PETITION.BY - Удобный Город
10 мая 2023

Наш человек в системе. Разговор с депутатом Ольгой Тесаковой о петициях, полномочиях власти и результативности обращений

Сегодня у нас необычный разговор. Проблемы написания петиций, правильного момента их подачи и вероятности успеха мы обсуждаем с представителем «той стороны» — депутатом Ольгой Тесаковой. Молодая, энергичная, жизнерадостная, она никак не совпадает со стереотипным образом белорусского чиновника и готова отвечать на провокационные вопросы. Чем мы, естественно, сразу воспользовались.

К сожалению, выходит так, что мы все время вынуждены ставить активистов и представителей власти по разные стороны баррикад. Одни проявляют инициативу — другие твердят, что она нереализуема. Одни требуют действия — другие объясняют, почему его надо отложить. И, наверное, отчасти это объяснимо, потому как государственная машина должна гарантировать стабильность, а активизм — свежий взгляд на проблему и гражданский контроль. Но если задуматься глобально, никаких баррикад быть не должно, потому что изначальная задача у обеих сторон фактически идентичная.

Сегодня у нас необычный разговор. Проблемы написания петиций, правильного момента их подачи и вероятности успеха мы обсуждаем с представителем «той стороны» — депутатом Ольгой Тесаковой. Молодая, энергичная, жизнерадостная, она никак не совпадает со стереотипным образом белорусского чиновника и готова отвечать на провокационные вопросы. Чем мы, естественно, сразу воспользовались.

Давайте начнем наш разговор немного неожиданно. Для начала — короткий блиц. Какой ваш нынешний официальный статус?

— Действующий депутат Мингорсовета XXVIII созыва.

Кто победил на выборах в Беларуси в 2020 году?

— Я не знаю. Понимаю, какой ответ вы от меня ждете, но я предпочитаю доверять фактам. Реальные результаты последних президентских выборов нам неизвестны. Мы понимаем, что были фальсификации, но в таком вопросе, на мой взгляд, важна очень четкая конкретика.

Чей Крым?

— Конечно же, украинский.

Что символизирует бело-красно-белый флаг?

— Для меня это — символ свободы.

Думаю, понятно, что на последние три вопроса все нынешние депутаты Мингорсовета ответили бы совершенно иначе. Как вам удается совмещать такое свое мировоззрение с официальным статусом?

— Как видите, не очень успешно. Совмещать приходится, находясь в другой стране (смеется). 

Расскажите коротко, как вы стали депутатом?

— Если очень кратко — я была молодой и наивной студенткой, искренне хотела менять мир вокруг себя в лучшую сторону. Принимала активное участие в студенческом самоуправлении. Стало понятно, что реально отстаивать интересы студентов, не являясь частью системы, не получится. Поэтому вошла сначала в координационный совет БГУ, затем в координационный совет жилого комплекса «Студенческая деревня» в Минске. В какой-то момент возникла идея стать депутатом горсовета. Меня поддержали друзья и другие студенты: собирали подписи, помогали составить программу, организовывать агитационные пикеты. И неожиданно все получилось — я стала депутатом.

Предположу, что мое избрание было своеобразным экспериментом власти, на который пошли сознательно. К слову, в наш созыв попало также немало предпринимателей, что также было необычно. Возникло «вольнодумство», и об этом эксперименте власти, думаю, позже пожалели.

Сильно изменился ваш взгляд на происходящее в Мингорсовете после того как заняли свою должность?

— Первое, что я поняла, попав в систему — там всем не до студентов. Не то чтобы наплевать, просто у людей там совсем другие интересы, другой формат работы. Большинство депутатов — это люди в возрасте от сорока лет. Подавляющее большинство из них — руководители разных рангов: директора гимназий, заведующие поликлиник и т. д. У нас есть один депутат, который просидел в своем кресле уже семь созывов. Только представьте: 30 лет без малого является «слугой народа»!

И вот ты приходишь с креативными идеями: давайте эту управленческую машину перестроим, перекрасим, отрегулируем… А тебе в ответ: не надо! Нас все абсолютно устраивает, как мы раньше ехали, так дальше и поедем.

То есть с точки зрения депутатов главное — сохранять механизм власти таким, какой он есть сейчас?

— Да, и от меня ждали, что я встроюсь в эту систему, не пытаясь менять правила игры. Допускались лишь «косметические» изменения, которые устроят большинство, и, конечно, тех, кто «сверху». Я шла в депутаты, чтобы представлять интересы студентов. Но очень скоро увидела, что полноценно это делать у меня не получится. Если нет поддержки большинства депутатов в том или ином глобальном вопросе, вы его никак не сможете решить. Мне показалось, что власть воспринимает студентов как ресурс, а не получателя благ. Их можно использовать разве что при посадке деревьев на субботнике.

И чем в итоге пришлось заниматься?

— Большей частью — решением мелких бытовых проблем. К тебе приходят люди и просят организовать вывоз мусора, заменить стекла в подъезде, решить проблемы с отоплением и т. д.

Насколько я знаю, вся эта история с депутатством могла закончиться в августе 2020 года?

— Да, 17 августа я подала прошение о сложении с себя депутатских полномочий.

Чем это закончилось?

— А ничем. Мне сказали, что депутатом легко стать, а вот уйти с должности намного сложнее. Можно по состоянию здоровья или утере трудоспособности, в связи с выходом на пенсию. Так как ни под какой вариант я не подпадала, меня оставили.

Ну а потом пришлось уехать из страны…

Существование депутатов городского совета сейчас вообще имеет какой-то смысл?

— Нет, конечно. По сути, основная негласная функция Совета депутатов — использование преимущества коллективной ответственности. Попробую объяснить: есть сложная проблема в городе, ее пытаются решить, на это выделяются деньги. И вот, если решение о выделении денег было принято по инициативе Советов депутатов, то в случае неудачи, провала никто не понесет ответственности. Это отличный громоотвод.

В итоге получается: исполком в реальности самостоятельно составляет бюджет, исполняет его, но его принимает Совет депутатов. И если что-то пошло не так, это значит, что не исполком плохо освоил деньги, а депутаты недосмотрели. А реального спроса с них — никакого.

Неужели нет никаких дебатов по поводу бюджета, который депутатам горсовета предлагает горисполком?

— Чаще всего — нет. Но когда все же возникают вопросы, найдется миллион аргументов чтобы «продавить», нужный пункт, могут вызвать «тяжелую артиллерию» — защищать его приедет не специалист профильного ведомства, а его начальник или даже зампред исполкома. На моей памяти ни разу бюджет не возвращали в исполком с серьезными правками.

Какими вы увидели депутатов?

— Свое первое интервью я дала в 2020 году, время было горячее. Я тогда сказала, что депутаты — не политики, и это вызвало жаркие обсуждения. Как же так? В Беларуси — вот так. У нас депутаты — это люди, которые пользуясь служебным полномочиями и возможностью официально доносить информацию до вышестоящих чиновников, пытаются сделать жизнь окружающих чуть лучше. И то, лишь в том случае, если у депутата есть желание «шевелиться».

В нынешнем созыве Совета депутатов Мингорсовета я знаю действительно очень хороших людей, решающих вопросы, которые считают важными для своего округа. Это не глобальные проблемы, их, скорее, можно отнести к локальным и бытовым: поставить светофор на пешеходном переходе, решить вопрос с ямочным ремонтом, «раскачать» излишне неповоротливый ЖЭС и т д. Для них это не политика, а вопрос собственного комфорта (ведь избирались они по месту работы или проживания) и комфорта соседей. Для депутатов оставлено совсем небольшое поле для маневра, и, конечно, собственным политическим взглядам в нем точно нет места.

Как взаимодействуют депутаты с вышестоящими инстанциями, мы немного разобрались. Давайте теперь посмотрим в противоположную сторону — как происходит взаимодействие с избирателями. На ваш взгляд, имеет ли смысл вообще идти на прием к депутату горсовета по своей проблеме?

— Я считаю, что смысл есть. Мы проводили эксперимент с жительницей округа, в котором я работаю: направили два идентичных запроса в  ведомство, только она это сделала как рядовой гражданин, а я — как депутат. Ответы получили совершенно разные. У нее он состоял из общих слов, у меня это был подробный и очень внятный отчет. У депутата есть право на первоочередной прием, также срок обязательного ответа на письменный запрос депутата меньше, чем если бы это делал рядовой гражданин. Поэтому в теории, если за дело возьмется депутат, вопрос можно решить быстрее. Здесь еще раз оговорюсь — в случае, если депутат действительно хочет решить вашу проблему.

Цитата из одного из ваших интервью о настроениях в правительстве:  «недовольства граждан быть не должно, поэтому сейчас все силы брошены на устранение этого недовольства. Поэтому, если вдруг у вас скопились проблемы, самое время их начинать решать». Вы могли бы развернуто объяснить, что здесь имеете ввиду?

— Если кратко: уже можно говорить о том, что мы подходим к новому электоральному циклу, не за горами местные и парламентские выборы. Так уж сложилось, что нынешняя власть крайне заинтересована хотя бы выглядеть представляющей народ. Поэтому возникает парадокс: при тотальном уровне репрессий вопрос удовлетворенности граждан по бытовым вопросам стоит на первом месте. Почему? Потому что очень многие граждане могут «взорваться» не по политическим причинам, а из-за того, что им приходится ежедневно выезжать со двора, форсируя огромную лужу. Начнутся «крамольные» мысли: «а нафига нам такая власть, которая не в состоянии заплатку на асфальт поставить», а за ними могут последовать и действия…

Повторюсь еще раз — все силы сейчас брошены на то, чтобы максимально закрыть вопросы с «бытовухой». Мои предположения подтверждает хотя бы тот факт, что в этом году Наталья Кочанова ежемесячно проводит приемы граждан и телефонные линии. Последний прием, который прошел недавно, длился 12 часов. Советы депутатов первую среду каждого месяца проводят единый день депутатов, во время которых людей принимают с восьми утра до восьми вечера. Подобного в прошлые годы и в помине не было!

Да, с одной стороны смешно, что у нас в стране вопросами неубранных подъездов и сломанных каруселей на детской площадке порой занимаются на уровне Совета Республики. Но, с другой стороны, если сегодня у вас есть возможность решить проблему, почему бы это не сделать?

Нередко приходится слышать мнение, что «петиции не работают». Как человек, до сих пор работающий в системе, вы поддерживаете такое мнение?

— Уверена, что всё, что создает общественное обсуждение или демонстрирует недовольство большого количества граждан, привлекает внимание. Мы сейчас говорим о сугубо бытовой проблематике, потому что понимаем, что с любыми политическими темами вопрос будет решаться крайне жестко.

Да, не все обращения сразу приведут к успеху. Но они, как минимум, останутся на карандаше, ваша переписка останется задокументированной. Помимо этого, любая, даже самая бесполезная отписка чиновника это не «нулевой» результат. Такой ответ может стать отличным поводом написать в вышестоящую инстанцию, и вероятность решения проблемы вырастает, потому что там, возможно, приоритеты иные. Там могут в первую очередь думать о том, что «недовольства граждан быть не должно».

Еще одно мнение: «петиции писать опасно». Действительно ли это так?

— Зарекаться, конечно, нельзя. Лично я бы не рекомендовала писать много петиций людям, которые находятся в Беларуси и до этого задерживались на протестах. Но если вы «чисты», а петиция посвящена сугубо бытовым вопросам, никакой опасности в ней я не вижу. Особенно, если это обращение, под которым подписалось несколько десятков человек. Если же у вас были проблемы на протестах, просто попросите написать петицию родственника или знакомого, у которого «приводов» не было. Ну и, конечно, очень важно соблюдать в общении с чиновниками корректный, формальный тон. Лично у меня есть свежий, апрельский пример: я выступала консультантом, люди написали коллективное обращение, которое касалось качества дороги. Вопрос был решен.

Еще один интересный момент: в силу того, что власти сейчас могут расценить как пикет или незаконное массовое мероприятие абсолютно любое коллективное действие, физический сбор подписей становится опасной темой. На мой взгляд, значительно проще и безопаснее все это делать в режиме онлайн, чем сейчас и занимается Petitions.by.

В заключение обсудим еще одно мнение, с которым не раз пришлось столкнуться: «написание петиции — это сотрудничество с властью. В нынешних реалиях этого категорически делать нельзя!» Что вы об этом думаете?

— Меня такая позиция очень сильно злит. Уверена, что у нас с вами здесь не консилиум святых, и мало кто из читателей может похвастаться тем, что не сделал в жизни ничего такого, что можно было бы, поднатужившись, посчитать «пособничеством режиму». Вам Лукашенко в подъездах лампочки выкручивает? Кочанова лавочки на детских площадках по вечерам ломает?

В Беларуси сейчас происходят черные события, но любые перемены надо начинать с себя и своего окружения. И отказ от попытки сделать жизнь своих близких и соседей чуть лучше потому, что вы выше того, чтобы общаться с представителями ЖЭСов — это какой-то новый уровень оправдания собственной лени.

Можно сидеть и ждать, когда наступят перемены. Возможно, они наступят скоро, возможно — нет. Но если вы думаете, что любая новая власть (неважно, какой политической позиции она будет придерживаться) начнет свою деятельность с приведения вашего подъезда в порядок, то очень сильно ошибаетесь. Если считаете, что при новой власти поменяют начальников ЖЭСов на более симпатичных вам людей, то этого тоже не произойдет. Настоящие перемены начнутся не «наверху», а именно с нас с вами.

Читать далее: