PETITION.BY - Удобный Город
22 декабря 2023

Беларусы просят привести хоспис в человеческое состояние

На нашем сайте появилась петиция, в которой неравнодушные беларусы призывают власти привести в порядок один из хосписов, расположенный в агрогородке Октябрьская в Витебском районе. Сегодня в этом отделении паллиативной помощи больных приходится заносить в палаты на второй этаж на руках.

На нашем сайте появилась петиция, в которой неравнодушные беларусы призывают власти привести в порядок один из хосписов, расположенный в агрогородке Октябрьская в Витебском районе. Сегодня в этом отделении паллиативной помощи больных приходится заносить в палаты на второй этаж на руках.

Обращение возникло после того, как мы провели онлайн встречу с координатором Фонда медицинской солидарности Лидией Тарасенко, на которой обсудили очень непростую тему — какое лечение сегодня в Беларуси получают люди, больные онкологией. В качестве примера Лидия зачитала письмо беларуски, которая рассказала о том, как от рака умерла ее мама. Одна из самых эмоциональных частей письма касалась того, что происходит в одном из хосписов. Автор письма утверждает, что сегодня там отсутствуют такие необходимые вещи, как пандус, лифт (при этом отделение хосписа находится на втором этаже, и лежачих больных приходится поднимать вручную). А еще нет аппарата УЗИ.

Почему в Беларуси люди не хотят ложиться в хоспис? Мы попросили прокомментировать происходящее врача Станислава Соловья:

— В нормальных реалиях хоспис — это то место, где человеку должны облегчить его состояние и позволить без мучений завершить свой земной путь. Для этого задействуется множество различных инструментов социальной, психологической и медикаментозной поддержки.  При правильном подходе, даже очень тяжелые паллиативные пациенты пребывают в сознании до последних часов жизни, общаются, проводят время с удовольствием и без боли. В конце концов, они могут с достоинством попрощаться с близкими.

В Беларуси же хоспис — это место, куда «складируют» людей, которых вылечить невозможно. Просто для того, чтобы они не лежали дома и не пугали родственников.

Исходя из задачи, формируется и функционал беларусского хосписа. Если мало кто заинтересован в том, чтобы пациент общался, передвигался, вполне «сойдет» система, при  которой его заносят на второй этаж на руках —  в первый и последний раз. Не предусмотрены в таком отделении условия для комфортного проживания и досуга: ты же умирать приехал, какие развлечения, сосредотачивайся на деле….

Что касается аппарата УЗИ, хочу отметить, что его наличие в отделении паллиативной помощи не обязательно. По сути, хоспис — это место сестринского ухода, в которое врачи приезжают при необходимости. Учитывая, что современная медицина располагает мобильными аппаратами УЗИ, их вполне бы могло хватить — приехал врач на консультацию, посмотрел что надо, и уехал.

Также остро стоит вопрос с обезболиванием. Во-первых, не всегда есть все необходимые препараты. Во-вторых, даже те препараты, что есть, врачи и медсестры зачастую боятся использовать, потому что они всегда опасаются, что их обвинят в неоправданном использовании наркотических средств и потом посадят на пять лет за распространение наркотиков. Логика страшная, но выглядит вполне «стройно»: пусть лучше пациент чуть больше пострадает, зато врач останется на свободе.

Нередко случается, что из-за малочисленности и перегруженности хосписов паллиативного пациента кладут в приказном порядке в общесоматическое отделение больницы и выписать его оттуда до смерти, по большому счету, нет возможности. Человека обрекают умирать, глядя в потолок. 

По своему опыту знаю, что хосписов (даже в том виде, в каком они есть сейчас) в столице критически не хватает. В то время, когда я еще работал в системе здравоохранения, перевод пациента в хоспис часто мог произойти только через знакомство.

Почему так происходит? 

Вероятно потому, что неизлечимо больные люди властям не интересны. Эти граждане, скорее всего, уже не будут зарабатывать, платить налоги, принимать активное участие в жизни страны. На них можно сэкономить.

В самые тяжелые моменты жизни многие сталкивались с таким ходом мысли у беларусских медиков: «что вы хотите, он все равно умирает». Мол, уже нет никакой разницы, кончина предрешена и лучше «потратить силы на тех, кого еще можно спасти». Крайне ущербная философия, которая, к несчастью, глубоко укоренилась.

Люди, работающие как в хосписе, так и в медицине в целом, сталкиваясь с такой системой, очень подвержены выгоранию, в такой бесчеловечной системе очень трудно быть эмпатичным к чужой боли.

Пациент в хосписе — строчка в статистике, чем быстрее он умрет, тем меньше расходов. Поэтому никто не будет стараться создать условия, при которых люди хотели бы жить дальше. И чиновников не пугает перспектива, что с ними может случиться нечто подобное. Для них есть специальные больницы, отделения для «своих», уж кому-кому, а им лекарств в случае необходимости не пожалеют!

Читать далее: