PETITION.BY - Удобный Город
10 февраля 2023

Еще один миф о благополучии разрушен. Беларусы массово жалуются на ухудшившееся качество дорог в стране

Петиции, которые касаются состояния дорог (как автомобильных, так и пешеходных) — самые распространенные на нашем портале. Только с начала прошлого года было опубликовано более 30 таких обращений. Сегодня мы поговорим отдельно про петиции, которые касаются состояния автомобильных дорог. 

В 2015 году одним из самых популярных роликов на YouTube, посвященных беларусским дорогам, было видео  «Разница между Россией и Беларусью за 50 секунд», собравшее более 10 миллионов просмотров. В нем демонстрировалось пересечение беларусско-российской границы. Ролик показывал реальное положение дел, но при этом не объяснял причины-следственные связи. У человека, не желающего глубоко погружаться в суть, могла возникнуть иллюзия о том, что Беларусь — пример для подражания. Но на то она и иллюзия, что бы развеяться, оставив после себя горький привкус разочарования.

Дороги в Беларуси становятся с каждым годом все хуже. Об этом не расскажут на государственном телевидении, но такую правду не возможно скрыть. Мы сталкиваемся с ней ежедневно, выезжая на своем автомобиле на работу и возвращаясь обратно, пользуясь общественным транспортом.

Закат «белорусского дорожного чуда»

Куда делось беларусское дорожное чудо? Просто в правительстве «стеснялись» уточнять, что самые крупные проекты по строительству и реконструкции дорог производятся в долг, причем — на деньги «загнивающего запада». И так как это — целевые дотации, за использованием которых  следят, потратить их на что-то иное, (например на очередную модернизацию предприятия -зомби) не получалось.

Благодаря такому положению вещей денег, предусмотренных из белорусского республиканского и местных бюджетов на ремонт мелких дорог вполне хватало. Вот и получалось, что мы имеем красивую картинку в долг, а россияне -- некрасивую, но при этом не имеют долгов и мало того, одалживают нам.

Время все расставило на свои места. Сегодня мало кто в Беларуси уже смеется с россиян, их скорее боятся. Финансирование международными банками развития и реконструкции транспортной сети Беларуси фактически свернуто. Расходы в республиканском бюджета не автомобильный транспорт и дороги растут неравномерно, но сумм, которые выделяются очевидно не хватает. В 2021 году на дорожное хозяйство выделяли 1,16 млрд рублей или 4,23% расходов республиканского бюджета, в 2022 году же только 790,6 млн или 2,58%. В 2023 году запланирован рост до 1,02 млрд, однако не смотря на рост в номинальном выражении это всего 2,78% расходов. Видимо средства нужны для других целей.

Беларусские дорожники остались со своими проблемами один на один и судя по всему к такому развитию событий оказались не готовы. А мы с вами наблюдаем воочию результаты этого.

Что с дорогами происходит прямо сейчас?

Петиции, которые касаются состояния дорог (как автомобильных, так и пешеходных) — самые распространенные на нашем портале. Только с начала прошлого года было опубликовано более 30 таких обращений. Сегодня мы поговорим отдельно про петиции, которые касаются состояния автомобильных дорог. 

Одну из них можно подписать прямо сейчас.

До 19 марта собираются подписи под петицией «Ямы на дороге на ул. Дубровская возле Инкофуд г. Брест». Описывая, что из себя представляет сейчас улица Дубровская, брестчане пишут: вся дорога покрыта выбоинами, в которых собираются лужи и перемещаться на автомобиле по ней возможно только на самой минимальной скорости. По обочинам нет оборудованных тротуаров, и пешеходы в плохую погоду могут там передвигаться только по колено в грязи. 

Жители города просят принять меры по устранению дефектов и восстановлению работоспособности дорожного покрытия, и указать четкие сроки, когда будут начаты и выполнены необходимые ремонтные работы.

До 9 февраля продолжался сбор подписей под петицией «Ремонт дороги с устройством пешеходных дорожек в Сморгони по ул. Заслонова». Достаточно посмотреть на фото, что бы понять происходящее в городе. По большому счету дороги на улице Заслонова не существует, вместо нее есть хорошо организованная полоса препятствий для автомобилей-внедорожников. Сложно представить, чтобы такое количество дыр и колдобин в асфальте появилось естественным путем, возникает ощущение что их наковыряли специально.

Как и в предыдущем случае, из-за плохого качества дороги страдают не только автомобилисты, но и пешеходы, вынужденные идя] вдоль обочины форсировать кучи грязи и снега. Тротуара здесь в принципе не существует. 

А вот как выглядит улица Днепровская в Борисове, фото мы взяли из петиции «Разбитые дороги и отсутствие тротуаров на улице Днепровской в Борисове». Ответа на это обращение чиновники по закону обязаны предоставить до 14 марта. Жители города жалуются, что передвигаться по этой дороге, которую скорее можно назвать бездорожьем крайне сложно. Мало того, по этой же дороге хотя пешеходы, в том числе — дети в школу и люди на автобусную остановку. Очевидно, что и здесь нет смысла говорить о состоянии тротуаров.

Что отвечают чиновники?

Посмотрев на следующую фотографию, вы, возможно, подумаете, что мы видим здесь отдаленную деревню. Но нет, ее мы взяли из петиции «Провести ремонт дороги по ул.Кондратенко в Полоцке», в конце прошлого года. Важно понимать, что это — не окраина города, улица ведет, фактически, железнодорожному вокзалу, расположенному в самом центре.  Сложно представить, чтобы прокатившись по полоцкой улице Кондратенко, гости Беларуси рассказывали про «чистую и аккуратную страну», судя по всему, улицу Кондратенко от них спрятали. Как, впрочем, и множество других улиц.

Война за эту улицу ведется с конца лета. Сначала местные власти ответили, что «в 2022 г. ремонтные работы дорожного покрытия ул.Кондратенко не предусмотрены». Но видно стало понятно, что «съехать» на одной отписке не получится. 1 сентябра пришло уточнение: «Начаты работы по подсыпке щебнем проблемного участка дорожного покрытия. Ведётся процедура дополнительной закупки необходимого количества подсыпочного материала, после поступления щебня работы будут продолжены». А 30 декабря прислали дополнительное письмо, в котором отчитались: «при наступлении благоприятных погодных условий (второй квартал 2023 года) запланированные ремонтные работы будут продолжены. Обращение находится на контроле в райисполкоме».

Перенесемся в Витебск, в микрорайон Юг-4. Жители домов по улице строителей 30 мая прошлого года направили в прокуратуру города Витебска и Главное управление жилищно-коммунального хозяйства Витебского облисполкома коллективное обращение, в котором просили привести в порядок дорожное покрытие. 6 июля получен ответ, в котором указывалось, что ямочный ремонт на указанных придомовых территориях выполнен. Это действительно было сделано.

НО! Спустя три месяца, на месте залатанных ям и выбоин образовались новые, с ещё большими размерами. При этом появление новых ям происходило не в межсезонье, а в метеорологически спокойном времени года.

И вот, с помощью нашего портала была отправлена еще одна петиция «Провести ремонт асфальтного покрытия в дворах микрорайона «Юг-4». В ответе, который пришел из Главного управления ЖКХ Витебского облисполкома говорится, что были повторно проведены работы по ремонту проездов придомовых территорий. При этом «В ходе приемки выполненных работ инженером по техническому надзору выявлен ряд дефектов. Работы, выполненные с дефектами, службой заказчика не приняты». Представители городских властей обещают, что: «При наступлении благоприятных погодных условий в весенний период 2023 года планируется провести дополнительное обследование проездов придомовых территорий микрорайона «Юг-4». по результатам осмотра, будут приняты меры по устранению выявленных дефектов.

Что мы видим из перечисленных петиций?

Первое. мы видим, ЧТО ОНИ РАБОТАЮТ. Чиновники бодро реагируют на каждое обращение, и пусть порой не с первого раза, но решают проблемы.  

Второе.Если вы посмотрите эти петиции, то заметите одну особенность: большинство из них частично содержат одинаковые формулировки. Дело в том, что многие петиции создаются активистами с помощью шаблона, который мы подготовили и выложили в открытом доступе. С его помощью каждый желающий может подготовить обращение буквально за 10-20 минут, приложив минимум усилий. Но самое важное — это обращение будет юридически грамотным, на него очень сложно ответить просто й отпиской. 

Третье. Мы специально выбрали несколько петиций из многих, но и они уже затрагивают четыре области (Брестскую, Минскую, Гродненскую и Витебскую) . Это говорит о том, что проблема с дорогами в Беларуси носит массовый характер, и с каждым годом она становится все более острой. 

Читать далее: