбывания и ограничения, существующие в ШИЗО, ставят осужденного на грань выживания.
Вполне очевидно для нас, что справедливое применение вышеуказанных строгих мер воздействия, наряду с мерами воспитательного характера, способно обеспечить правопорядок.
Ответы представителей нескольких организаций, к которым мы ранее обращались, по нашему мнению, не содержат ни одного конкретного и убедительного довода о невозможности декриминализации ст.411 УК. Ссылки на то, что её отсутствие может (?) привести к ухудшению криминогенной ситуации в учреждениях ИК, носят характер предположения, сводятся к голословным рассуждениям и утверждениям. Криминогенная обстановка в местах лишения свободы, по имеющейся у нас информации, никак год от года не ухудшается. В связи с этим увеличение числа лиц, привлекаемых к ответственности по ст. 411 УК, по нашему мнению, однозначно не обусловлено необходимостью и возможностью влияния на криминогенную обстановку.
Исследованная нами практика двенадцати из пятнадцати государств СНГ, исключивших данную статью из своих уголовных кодексов, свидетельствует, что на криминогенную обстановку в местах лишения свободы это никак отрицательно не повлияло.
Просим вас как представителя органа, имеющего право законодательной инициативы, внести предложение по исключению статьи 411 из Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Читать далее:
-
Организация парковки возле поликлиники г. Марьина Горка
-
Изменение режима работы маршрута автобуса №132 "ДС ''Малиновка-4'' - Щомыслица"
-
Об изменении расходов государства на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
-
Требуем удовлетворить заявку на демонстрацию и митинг в честь объявления независимости БНР
-
Пешеходный переход на улице Ульяновской (Мозырь).
-
Не мешайте адвокатам работать, а беларусам самим решать, кто будет их защищать!