PETITION.BY - Удобный Город
1 февраля

Вода и тепло становятся для беларусов роскошью?

Если раньше проблемы с качеством водоснабжения носили сезонный характер (чаще всего оно заметно ухудшалось на несколько дней после традиционных летних отключений) то сейчас частота ЧП нарастает с пугающей скоростью. Та же история и с отоплением, которое до этого сбоило, как правило, в начале отопительного сезона, а после трубы и батареи, «раскочегарившись», уже исправно грели дома. Сейчас сообщения об очередных отключениях звучат еженедельно. Возникает ощущение, что чистая вода и тепло становятся для беларусов роскошью.

Коммунальная сводка последних дней: в Кричеве перебои с подачей воды, а та, что есть — плохого качества, долгое время без воды и отопления оставались жители Мозыря и поселка Озаричи, жители Лиозно не успевают менять фильтры для воды – они полностью засоряются за неделю. И это – лишь несколько примеров. Если раньше проблемы с качеством водоснабжения носили сезонный характер (чаще всего оно заметно ухудшалось на несколько дней после традиционных летних отключений) то сейчас частота ЧП нарастает с пугающей скоростью. Та же история и с отоплением, которое до этого сбоило, как правило, в начале отопительного сезона, а после трубы и батареи, «раскочегарившись», уже исправно грели дома. Сейчас сообщения об очередных отключениях звучат еженедельно. Возникает ощущение, что чистая вода и тепло становятся для беларусов роскошью.

Жители агрогородка Бигосово в Верхнедвинском районе жалуются на то, что в последнее время у них очень сильно снизилось качество питьевой воды. Если посмотреть на фотографию, которую они прикрепили к петиции, становится понятно, что пить ту бурую жижу, что идет из кранов, вредно для здоровья. Требования петиции крайне простые: обеспечить жителей агрогородка чистой питьевой водой.

Обращение отправили в Верхнедвинский райисполком и совсем недавно получили ответ: «Ha основании результатов испытаний, проведенных лабораторией 24 января, питьевая вода в агрогородке соответствует требованиям гигиенического норматива».

Мы не в первый раз сталкиваемся с подобной ситуацией: если в населенном пункте проводятся ремонтные работы или случается авария на инженерных сетях, качество воды резко падает. Люди пишут жалобы, но есть вероятность, что к моменту, когда местный санэпиднадзор раскачается, и приедет для того, чтобы брать образцы воды на анализ, качество может нормализоваться. И так до следующего раза…

Здесь важно понимать, что петиция не была написана зря. Это официально задокументированное обращение. Во-первых, в следующий раз, результаты проб воды могут быть уже плохими,  а во-вторых, постепенно накапливается критическая масса жалоб, рано или поздно чиновникам станет опасно их игнорировать, люди могут направить петицию в вышестоящие инстанции (и мы настоятельно рекомендуем им это делать!), а чиновники высокого уровня крайне не любят, когда их кто-то «отвлекает по мелочам». Потребуют объяснений, поднимут архив обращений и увидят, что проблема не решалась длительное время. Будут штрафы, вероятно, кого-то снимут с должности, и нормальный ремонт наконец-то начнется.

В качестве положительного примера вспомним происходившее в феврале—марте 2023 года в Жодино.  На протяжении нескольких лет качество питьевой воды в городе становилось все хуже. В какой-то момент терпение местных жителей лопнуло, и  они начали бомбардировать местные власти и прокуратуру жалобами и требованиями принять меры. Вначале тоже приходили ответы-отписки (мол, мы проверили, вода соответствует норме), но делать вид, что ничего не происходит, долгое время ни у кого не получается.

После петиции, размещенной на нашем портале в феврале, пришло четыре ответа. Как оказалось, пробы воды брали несколько раз. Дважды она была «в норме», но еще одно исследование показало: «в период с 01.02.23 по 06.03.23 вода не соответствовала нормам качества. Для устранения этой проблемы КУП «Жодинский водоканал» провел промывку и дезинфекцию системы водоснабжения. Был организован подвоз воды в микрорайоны города». При этом за период оказания услуги с недостатками размер платы был снижен на 20%, а должностные лица отвечающего за качество воды предприятия привлечены к ответственности.

Всем понятно, что беда с водой в Жодино на этом не закончилась. Но это пример того, как надо привлекать внимание к проблеме. Вначале ее пытаются решать локально, но если жалобы накапливаются, чиновники будут вынуждены принимать серьезные меры.

Еще один показательный пример произошел недавно в частном секторе микрорайона Лучеса в Витебске, люди оказались буквально отрезанными от воды после неудачного «ремонта». Местные коммунальщики 4 января решили заняться ремонтом водоснабжения, в частности — водоколонки, которой пользовались все в округе. Традиционно в этот день во всех окрестных домах вначале не было воды вовсе (примерно с 11.00 до 17.00, так как колонка не работала), а следом она появилась, но скорее напоминала нефть, чем воду. Видно, что-то сделали неправильно, потому что колонка дала течь, вода пошла буквально из всех щелей, ситуация достигла пика с ночным морозом, после которого единственный источник воды для местных жителей превратился в ледяную статую.

С 5 по 8 января люди постоянно звонили в Водоканал и просили о помощи. На том конце провода был один и тот же ответ: «ваша заявка принята». В отчаянии 9 января местные жители составили и разместили петицию на нашем сайте, в которой требуют  срочно исправить ситуацию. Она собрала 20 подписей и ушла по адресу, в Витебский горисполком, 12 января. Ждем ответа! Новостей о том, что ситуация с колонкой изменилась, пока нет. Если ответ окажется отпиской, и никаких дальнейших действий люди не предпримут, вполне может оказаться, что им придется жить без воды до весны.

На самом деле проблема далеко не нова, она начала формироваться в течении нескольких последних лет, и мы неоднократно об этом писали.

Одной из причин происходящего является износ инфраструктуры, построенной еще в советский период. Инженерные сети в домах, возведенных до 90-х годов, безнадежно устарели и обветшали, а те, что строились в перестроечные времена и первые годы независимости, изначально были очень плохого качества. Чиновники обновляли, тем более меняли эту инфраструктуру неохотно, ведь всегда есть искушение отодвинуть проблему, скрытую от глаз, на потом. И вот это «потом» настало. Но решать накопившиеся проблемы теперь приходится не постепенно, в порядке разумной очереди, а срочно перебрасывая силы с одного ЧП на другое. 

Это не уникальная беларусская ситуация, это — болезнь государственных систем, в которых приоритетными всегда являются очковтирательство и имитация бурной деятельности, а не реальная, незаметная и планомерная работа. Не случайно в соседней России наблюдается до боли знакомая ситуация: «внезапно» начали сыпаться инженерные сети по всей стране. Причины абсолютно одинаковые.

Печальнее всего то, что нынешние власти обречены сейчас работать именно в авральном режиме, чтобы взять и заняться действительно серьезным и планомерным ремонтом и обновлением, потребуются значительные ресурсы на постоянной основе. А их — нет. Проблем будет все больше, но решать их будут вынуждены лишь в режиме спешного затыкания дыр, как и ремонт дорог сейчас ведется все больше путем наляпывания заплаток, а не проведения полноценного ремонта.

Волны жалоб на водоснабжение и отопление накатывают со все большей частотой. Например, только в прошлом году мы писали об этом в марте, мае, августе и уже несколько раз в январе этого года (здесь, здесь и здесь).

Местные власти активно стараются ситуацию «замять». Где-то действительно начинают ремонт на самых горячих точках, где-то прикидываются «страусами» и пытаются послать специалистов на забор образцов воды в периоды, когда вода — нормальная а батареи — теплые. Но скрывать масштаб проблем получается все сложнее. О нем начинают говорить даже на официальном уровне. Например, летом 2023 года Генпрокуратура обнародовала результаты проверки качества воды в Гомельской области. Оказалось, что питьевая вода в регионе содержит повышенное количество микроорганизмов и нитратов, также присутствуют излишки железа. Даже построенные станции обезжелезивания не смогли решить проблему. Нарушения были отмечены в Речицком, Лельчицком, Добрушском, Петриковском, Светлогорском, Чечерском, Ветковском, Хойникском и других районах. По сути — по всей области! И это — только одна проверка по одному региону, результаты которой «всплыли».

Иронично, что Беларусь пока входит в первую двадцатку стран мира по обеспеченности доступа населения к чистой воде с впечатляющим показателем 96,9%. Судя по всему, эта цифра уже в скором времени будет пересмотрена, и очередной миф «социально-ориентированного государства» окажется разрушен. 

В заключение разместим комментарий нашей юристки, Ольги Працкевич:

В случае, если возникли проблемы с качеством воды, первое, что нужно сделать — это убедиться что причина не заключается в состоянии труб вашей квартиры. Опросите соседей о качестве воды у них. Далее зафиксируйте визуальное качество воды, питьевая вода не может быть бурого цвета. При фотофиксации поместите на задний план газету или телефон с датой. Составьте текст обращения и соберите подписи. Помните, что коллективное обращение более действенно, чем индивидуальное. Направьте обращение в уполномоченный орган и ожидайте ответа.

В зависимости от полученного результата действуйте дальше: 

- Если проблема была решена, наслаждайтесь благами цивилизации. 

- Если пришла формальная отписка, а вода по-прежнему плохого качества, то готовьте жалобу. Зафиксируйте качество воды на фото. Если вы уже делали фотофиксацию с «датой», это вам поможет подтвердить длительность проблемы. Составьте текст жалобы и соберите подписи.

Напомню, что наш портал может помочь с составлением обращения и жалобы. Добавлю также, что при самостоятельном составлении обращения активисты часто забывают приложить к нему фотографии. А это — крайне важно.

Теперь несколько слов о проблемах с отоплением. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы по этой теме содержатся в «Требованиях к устройству, оборудованию и содержанию жилых домов», утвержденных Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.08.2015 № 95.

Пункт 18 этого документа гласит: Системы отопления и вентиляции должны обеспечивать соответствие допустимых параметров микроклимата в жилых помещениях жилых домов в течение всего отопительного периода следующим требованиям: температура воздуха – +18 — +24°С; относительная влажность — не более 60 %; скорость движения воздуха — не более 0,3 м/сек. 

Если в ваших квартирах этот норматив не соблюдается, убедитесь, что проблема заключена не в состоянии труб вашей квартиры. Опросите соседей о качестве отопления в их квартирах.

Составьте текст обращения и соберите подписи. Помните что коллективное обращение более действенно, чем индивидуальное. Направьте обращение в уполномоченный орган (на первом этапе это обслуживающая организация ЖРЭО).

А теперь разберем порядок действий в случае, если проблема не решена.

Повторную жалобу следует писать уже в исполком и требовать обследовать проблему комиссионно (должна прийти комиссия и зафиксировать температуру в квартирах).

Если проблема не решается, то после каждого ответа следует писать в вышестоящий орган, именно поэтапно, забираясь по чиновничьей иерархии все выше.

К обращениям можно приложить фото градусников.

В случае нормального теплоснабжения, но именно в вашей «угловой» квартире холодно и сыро, то можно добиться утепления стен со стороны улицы за счет бюджета города.

Читать далее: