PETITION.BY - Удобный Город
15 мая 2023

Чиновник, ответственный за рухнувший мост на Немиге, заплатит 128 230 рублей. А что происходит с другими мостами сейчас?

Мы регулярно пишем о проблеме плохого состояния мостов в Беларуси. Эта тема стала особенно острой после того, как в январе 2022 года в Минске рухнул мост на Немиге. Замдиректора предприятия «Горавтомост» Николая Дедюлю приговорили к пяти годам домашней химии. Недавно «Зеркало», сославшись на информацию из «Банка судебных решений», рассказало о том, сколько чиновнику придется заплатить за преступную халатность. Цена едва не случшившейся трагедии — 128 230 рублей.

Мы регулярно пишем о проблеме плохого состояния мостов в Беларуси. Эта тема стала особенно острой после того, как в январе 2022 года в Минске рухнул мост на Немиге, тогда, к счастью, обошлось без жертв. Видно, поэтому приговор по итогу разбирательства в ЧП оказался достаточно мягким: замдиректора предприятия «Горавтомост» Николая Дедюлю приговорили к пяти годам домашней химии. Недавно «Зеркало», сославшись на информацию из «Банка судебных решений», рассказало о том, сколько чиновнику придется заплатить за преступную халатность. Цена едва не случшившейся трагедии — 128 230 рублей.

Интересно, что первоначальная сумма, которую Генпрокуратура требовала взыскать с Николая Дедюли, была практически в двадцать раз выше:   2 333 000 рублей. Это была, по сути, вся стоимость моста. Но в итоге защите чиновника удалось доказать, что многие элементы конструкции и материалы рухнувшего сооружения можно использовать повторно, и суд пришел к выводу, что реальный ущерб оказался значительно меньше.

За последние годы это самое резонансное уголовное дело, связанное с неудовлетворительным состоянием мостов и путепроводов, и можно было ожидать, что после таких сроков и сумм, другие чиновники, ответственные за эти важные объекты инфраструктуры, начнут активно прилагать усилия что бы навести порядок в своей вотчине. И действительно, поначалу возникло ощущение, что начались серьезные подвижки в этом вопросе, по крайней мере на государственном телевидении в сентябре 2022 года пообещали, что до конца года в стране будет отремонтировано аж 70 мостов.

Но, судя по всему, в волшебном мире, существующем в головах белорусских чиновников, слова «пообещать» и «отчитаться» далеко не так надежно связаны с понятием «сделать», как нам хотелось бы. И в 2022, и в 2023 году плохие новости, связанные с отвратительным состоянием мостов по всей стране, продолжили появляться с удручающим постоянством. В том числе возникло несколько петиций на нашем портале. А недавно в передаче «Обычное утро» основатель Petitions.by Владимир Кавалкин посвятил этому вопросу много времени, объясняя, что проблема выглядит значительно серьезнее, чем может показаться на первый взгляд (посмотреть  его выступление можно по этой ссылке).

Официальной информации о том, что делается, а главное — чего не делается, конечно немного. Но иногда даже на государственном уровне появляются сообщения, наглядно демонстрирующие, что проблема существует, она не решается и, судя по всему, мы будем наблюдать, как в дальнейшем она будет нарастать словно снежный ком. Не так давно Комитет Госконтроля отчитался, что в результате проверки в Могилевской области выяснилось, что в регионе не выполнено задание по ремонту дорожных сооружений местных дорог. Причем не только в 2022 году, но и в 2021. В ведомстве признают: с учетом допущенного отставания в этом году в области необходимо обеспечить ремонт порядка 220 метров мостов, и выполнить этот объем работ будет проблематично. А что с другими регионами? Нам об этом не рассказали, но наверняка ситуация там немногим лучше.

Так же важно отметить, КАК проводится ремонт. Вот, например, красочный пример из Слуцка, где строители, приводящие в порядок один из мостов города, выбрасывают ненужные и отслужившие свое материалы прямо в реку. Судя по всему, они надеялись, что получится незаметно избавится от мусора, но в итоге мы видим отвратительную картину.

Продолжая отслеживать ситуацию, мы рассказываем о происшествиях, информация о которых появилась в последнее время.

Одной из самых ярких картин стала фотография уничтоженного пешеходного моста возле деревни Петуховка под Чаусами. По словам местных жителей, это сооружение не выдержало проверку паводком, который в этом году стал очередной «роковой неожиданностью». Важно отметить, что мост не простой — таких всего несколько в стране. Смогут ли его восстановить — неизвестно. 

А еще совсем недавно этот мост выглядел так:

Важно помнить, что любая петиция, которая сейчас будет написана на тему проблемных мостов, даже если не даст немедленный результат, приведет как минимум к официальному ответу. Путь это будет классическая отписка — но это документ, позволяющий требовать от власти навести порядок, обращаясь в инстанции более высокого уровня. А в случае, если все же произойдет ЧП — обращение, которое проигнорировали, позволит привлечь виновных к ответственности. Чиновникам об этом стоит напоминать, приводя в пример историю с Николаем Дедюлей, для которого халатность обернулась не только приличным сроком, но и стоила немалых денег.

Читать далее: