PETITION.BY - Удобный Город
24 февраля 2023

Проблема, которую большие начальники не видят. Почему тротуары и пешеходные дорожки становятся все хуже?

Петиции, посвященные состоянию дорог и придорожной инфраструктуры, наиболее частые на нашем портале. Недавно мы рассказывали, на что жалуются водители, сегодня посмотрим на дорогу с противоположного ракурса: изучим, как живется белорусским пешеходам.

Петиции, посвященные состоянию дорог и придорожной инфраструктуры, наиболее частые на нашем портале. Недавно мы рассказывали, на что жалуются водители сегодня посмотрим на дорогу с противоположного ракурса: изучим, как живется белорусским пешеходам.Петиции, посвященные состоянию дорог и придорожной инфраструктуры, наиболее частые на нашем портале. Недавно мы рассказывали, на что жалуются водители (ссылка) сегодня посмотрим на дорогу с противоположного ракурса: изучим, как живется белорусским пешеходам.

С пешеходной инфраструктурой у нас в стране вообще всегда все было очень печально, а в последние годы — к непродуманному проектированию  и топорной реализации добавился хронический дефицит бюджета. В результате даже в столице видно, что пешеходам уделяется меньше внимания, чем автомобилистам, а в малых городах и сельской местности этот вопрос вообще решается по остаточному принципу.

И в этом мы видим вселенскую несправедливость. В 2021 году Белстат озвучил статистику: на тысячу жителей в Беларуси приходится 335 легковых автомобилей, включая коммерческий транспорт, такси, служебные машины и т. д. То есть, пешеходов в стране больше чем автомобилистов, как минимум в три раза, а если учесть, что каждый водитель машины все равно в течении дня становится пешеходом, то разница в каждый конкретный момент вырастает в разы, если не в десятки раз.

Несколько слов об одной из возможных причин мы скажем в конце этого текста. А сейчас — самое интересное. Мы покажем вам некоторые петиции, посвященные тротуарам, пешеходным дорожкам и уличному освещению, и размещенные на нашем портале за последние полгода. Практически каждый раз это — настоящая локальная бытовая драма. К счастью, очень часто — со счастливым концом: добро торжествует а ленивые и безразличные «злодеи» наказаны.

***

Начнем с петиции из Гомеля, ответ на которую пришел совсем недавно, 16 февраля. Жители областного центра написали обращение «Оказать содействие в решении вопроса по устранению существенных недостатков дорожного покрытия микрорайона «Костюковка», в котором описали не локальные недочеты, а глобальную проблему целого района города.

Они пишут: «За последние годы асфальтированные дороги в нашем микрорайоне пришло в негодность. По всем центральным и прилегающим к ним дорогам вместо усовершенствованного покрытия присутствуют сплошные ямы и выбоины, просевшие люки.

Перемещаться на автомобиле по такой дороге возможно только на самой минимальной скорости. В некоторых местах необходимо ехать по встречной полосе, а это создает аварийную ситуацию. Местами из-за луж невозможно даже перейти дорогу по пешеходному переходу, в частности к остановке «Микрорайон «Костюковка», на которой всегда стоят огромные лужи и отсутствуют ливнёвки.

С приходом весны на дорогу выедут велосипедисты, что еще более усугубит аварийную обстановку на дорогах. Так как большинство из них дети, а дорожки для велосипедистов в нашем микрорайоне отсутствуют».

Отметим, в этой петиции не говорится о тротуарах отдельно не потому, что этой проблемы не существует. Тротуаров, как видно на фото, на многих улицах в принципе нет. Еще раз, это — областной центр!

Ранее жители микрорайона неоднократно обращались к местным властям, на горячую линию по поводу состояния дорог. Но вопрос так и не решался. В ответе, который пришел из Гомельского исполкома, сообщалось: «При наступлении благоприятных погодных условий в весенне-летний период текущего года, КУП «Гомельский городской дорожный строительно-ремонтный трест» в первоочередном порядке приступит к ремонту проезжих частей улиц с движением общественного транспорта. Ремонт асфальтобетонного покрытия второстепенных улиц, в том числе и в указанном микрорайоне, планируется выполнить в 3-м квартале текущего года».

***

Уже несколько месяцев идет борьба за нормальные условия для пешеходов в Витебске. Последние сводки с фронтов: в конце ноября 2022 года жители города написали петицию «Незамедлительно устранить травмоопасные дефекты уличной инфраструктуры», в которой обрисовали печальную ситуацию. Несмотря на несколько обращений в Главное управление ЖКХ Витебского облисполкома, Прокуратуру, Министерство ЖКХ и присланные ответы, в которых утверждается, что за ненадлежащую организацию работы по выполнению заявок и удовлетворению претензий граждан несколько крупных чиновников привлечены к дисциплинарной ответственности, проблемы с тротуарами в городе так и не решены.

Авторы петиции напоминают, что за период с 25 апреля по 30 ноября 2022 года было направлено не менее 84 заявок, поданных через портал диспетчерской службы «115.бел»  в категории «Ямы/выступы на проезжей части/тротуаре» по городу Витебску. Причем с каждым месяцем их становится все больше.

Несмотря на привлечение внимания многих должностных лиц к проблеме и применение мер взыскания по состоянию на 30 ноября 2022 года

• не менее 4 заявок из списка по-прежнему находятся в состоянии «просрочено», об обеспечении ограждения или иных предупредительных мерах в отношении этих объектов нам ничего не известно;

• не менее 7 заявок необоснованно переведены в «план текущего ремонта» до 31 декабря 2023 года, причем некоторые из них провели без ремонта уже более 4 месяцев;

• по-прежнему отмечаются случаи необоснованного закрытия заявок с просьбой заведения новых (что выглядит как попытка уйти от ответственности за срыв сроков выполнения заявок).

Активисты нашли и другие нарушения и требовали немедленно принять меры по реагированию на  заявки, указать чёткие сроки, когда будут начаты и выполнены необходимые ремонтные работы, и выявить виновников волокиты.

Было получено сразу несколько ответов. Прокуратуры разных инстанций пересылали петиции друг другу и в итоге направили их в Витебский горисполком. А Витебский горисполком в своем ответе сообщил зачем-то, что на территории города систематически фиксируются случаи кражи крышек люков (решеток). Помимо этого стало известно, что за ненадлежащую организацию работы по выполнению поступающих в службу 115.бел заявок и претензий граждан директору ГП «Гордормост» снижен размер стимулирующих выплат.

Проблема до сих пор не решена, но, судя по всему, активисты заставят чиновников работать, иначе те вовсе останутся без премий.

***

А что происходит в малых городах? Очевидно, что ситуация там не лучше. Жители города Ветка написали петицию «Произвести ремонт тротуарного покрытия»,в которой рассказали что тротуар на улице Первомайской в Ветке находится в неудовлетворительном состоянии. Они скромно отмечают, что в ряде мест тротуар разбит, разломан или вовсе отсутствует. От себя мы можем добавить, что жителям Ветки не надо скромничать, можно смело сказать, что тротуара нет, и они с этим определением попадут прямо в точку.

Местные власти ответили, что ситуация действительно ненормальная, и тротуары в 2023 году отремонтируют. А недавно, в декабре 2022 года, по собственной инициативе повторно прислали письмо о том, что обращение остается на контроле в райисполкоме, и работы по устройству тротуарной дорожки с асфальтобетонным покрытием на участке улицы Первомайская включат в план мероприятий по благоустройству в этом году и будут выполнены при обеспечении бюджетным финансированием.

***

Напомним еще одну интересную историю с освещением (мы о ней уже писали). В начале этого года на нашем портале появилась петиция «Устранить недостатки уличного освещения в г. Могилеве», в которой рассказывалось о фактически полном отсутствии уличного освещения в районе улицы Автозаводской.

В ответе, который пришел из Могилевского горисполкома 1 февраля, говорится, что работы по ремонту сетей освещения на указанном участке выполнены, освещение функционирует в полном объеме. Помимо этого отмечается, что «за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей (отсутствие контроля за поступающими обращениями, нарушение выполнения установленных сроков)» к дисциплинарной ответственности привлечен мастер, отвечавший за ремонт.

Интересным в этом кейсе является тот факт, что обращение, направленное на 115.бел, не дало абсолютно никакого эффекта, на протяжении месяца автора жалобы отфутболивали из инстанции в инстанцию и кормили «завтраками».

Почему так происходит?

В Правилах дорожного движения термин «дорога» описывается очень четко. Это «обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии». 

В чем причина того, что комфорту и безопасности пешеходов у нас уделяют времени и сил значительно меньше, чем проблемам водителей? Факторов наверняка множество, но мы хотели бы выделить один из них — социальный.

В Минске по несколько раз на год ремонтируют проспект Независимости и Победителей. А прилегающие к ним улицы — нет. Порой они находятся в плачевном состоянии. Напомним вам, что крупные чиновники мало ходят по тротуарам, они ездят по дорогам, и соответственно чаще обращают на них внимание. Вот и получается, что состояние дорог — проблемы «белых людей». Плюс на машинах чаще ездят социально активные люди, готовые жаловаться, требовать возмущаться. А вот тротуарами пользуются в основном социально уязвимые группы людей, например, женщины с детьми, школьники, студенты, пожилые люди. Их голос у нас в стране слышен не так часто и не так громко.

Что же касается освещения — оно больше развито для дорог, потому что считается, что там ездят средства повышенной опасности. Автомобильные аварии обсуждаются во всех СМИ, а десятки сломанных ног из-за одной злополучной выбоины в тротуаре, которую в темноте не видно, никого не интересуют, да и никто не узнает о масштабах проблемы.

Но мы в силах эту несправедливость поправить.

Читать далее: