PETITION.BY - Удобный Город
25 мая 2023

«Ужас-ужас» или нет повода для паники? Разбираем с медиком жалобы рядовых беларусов

На днях Александр Лукашенко провел совещание, посвященное вопросам здравоохранения, на котором решил победить все накопившиеся проблемы в медицине одним махом. Мы решили собрать лишь несколько примеров того, на что в поликлиниках жаловались беларусы за последние  месяцы. Желая сохранить беспристрастность, пригласили врача с просьбой прокомментировать каждый из случаев с точки зрения медика.

На днях Александр Лукашенко провел совещание, посвященное вопросам здравоохранения, на котором решил победить все накопившиеся проблемы в медицине одним махом. Он буквально так и сказал: устранить ВСЕ недостатки  отрасли к 1 января 2024 года. Уже сам по себе этот концепт выглядит нелепо, но абсурдность заявления заиграет новыми красками, если отодвинуться чуть дальше от официальных сводок и отчетов и посмотреть на реальные проблемы, о которых рассказывают люди.

Возьмем, к примеру, такую понятную и близкую всем сферу как поликлиники. Мы решили собрать лишь несколько примеров того, на что в поликлиниках жаловались беларусы за последние  месяцы. Желая сохранить беспристрастность, пригласили врача Станислава Соловья (интервью с ним вы можете почитать здесь) с просьбой прокомментировать каждый из случаев с точки зрения медика. Получилось очень интересно.

История первая. Перед вами —  очередь в кабинет ЭКГ в Логойске.Пациентам приходится проводить в ожидании исследования состояния сердца по несколько часов.Важно отметить что это — единственный кабинет ЭКГ в районном центре!

Станислав Соловей: Я догадываюсь, что здесь возмущает рядового беларуса, но, наверное, разочарую вас, сказав, что не вижу проблемы.  Почему? Потому что практически наверняка в этой очереди стоят не люди с инфарктом, а просто те, кому требуется плановый осмотр. Хочу отметить, что, например, в Евросоюзе приема у врача в неэкстренной ситуации можно ждать по несколько часов и никто в этом не видит проблемы. Вы же не умираете, в нашем случае важно получить процедуру не быстро, а качественно. Если мы начнем торопить медиков, качество пострадает, а вот это уже — неприемлемо.

Добавлю лишь, что скорее всего косяк произошел на этапе планирования. Если вы видите, что за условные 10 минут процедуру не успевают сделать, запланируйте на проведение каждой 15 минут!

История вторая. Место действия — город Бобруйск. Перед вами — фотография революционного изобретения бобруйских медиков, внедренного в одной из поликлиник города. Очевидно, что создано это чудо инженерии было буквально за год до того, как все проблемы в отрасли будут решены.

Станислав Соловей: соглашусь, что на этой фотографии мы можем наблюдать выдающийся образец дендрофекального (из дерьма и палок) способа решения проблемы. Я понимаю ваш праведный гнев: выглядит страшно, диковато. Но от себя добавлю: зато — функционально. Разберемся в проблеме, с которой столкнулись медики приемного отделения поликлиники. У них нет исправных кресел-каталок. Что можно сделать?  Можно сказать, что работать так невозможно, и требовать от пациентов добираться до нужной точки самостоятельно. Можно приспособить для перевозки каталки лежачие (но это крайне неудобно, да и не факт, что они есть в необходимом количестве). Можно проявить креативность, создать вот таких «мутантов» и решить проблему. 

Лично от себя я скажу спасибо медикам, которые несмотря ни на что смогли решить поставленную задачу, пусть даже таким нелицеприятным способом. Не вина заведующего приемного отделения, что у него нет денег на комфортные коляски. Он проявил креативность, лучше так, чем вообще ничего нет. Мы живем с вами в такое время, когда все чаще придется выбирать между хорошими антибиотиками и новой каталкой. Я считаю, что в этом случае выбор очевиден — путь это будут  антибиотики.

***

На совещании с медиками Лукашенко, рассказывая про период пандемии, заявил, что отечественная система здравоохранения подтвердила свою состоятельность и прошла хорошую закалку в период пандемии, сделав это «…на фоне других государств более чем достойно». Давайте вернемся в поликлиники уже на излете пандемии, посмотрим, что в них происходило в начале этого года, когда проблема коронавируса во всем мире практически была решена:

История третья: Поликлиника в Житковичах, фотография сделана в феврале текущего года. Человек, который стоит в этой очереди, пишет, что плановый прием больных детей вынужден вести лишь один врач, поэтому в очереди на момент написания поста стояло около 50 человек. На фото не все, кто вынужден ждать, многие занимали очередь и на время отходили по своим делам.

Станислав Соловей: Когда ждут дети — ситуация принимает эмоционально сложный окрас. Но давайте уберем эмоции и будем оперировать фактами.  При плановом осмотре ожидание — совершенно нормально! Это вопрос не качества медицины, а вашего комфорта. Как и в первом случае, проблема здесь только в менеджменте. Если по нормативам доктор должен осматривать 20 человек в день, нельзя записывать ему 30. Иначе произойдет перегрузка и пострадает качество работы. Ребенок, которому назначили плановый осмотр (мы априори закладываем здесь, что ситуация не грозит его здоровью и жизни) подождет осмотра врача неделю-две — ничего страшного этом нет. Просто растяните очередь так, что бы люди не толпились у кабинета в таких количествах.

История четвертая. Из предновогоднего Волковыска. На фотографии, которую сделал 28 декабря один из больных, запечатлена очередь в «красной зоне» поликлиники. Как пишет автор этих снимков, под открытым небом на заднем дворе поликлиники приходилось отстаивать несколько часов. И когда ты наконец попадал в здание, тебе вполне могли сказать, что на сегодня талонов к врачу уже нет.

Станислав Соловей:А вот это — плохо. Представьте, что вы работаете на заводе, у вас небольшая температура и вы направились в поликлинику только для одного — получить больничный. Я предполагаю, что в этом случае очень ярко подсвечивается старая проблема беларусской медицины, вынужденной существовать в условиях тотального и порой бессмысленного контроля. Ведь по сути, ради того, чтобы один недобросовестный человек не прогулял работу, симулировав болезнь, совершается огромная бессмысленная работа. Просто представьте, что остаться дома с небольшой температурой можно было бы, не совершая ежедневные паломничества в поликлинику. Большей части этой очереди просто бы не существовало. 

Мало того, среди стоящих на морозе людей наверняка есть те, у кого действительно высокая температура, и это — форменное издевательство.

История пятая. А здесь перед нами — очередь на платную флюорографию в Витебске, куда вынуждены ехать жители поселка Городок, где нет такого чуда техники как рентгенаппарат.  Для понимания происходящего: жителей Городка приглашают на флюорографию (еще раз ПЛАТНУЮ) в здание местного тубдиспансера. Люди стоят в очереди на лестничной клетке, где ходят больные стационара, и после двухчасового простоя им объявляют, что аппаратура не работает, поломка на линии, приходите завтра.

Станислав Соловей: давайте определимся с некоторыми понятиями. Флюорография — это скрининг, его суть заключается в том, что мы просеиваем здоровых людей через «сито» для того, чтобы найти тех, кто болен. То есть изначально мы предполагаем, что большинство этих людей здоровы. Но их фактически насильно отправляют совершить то или иное действие (и выбора нет, так как без прохождения флюорографии в нашей стране ты не сможешь работать). Так вот, если государство установило обязательные правила, то откровенная наглость еще взимать за это с людей деньги, когда они уже оплатили это своими налогами. Предполагаю, что происходит это потому, что бесплатная медицина с потоком необходимых исследований не справляется.

Что же касается того, что происходит это на территории тубдиспансера — меня это не смущает. У туберкулеза есть разные формы: одни опасны для окружающих, другие — нет. Я уверен, что если пациенту требуется изоляция — врачи его изолируют. Поэтому шанс подхватить туберкулез в корридоре диспансера не выше, чем в автобусе. С другой стороны, я скажу, что даже более логично проходить флюорографию в тубдиспансере, у врачей там на него «глаз наметан» и вероятность того, что что-то просмотрят — меньше.

Читать далее: