PETITION.BY - Удобный Город
5 июня

У чиновников в Гродно тотальная амнезия. Они забыли про памятники, которые «исчезли» с улиц города

Власти Гродно придумали новую стратегию общения с жителями города. Мы бы описали ее как комбинацию страусиной тактики «голова в песок» (чиновники с лихим и глуповатым видом заявляют, что ничего не знают, но крайне всем озабочены) и беззастенчивого вранья. За последний год в Гродно исчезло два важных для горожан памятных знака, при этом комментарии властей по этому поводу звучат абсолютно нелепо. Но давайте разбираться.

Власти Гродно придумали новую стратегию общения с жителями города. Мы бы описали ее как комбинацию страусиной тактики «голова в песок» (чиновники с лихим и глуповатым видом заявляют, что ничего не знают, но крайне всем озабочены) и беззастенчивого вранья. За последний год в Гродно исчезло два важных для горожан памятных знака, при этом комментарии властей по этому поводу звучат абсолютно нелепо. Но давайте разбираться.

Вспомним хронологию событий по порядку. 20 июля 2023 года жители Гродно заметили, что в городе пропал памятный знак в честь участников восстания 1863 года под руководством Кастуся Калиновского, установленный у городского железнодорожного вокзала.

При этом многие горожане помнят, что этот памятный знак был установлен на вокзале 30 лет назад, нашли даже решение исполкома Гродненского городского совета народных депутатов (№ 284 от 28 июня 1993 года), которое утвердило статус памятника. Автором скульптуры из дуба стал знаменитый гродненский скульптор Владимир Пантелеев.

23 июля 2023 года люди написали петицию, в которой просили ответить, по какой причине был демонтирован памятный знак и какова его дальнейшая судьба. Также горожане логично предположили, что, поскольку все документы по взаимодействию с памятными досками и памятниками по закону должны проходить через Министерство культуры, важно знать, согласно какому решению министерства был демонтирован памятный знак повстанцам 1863 года. Подписи под этой петицией оставили 72 человека.

Ответ, который пришел из горисполкома 16 августа 2023 года, иначе как издевательством не назовешь: «Гродненский горисполком не располагает сведениями об объекте, указанном в обращении». Заявление настолько абсурдно, что трудно представить, как после этого продолжать диалог с властями. Вполне вероятно, что именно на этот эффект они и рассчитывали. И самое печальное — сработало. 

История с памятником у вокзала после этого сошла на нет, ее уже практически не вспоминают. Мало того, на месте памятного знака повстанцам 1863 года сразу появилась памятная доска в честь советских подпольщиков.

А раз сработало один раз, «успешную стратегию» можно применить повторно. В апреле этого года жители Гродно заметили, что исчез еще один памятный знак, на этот раз — памятная доска в честь Тадеуша Костюшко, установленная 30 лет назад на стене Нового замка, к 200-летию восстания под его предводительством.

24 апреля 2024 года на нашем портале появилась петиция, авторы которой просили разъяснить, куда и почему исчезла памятная доска и в какие сроки планируется ее возвратить на законное место. Свои подписи под этим обращением поставили 82 человека. Ответ пришел в установленный срок, 16 августа. Догадываетесь, что в нем было написано? Правильно: «Гродненский горисполком не располагает сведениями об объекте, указанном в обращении».

По сути, оба ответа абсолютно точно копируют друг друга, за исключением даты создания документа.

Под каждым из них стоит подпись заместителя председателя горисполкома Зои Кулеша, которая курирует вопросы культуры, здравоохранения, спорта. Жителям Гродно стоит запомнить фамилию и лицо чиновницы, которая методично и демонстративно уничтожает историю города, даже не пытаясь как-то оправдываться. Вот она.

Зоя Кулеша родилась не в Гродно, а в деревне Марковцы Щучинского района, расположенной в 80 километрах от культурной столицы Беларуси. Вполне вероятно, в своей юности (которая пришлась как раз на время появления памятных знаков) она действительно не застала момент, когда установили памятные знаки. Но она точно не могла не заметить их, на протяжении тех десяти лет, которые занимает свою ответственную должность.

Для того, чтобы разобраться в вопросе более полно, мы обратились за комментарием к нашей юристке, Ольге Працкевич.

— Может ли быть так, чтобы власти города не знали о наличии памятных знаков?

— Это невозможно. Понятно, что официальная установка памятного знака подразумевает кучу согласований: это согласование эскиза памятной доски с Министерством культуры и Министерством архитектуры. Также необходимо получить разрешение Комитета градостроительства и архитектуры на установку памятных знаков на фасад здания. А в самом конце идет акт приемки и ввода в эксплуатацию памятного знака и следующее за ним взятие объекта на баланс организацией — собственником/пользователем здания.

Если представить себе абсолютно абсурдную ситуацию, что эти знаки самовольно установили неизвестные лица под покровом ночи, то незаконные действия выявили бы уже на следующий день. Каждое здание обеспечивается «рабочим по обслуживанию здания» и «рабочим по уборке территории», в чьи обязанности входит визуальный осмотр вверенной территории. И, конечно, была бы докладная о появившейся доске с последующим демонтажом и расследованием компетентными органами случая порчи государственного имущества (фасада здания).

— Если такие знаки существовали можно ли их ставить/снимать без официальных решений?

— Повторюсь, что «кустарных» памятных знаков на фасадах зданий быть не может. Так как это не просто имущество, а размещенное на фасаде здания, то и демонтаж согласовывается по вышеуказанной цепочке. Памятная доска — это фактически памятник. Требуется разрешение на ее демонтаж. В противном случае, по закону, это не только порча государственного имущества, а, возможно, и уничтожение памятника архитектуры — в нормальном обществе вопрос мог бы закончиться уголовным делом. И, конечно, было бы расследование компетентными органами случая порчи государственного имущества (фасада здания — по факту демонтажа) и кражи государственного имущества (по факту пропажи знака).

— Как защитить памятные знаки, если они установлены?

— Вопрос довольно странно звучит для адекватного общества. Памятные знаки находятся под защитой государства. Снос/демонтаж подразумевает разрешение на это действие от Министерства культуры, так как это уже вопрос «удаления» знака, имеющего историческую/культурную ценность. Для защиты памятного знака, к сожалению, важно время. А именно, вовремя узнать о проекте демонтажа. Власти вполне могут быстро отчитаться о демонтаже и утилизации знака. Если информация поступила вовремя, то важно оперативно начать кампанию по защите знака. Создать петицию, собрать подписи, организовать встречу с главой населенного пункта.

— Имеют ли горожане право вернуть такие знаки обратно?

— Право есть! Вопрос в возможности. В нынешних реалиях, если власти политизировали идею знака, то самой возможности вернуть знак мало. Важно создать кампанию по возвращению с обоснованием исторической ценности. И, конечно, чем больший резонанс вызовет эта кампания, тем выше вероятность возвращения памятного знака на свое место. И надо помнить, что это вопрос памяти народа, и каждая подпись важна, это намек на количество подписавших. Если вам вопрос близок, волнует вас, не поленитесь поставить подпись. Именно с молчаливого согласия стирается историческая память нашего народа. А с 10 подписями на обращении памятный знак не вернуть…

— Мы видим, что, отвечая на петиции, заместитель председателя Гродненского горисполкома Зоя Кулеша откровенно врала. Можно ли ее привлечь к ответственности?

— Это вновь вопрос современных реалий. Возможно, она себя чувствует «непотопляемой». Но даже в лукашенковской системе не любят людей, которые относятся к своим обязанностям откровенно небрежно. Посмотрите на два ответа, которые прислала эта чиновница. Они практически ничем не отличаются, налицо халатное отношение к своим обязанностям, и я думаю, что вскоре по этому поводу появится еще одна жалоба.

Читать далее: