PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №5703
25 сентября 2023

Пересмотреть проект зон охраны историко-культурной ценности «Здание аэровокзала по ул. Чкалова, 38/1 в г. Минске»

Прекратить действие заключения государственной экологической экспертизы архитектурного проекта.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

Во время разработки архитектурного проекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир». Проект застройки. 22-я очередь строительства. Генплан, благоустройство, инженерные сети. Квартал 24» (далее – архитектурный проект) использовался проект зон охраны историко-культурной ценности «Здание аэровокзала по ул. Чкалова, 38/1 в г. Минске», утвержденный постановлением Министерства культуры от 16.06.2008 № 21 (далее – проект зон охраны). Проект зон охраны разрабатывался с учетом существующей градостроительной ситуации 2008 года. Но сейчас эта ситуация сильно изменилась – был снесен аэродром, детальные планы поменялись несколько раз. На юге за аэровокзалом появилась симметрия, которой не существовало раньше. Несколько раз поменяли свое местоположение проектируемые улицы. Изменились функциональные зоны, вместо озелененных территорий общего пользования появилась общественная застройка в зоне визуального восприятия историко-культурной ценности. Но проект зон охраны ни разу не обновлялся, и теперь не в полной мере выполняет свою функцию по обеспечению сохранения историко-культурной ценности и ее окружающей среды, что противоречит цели разработки проекта зон охраны.

Сейчас проект зон охраны устарел и противоречит нескольким пунктам «Інструкцыі аб парадку распрацоўкі праектаў зон аховы нерухомых матэрыяльных гісторыка-культурных каштоўнасцей», утвержденной постановлением министерства культуры 06.07.22 № 52 (далее – инструкция).

В п. 36 инструкции требуется включать в зону регулирования застройки территорию «з новай забудовай, у залежнасці ад месцазнаходжання асноўных кропак агляду гісторыка-культурнай каштоўнасці і гарадскіх панарам, неабходнасці забеспячэння рэгулявання вышыні і габарытаў новай забудовы на ўсю глыбіню бачнасці, які разгортваецца з гэтых кропак». Новая застройка за зданием аэровокзала будет видна со стороны улицы Чкалова и может создавать неблагоприятный для его восприятия фон. Поэтому она должна включаться в зону регулирования застройки. Но в проекте зон охраны зона регулирования застройки не устанавливается.

В п. 28 инструкции требуется совмещать границы зон охраны с границами планировочных или природных объектов. В проекте зон охраны есть висящий скос границы на юго-западе охранной зоны, который вообще ни с чем не совмещается и нарушает существующую симметрию квартала 24.

В п. 29 инструкции требуется при определении зон охраны учитывать существующее положение. Однако в проекте зон охраны не учитываются изменения градостроительной ситуации, произошедшие со времени его разработки.

Аналогичные правила разработки проектов зон охраны должны были быть и в 2008 году. И если сначала скос границы на юго-западе охранной зоны совмещался с проектируемой улицей, то в детальном плане Минск-Сити, проектируемая улица поменяла свое расположение, поэтому проектное решение, определяющее юго-западную границу охранной зоны устарело. А с утверждением детального плана Минск-Мира в 2015 году также устарело и проектное решение не устанавливать зону регулирования застройки, потому что там заменили парк за зданием аэровокзала (и улицу на юго-западе) на новую застройку, которую уже необходимо регулировать.

Таким образом, в проекте зон охраны имеются пробелы – в нем содержатся устаревшие проектные решения, которые не учитывают существующее положение, предполагают расположение проектируемых улиц не там, где они построены сейчас, и отсутствие застройки там, где она планируется сейчас. Также он конфликтует с нормативными правовыми актами большей юридической силы – инструкции и кодексу о культуре, т. к. он не выполняет свою функцию по обеспечению сохранения историко-культурной ценности и ее окружающей среды, как требуется в ст. 105 кодекса о культуре, и его использование может привести к ухудшению условий восприятия историко-культурной ценности, запрещенному в ст. 104 кодекса о культуре.

Согласно п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2014 г. № 456 «О реализации инвестиционного проекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир»» (далее – указ № 456), установлено обязательство заказчика комплекса обеспечить в ходе разработки проектной документации сохранение и обустройство территории историко-культурной ценности «Здание аэровокзала по ул. Чкалова, 38/1 в г. Минске» с учетом требований законодательства об охране историко-культурного наследия Республики Беларусь. И этим законодательством запрещено научно не обоснованное ухудшение условий восприятия историко-культурной ценности.

Вопреки этому обязательству, при разработке архитектурного проекта заказчик комплекса только воспользовался пробелами в устаревшем проекте зон охраны, не позаботился об обеспечении наилучших условий восприятия историко-культурной ценности, а также полностью проигнорировал мнение граждан в замечаниях и предложениях, поступивших в ходе проведения общественного обсуждения отчета об ОВОС этого проекта (под петицией было собрано 585 подписей). Людям не нравилось, что типовые многоэтажные здания не согласуются со стилистикой аэровокзала и ухудшают условия восприятия историко-культурной ценности, и они просили вернуться к предыдущему плану застройки. На макете 2019 года предлагалась симметричная 2-этажная застройка, которая лучше подходила к зданию аэровокзала, но, благодаря недостаткам проекта зон охраны, заказчик комплекса в несколько итераций заменил ее на асимметричную и нарастил новые здания до 16 этажей.

Так, в проекте зон охраны рекомендуется осуществить разборку диссонирующего здания на юго-востоке от аэровокзала, а в архитектурном проекте почти симметрично ему, но с юго-западной стороны, не менее диссонирующее здание уже планируется построить. Здесь воспользовались необоснованным на данный момент скосом границы охранной зоны на юго-западе. Раньше этот скос совмещался с проектируемой улицей, но потом эта улица пару раз поменяла свое расположение, а граница охранной зоны не изменилась. Раз в проекте зон охраны рекомендовали осуществить разборку здания на юго-востоке, значит, в нем должны быть обоснования того, что это здание ухудшает условия восприятия здания аэровокзала. А в силу симметрии здания аэровокзала и квартала 24 все эти обоснования будут верными и для здания на юго-западе, расположенного почти симметрично ему. Таким образом, можно получить научное обоснование для рекомендации осуществить разборку и диссонирующего здания на юго-западе от аэровокзала. Так зачем же его строить и ухудшать условия восприятия историко-культурной ценности?

Далее, в проекте зон охраны принято проектное решение не устанавливать зону регулирования застройки. Это значит, что на момент его разработки не предполагалось никакой новой застройки в зоне визуального восприятия историко-культурной ценности и, соответственно, не проводилось никаких научных исследований влияния этой застройки на условия восприятия здания аэровокзала. Поэтому сейчас в проекте зон охраны нет никаких требований к высоте и габаритам новой застройки. (Стоит заметить, что этот пробел появился после вступления в силу указа № 456, с утверждением детального плана Минск-Мира в 2015 году, который изменил существующую градостроительную ситуацию для проекта зон охраны.) Пользуясь этим пробелом, в архитектурном проекте предложили застройку, которая не составляет единого архитектурного ансамбля со зданием аэровокзала, не согласована с ним ни по стилю, ни по размерам, искажает характер исторической планировки. Но стоит ли применять тот же архитектурный прием копипасты одинаковых типовых зданий, который во всю применяется по всей огромной территории комплекса Минск-Мир, на небольшом пятачке квартала 24 рядом с историко-культурной ценностью? Почему бы здесь не спроектировать здания, которые составят единое целое со зданием аэровокзала, и не будут ухудшать условия его восприятия? Например, как это было на макете 2019 года? Или вообще оставить парк, как было в детальном плане Минск-Сити? Как показал праздник 23 сентября по поводу сдачи юбилейного сотого дома в комплексе, площадка за зданием аэропорта отлично подходит для проведения массовых мероприятий с концертом и салютом.

Согласно ст. 15 Конституции Республики Беларусь, государство ответственно за сохранение историко-культурного наследия. Согласно п. 1.1 арт. 103 «Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб культуры» захаванне гiсторыка-культурных каштоўнасцей уключае ў сябе сiстэму арганiзацыйных, прававых, эканамiчных, матэрыяльна-тэхнiчных, навуковых, інфармацыйных i (або) iншых мер, накiраваных на недапушчэнне таксама навукова не абгрунтаванага пагаршэння ўмоў успрымання нерухомых матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей. Однако, наше государство до сих пор не может предпринять хоть какие-то меры для недопущения ухудшения условий восприятия здания аэровокзала.

С учетом изложенного просим:

НЦЗПИ, Министерство культуры:

1. Провести правовой мониторинг проекта зон охраны с участием научных организаций для выявления и устранения всех его устаревших проектных решений, использование которых приводит к нарушению требований законодательства об охране историко-культурного наследия.

Министерство природы:

2. Прекратить действие заключения государственной экологической экспертизы архитектурного проекта, т. к. устаревший проект зон охраны, использовавшийся при проектировании, является недостоверными исходными данными, а использование его пробелов и недостатков приводит к нарушению требований законодательства об охране историко-культурного наследия.

Читать далее: