PETITION.BY - Удобный Город
11 марта 2023

Чиновники про «ржавую воду»: запах и цвет — не повод для беспокойства

Уже несколько раз мы писали о плохом качестве трубопроводной воды в разных городах Беларуси. Люди, которые составляют петиции, призывающие власти изменить ситуацию, в качестве главного аргумента используют фотографии, на которых видно, что из их кранов течет жидкость, которую очень сложно назвать питьевой водой. Что же по этому поводу думают чиновники? Недавно мы услышали позицию одного из них.

Уже несколько раз мы писали о плохом качестве трубопроводной воды в разных городах Беларуси. Люди, которые составляют петиции, призывающие власти изменить ситуацию, в качестве главного аргумента используют фотографии, на которых видно, что из их кранов течет жидкость, которую очень сложно назвать питьевой водой. Что же по этому поводу думают чиновники? Недавно мы услышали позицию одного из них.

Качество воды в водопроводе — давняя проблема населенных пунктов Дзержинского района. Еще несколько лет назад на прямых линиях, которые проводила местная администрация, как минимум несколько звонков регулярно касались того, что течет из кранов. Например, жительница поселка Энергетиков рассказывала, что вода постоянно рыжего цвета: «Станция обезжелезивания не работает. Еду на такой воде приготовить невозможно, и помыться ею тоже», — уверяла она чиновников.

В другой жалобе также отмечали, что проблема грязной вонючей воды как была на протяжении многих лет, так и осталась. Причем есть наблюдения, что в холода она относительно нормальная, даже можно пить. Но как только потеплеет, качество резко падает и до декабря ее практически невозможно использовать, нельзя пить ее, мыться в ней или мыть посуду и стирать одежду.

Надо отметить, что чиновники поначалу на самом деле пытались ситуацию исправить. На жалобы людей приходили ответы о том, что принимаются все возможные меры: в районе установили целых 24 станции обезжелезивания, проводится регулярное обследование всех источников воды.

Но, видимо, приложенных стараний оказалось недостаточно: жалобы не прекратились, есть ощущение, что их наоборот стало больше. Судя по всему, отчаявшись победить проблему, чиновники решили объявить ее несущественной. И сделано это было крайне глупым способом.

Недавно на официальном портале Дзержинского района появилось интервью с заведующим отделом гигиены Дзержинского районного центра гигиены и эпидемиологии Александром Макрецким. Специалист долго и обстоятельно рассказывал, как много государство делает для того, чтобы из крана каждого белоруса текла пригодная для питья вода.

Проблема лишь в том, что люди, которые будут читать это интервью, каждый день открывают кран в своей квартире или доме в Дзержинском районе и сразу понимают, что чиновник говорит ерунду. А сейчас следите за руками: в разговоре с Александром Макрецким журналист ни разу не касается темы качества воды, но чиновник сам спешит разъяснить населению некоторые важные моменты.

Например, он говорит, что микробиологические показатели в Дзержинском районе, как правило, находятся в пределах нормы, то есть они удовлетворительны. Однако есть проблема с шахтными колодцами. В 30% случаев фиксируем превышение по нитратам. Звучит как будто безобидно. Но давайте попробуем описать ситуацию, не деликатничая: в каждом третьем колодце района зафиксировано превышение по нитратам.

И наконец, мы подходим к самому главному. В середине интервью, отдельно от прямой речи Макрецкого, написано: «Вода исследуется по таким показателям, как запах, привкус, цветность, мутность, нитраты, железо, медь, цинк, свинец и другие. И, по словам специалистов, органолептические показатели, к которым относится ее желтоватый цвет и мутность, не говорят о том, что она непригодна к употреблению». Давайте переведем на простой язык и эту витиеватую фразу: «даже если вода мутная и вонючая, никто вам ее приводить в порядок не будет. Мы проверили — вы от нее не помрете, а остальное нас мало беспокоит».

Идею сразу подкрепляет уже прямой речью все тот же Макрецкий. Ему задают вопрос о том, опасно ли для человеческого здоровья превышение нормативов содержания железа в воде. И специалист отвечает: «На сегодняшний день научные исследования говорят о том, что железо выводится из нашего организма, не оказывая негативного воздействия на здоровье. Наличие железа, конечно, сразу придает характерный вкус и запах воде. Но с точки зрения безопасности, она все же соответствует норме».

То есть чиновник открыто заявляет, что бурая и вонючая жижа, что течет из кранов многих белорусов, вполне себе пригодна для использования!

Специально для Александра Макрецкого мы решили провести небольшой тест. Было бы замечательно, если бы он посмотрел на фотографии ниже, и сказал, какая вода, по его мнению, вполне «ок», а какая — уже «не ок».

В феврале этого года жительница Жодино пропустила литр воды из крана в своей квартире через ватный диск и получила такой результат.

Насколько это «ок»? Как быстро это ржавчина выведется из нашего организма, и как она повлияет на здоровье маленького ребенка? По ситуации в Жодино у нас недавно выходила петиция, в которой жители города пишут, что уже несколько лет местный водоканал не может решить эту проблему и обеспечить жителей города чистой и безопасной питьевой водой. Воду, которая поступает по трубам в их квартиры, они описывают так: «цвета колы или кофе, с заметными примесями нефти и ржавчины».

Еще один свежий пример из Фаниполя — города, который находится в зоне ответственности Александра Макрецкого. Местный житель показывает, что оранжевая вода течет как из кранов с горячей и холодной водой. «Включаю отдельно горячую и отдельно холодную воду. — объясняет он. — Из обоих течёт грязь. А началось все с того, что остановилась посудомойка, надеюсь, что оживёт».

В какой степени поломанная стиральная машина или посудомойка могут быть признаком того, что вода, все же «не ок»?

Повышаем уровень жути, пытаясь нащупать точку, в которой качество воды вызовет сомнения у специалиста Дзержинского районного центра гигиены и эпидемиологии. Жители города Сенно на днях увидели, что из их кранов течет это.

Пытаясь подобрать словесное описание для увиденного, мы склоняемся к словам «нефть» или «мазут». Это «ок» или уже все-таки «не ок», и надо начинать беспокоится? Готов ли Александр Макрецкий испить водицы из всех трех приведенных выше примеров, чтобы доказать ее полную безвредность?

В заключение добавим, что мы не сильно удивимся, если в следующем году услышим от белорусских организаций, обязанных следить за качеством воды в стране, сказки о том, что вода не грязная и вонючая, а обогащенная железом, и поэтому — крайне полезная.

Читать далее: