PETITION.BY - Удобный Город
18 июня

Закупки местными ЖКХ: множество лазеек для коррупции и способы с этим бороться

Каждый день, проходя по своему микрорайону, вы видите множество самых различных работ, которые выполняет местное ЖКХ. Все это оплачивается из денег, которые вы ежемесячно отчисляете, оплачивая коммунальные платежи. Редко кто задумывается о том, кто составляет сметы этих работ, ищет выгодного заказчика и контролирует целевое использование средств. Этим пользуются местные коммунальные власти, многие из которых считают, что имеют право распоряжаться собранными с жильцов деньгами как им заблагорассудится.

Каждый день, проходя по своему микрорайону, вы видите множество самых различных работ, которые выполняет местное ЖКХ. Все это оплачивается из денег, которые вы ежемесячно отчисляете, оплачивая коммунальные платежи. Редко кто задумывается о том, кто составляет сметы этих работ, ищет выгодного заказчика и контролирует целевое использование средств. Этим пользуются местные коммунальные власти, многие из которых считают, что имеют право распоряжаться собранными с жильцов деньгами как им заблагорассудится. Вместе с юристкой Ольгой Працкевич мы разобрались, как возникают лазейки для коррупции и обсудили способы борьбы с ними.

Важно понимать несколько моментов. Более 90% закупок в системе местных предприятий ЖКХ проводится за собственные средства — деньги, которые были получены с местных жителей, оплачивающих коммунальные услуги. Такие закупки не обязательно проводить открыто, если их стоимость не превышает 1 000 базовых величин (сейчас это — 40 000 рублей). В итоге получается, что ЖЭСы и ЖРЭО могут производить закупки так, как им вздумается.

Любая система, не подразумевающая открытую и конкурентную систему закупок, создает предпосылки для коррупции. — рассказывает Ольга Працкевич. — В нашем случае предприятия ЖКХ имеют право самостоятельно решать, делать закупки открытыми или закрытыми, и естественно, что в подавляющем большинстве случаев все делается без огласки. И это — благодатная почка для коррупционных схем. В большинстве своем они крайне простые: составляются сметы на выполнение определенных услуг, работа оплачивается, договоры закрываются, хотя на самом деле ничего сделано не было.

Примеры таких махинаций можно найти даже в государственной прессе. Вот, например, история о том, как директор ЖЭУ заключал фиктивные договоры подряда с сожителем своей матери на выполнение электромонтажных работ. Как описывает происходившее агентство «Минск-новости»: «Изначально злоумышленник получал преступный доход наличными, а после, чтобы никто не заподозрил его в махинациях, попросил «работника» открыть счет в банке. Оставив карточку себе, он обналичивал похищенные деньги и тратил их на личные нужды».

Как это стало возможным? Все просто — если нет процедуры закупки, то и свидетелей нет. По большому счету, про заключенный договор никто не знает до оплаты. В момент самой оплаты бухгалтерия смотрит цифры на бумаге (акты принятых работ подписывает все тот же директор) и естественно — не ходит проверять, выполнена ли работа, и не опрашивает свидетелей. 

Если бы ЖКХ разработало и опубликовало на своем сайте Положение о закупках, разместило информацию о закупке в открытых источниках (если не на торговой площадке, то хотя бы на своем сайте), такая ситуация была бы в принципе невозможна!

В случае же если общая сумма закупки превышает 1 000 базовых величин, ее просто разбивают на несколько частей и также проводят без огласки. Например, требуется закупить 15 качелей для модернизации детских площадок в микрорайоне. Общая сумма превышает 40 тысяч рублей, тогда ее разбивают на два отдельных договора: один на закупку 10 качелей и еще один на 5. И не надо никаких открытых торгов! А что происходит дальше?

Еще одна распространенная «схема» — заключение договоров со своими людьми. Это может быть как подписание договоров по завышенным ценам (если шума не будет — никто и не проверит), так и просто «договорняки», по которым госконтракты отдаются родным и знакомым, — объясняет Ольга Працкевич. — И вновь я могу привести в качестве примера случай, освещенный в государственных СМИ: несколько лет назад директор одного из ЖКХ Полоцкого района был приговорен к 3,5 годам лишения свободы за взятки.

Руководитель знал о недостатке средств на счетах предприятия для расчета со всеми контрагентами, однако давал указания бухгалтерии оплачивать вне очереди работу одного из предпринимателей. За это экс-директор получал от него взятки — всего за три года он получил 27 взяток на общую сумму более 2 500 рублей. Кроме этого, директор заправлял за казенный счет свой автомобиль, а также машины сына и его знакомого (всего таким образом был приобретен 261 литр автомобильного топлива на 313 рублей).

Мы видим показательный случай, при котором с одной стороны лоббировались интересы «своих людей», с другой — за это получили взятки. Мало того, вина директора неоспорима, но есть еще и коллективная ответственность — преступная халатность и попустительство и юриста, и бухгалтерии, которые помогли создать эту ситуацию. Ведь есть очередность выплаты задолженности, и, нарушая их, чиновники совершали преступление.

Можно ли повлиять на происходящее? Во-первых, стоит помнить, что нередко закупки оборудования, например, для детских площадок, делаются за счет спонсорских средств: то есть деньги на это собираются отдельно с жильцов или привлекаются какие-то сторонние компании, которые выступают меценатами. В этом случае у жителей есть полное право указывать конкретную марку изделия или конкретного поставщика (при условии соответствия техническим требованиям товара). Также у них есть право ознакомиться с порядком проведения закупки и даже включить представителя дома в комиссию, которая будет заниматься этим вопросом.

Во-вторых, если у вас возникли сомнения в том, что некоторые из закупок ЖЭСа проводились законно, можно написать петицию от имени жителей района (сделать это можно и в электронном виде на нашем сайте) и попросить предоставить сведения о проведенных процедурах закупки. Ту важно понимать: что у чиновников есть право не разглашать эту информацию, но, если они так поступают, у вас возникает право обратиться, например, в Госконтроль с просьбой разобраться в ситуации, изложив свои сомнения и предоставив информацию, что делать закупку прозрачной чиновники по какой-то причине не хотят.

Читать далее: