PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №4814
08 апреля 2021

Дискриминация работников, отбывающих административный арест

Увольнение работников, отбывающих административный арест, противоречит Конституции Республики Беларусь, иным нормативным правовым актам и создает препятствия для реализации гражданами права на труд.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

31 марта 2021 года в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь поступил проект Закона «Об изменении законов» (по вопросам трудовых отношений) (https://pravo.by/document/?guid=3951&p0=2021009001 )

2 апреля 2021 года указанный проект Закона был рассмотрен Палатой представителей и принят в первом чтении.

Указанным законом предполагается внести в пункт 7 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь дополнительное условие расторжения трудового договора (контракта), а именно:

«отсутствия на работе в связи с отбыванием административного взыскания в виде административного ареста, препятствующего исполнению трудовых обязанностей;».

Стоит отметить, что согласно действующему законодательству, отбывание работником административного ареста не является основанием для увольнения, так как у работника имеется уважительная причина отсутствия на работе – наличие обязанности исполнения требований законодательства и постановления о наложении дисциплинарного взыскания (пункт 3 статьи 4.1; статья 14.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

А неисполнение работником трудовых обязанностей по не зависящим от него причинам не может рассматриваться как дисциплинарный проступок (часть пятая пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2012 № 4 «О практике применения судами законодательства о трудовой дисциплине и дисциплинарной ответственности работников»).

Мы, граждане Республики Беларусь, выражаем обеспокоенность в связи с узакониваем норм и практик, которые противоречат не только международным стандартам в сфере прав человека, но и требованиям национального законодательства.

Статья 41 Конституции Республики Беларусь закрепила за гражданами право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Статья 8 Конституции закрепила приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Пункт 5b Рекомендаций № 166 о прекращении трудовых отношений по инициативе работодателя, принятых Генеральной Конференцией Международной Организации Труда 2 июня 1982 года установил, что законным основанием для прекращения трудовых отношений не должно служить отсутствие на работе в связи с выполнением других гражданских обязанностей в соответствии с национальными законодательством и практикой.

Как было отмечено ранее, гражданин обязан исполнить требования законодательства и постановление о наложении дисциплинарного взыскания (пункт 3 статьи 4.1; статья 14.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

По нашему мнению, анонсированные изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь:

- противоречат Конституции Республики Беларусь, постановлению Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2012 № 4, иным нормативным правовым актам и создают препятствия для реализации гражданами права на труд;

- будут дискриминировать работников, имеющих административное взыскания в виде административного ареста, перед иными работниками;

- создадут напряженную ситуацию на рынке труда вследствие непрекращающегося беспричинного административного преследования граждан Беларуси.

Статья 132 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, утвержденного постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 18.12.2015 № 707-П5/VIII установила, что в случае принятия решения об отклонении проекта закона его рассмотрение возможно лишь после повторного внесения в Палату представителей в порядке реализации права законодательной инициативы.

На основании вышесказанного, мы требуем:

от Палаты представителей Национального собрания – принять постановление об отмене постановления о принятии проекта Закона «Об изменении законов» (по вопросам трудовых отношений) в первом чтении, и о повторном рассмотрении его в первом чтении (на основании статьи 145 Регламента Палаты представителей Национального собрания);

от Министерства труда и социальной защиты – провести общественное обсуждение проекта Закона «Об изменении законов» (по вопросам трудовых отношений) в соответствии с требованиями статьи 7 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» и Положения о порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.01.2019 № 56 – на сайте «Правовой форум Беларуси», путем парламентских слушаний (с допуском всех заинтересованных лиц) или в средствах массовой информации.

Читать далее: