PETITION.BY - Удобный Город
3 января

Беларусы просят разрешить студентам в областных центрах ездить общественным транспортном бесплатно

На нашем портале появилось сразу несколько петиций, посвященных проблеме льготного проезда для студентов и учащихся в Могилеве, Гродно, Витебске, Гомеле, Бресте и Минске. Долгие годы они не могут добиться права на бесплатный проезд, сейчас мы сможем наблюдать, как местные власти отреагируют на очередную попытку добиться льгот для студентов.

На нашем портале появилось сразу несколько петиций, посвященных проблеме льготного проезда для студентов и учащихся в Могилеве, Гродно, Витебске, Гомеле, Бресте и Минске. Долгие годы они не могут добиться права на бесплатный проезд, сейчас мы сможем наблюдать, как местные власти отреагируют на очередную попытку добиться льгот для студентов.

Во всех этих обращениях много общего. Отмечается, что студенты дневных отделений ВУЗов сталкиваются с большими трудностями, так как не имеют прав на льготный проезд в общественном транспорте. Все дело в том, что обучающиеся на очном отделении ВУЗа студенты, как правило, не могут работать вообще или, работая на неполную ставку, получают совсем небольшие деньги. Но при этом затраты на питание, проживание (попасть в общежитие не так просто, поэтому очень часто это дорогостоящая аренда квартиры), приобретение одежды, материалов и литературы для учебы в среднем может быть выше, чем у граждан, имеющих налаженный быт и стабильный доход.

Авторы петиций отмечают: «Принятие решения о дополнительных мерах по социальной поддержке студентов ВУЗов позволит создать студентам очной формы обучения лучшие условия для получения ими образования, а
значит, увеличит ряды новых молодых специалистов для процветания нашей страны».

При этом они просят либо полностью отменить оплату на проезд общественным транспортом для студентов, либо хотя бы предоставлять им скидку в 50%.

Хотим напомнить, что региональные власти отбиваются от просьб местных жителей обеспечить льготный проезд для студентов уже не первый год. В сентябре 2011 года минские студенты получили право ездить в общественном транспорте столицы бесплатно.  Подобная мера поддержки была внесена дополнительным пунктом в программу развития социального обслуживания в Минске на 2011–2015 годы. 

Сразу после этого студенты, получающие высшее образование в других городах, вполне резонно посчитали, что отсутствие такой же привилегии для учащихся в других областных центрах страны — несправедливо. Была даже написана большая петиция, адресованная руководству Могилевского горисполкома и членам областного Совета депутатов.

Под петицией собрали подписи 526 человек, но, к сожалению, она не сработала. В своем ответе чиновники заявили, что власти города пока не готовы обеспечить студентам бесплатный проезд, объясняя это тем, что государство и так оказывает значительную поддержку беларусским студентам.

А уже в 2012 году льготы для студентов отменили и в Минске. Произошло это 1 июля под предлогом «массового отъезда студентов на летний период к себе на родину, в студотряды». Но льготу потом так и не вернули.

С тех пор вопрос льготного проезда для студентов возникает регулярно на самых разных уровнях. Его задали даже на самой «беззубой» и срежиссированной встрече «правильных» студентов и председателя Мингорисполкома, которая произошла в марте 2022 года. В ответ мы услышали старую песню о главном: студенты высших учебных заведений получают стипендию и вопрос отмены платы за проезд для них пока не рассматривается. Также председатель Мингорисполкома зачем-то напомнил, что: «Сегодня человек оплачивает не полную стоимость проезда, а порядка 60 %, 40 % берет на себя городской бюджет, который компенсирует затраты транспортных организаций». О том, откуда попадают деньги в государственный и городской бюджет (из нашего с вами кармана) чиновник предпочел не вспоминать.

Важно отметить, что в Минске все же существуют категории учащихся, у которых есть право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Это учащиеся школ и лицеев, а также студенты, которые живут в окрестностях Минска и добираются на учебу в столицу пригородным транспортом (льгота распространяется только на него).

Сбор подписей под петициями только завершился, мы ждем официальные ответы с 8 по 11 февраля.

Читать далее: