PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №1253
15 декабря 2017

Главные проспекты Минска для людей, а не для машин!

Центральные проспекты города Минска: Независимости и Победителей, создавались как помпезные, торжественные улицы, где гуляли бы люди, любуясь архитектурой и красотой города. Постепенно происходит их трансформация в некое подобие "автобанов".
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

Центральные проспекты города Минска: Независимости и Победителей, создавались как помпезные, торжественные улицы, где гуляли бы люди, любуясь архитектурой и красотой города. Постепенно происходит их трансформация в некое подобие "автобанов". Людей вытеснили машины, в вечерний час-пик по ним гулять некомфортно и небезопасно. Власти города своими действиями способстуют дальнейшему развитию вышеупомянутых проспектов как транзитных магистральных автодорог (ликвидация перехода у ТЦ Замок, строительство развязки на Филимонова).

В то же время нельзя не отметить опыт многих городов развитых стран мира, где уже вынесли уроки из подобных ошибок, где автомобили стараются "увести" подальше от центра города, где транзитные потоки "прячут" в специально выделенных скоростных магистралях, которые хотя и проходят по городу, но на "задворках", вдали от пешеходных потоков, где автомобили не мешают людям.

Просим провести круглый стол и общественное обсуждение с участием архитекторов и экспертов дорожного движения (например БАЭС) с тем, чтобы пересмотреть концепцию развития центральных проспектов города, с последующей возможной корректировокой генплана города Минска.

Приоритет на проспектах Победителей и Независимости должен отдаваться людям и удобному общественному транспорту, а не автомобилям.

Предлагаемые пути решения проблемы:

Для проспекта Победителей есть отличный дублер: улица Тимирязева. Она идет по безлюдной территории, и может взять транзитные потоки с проспекта Победителей. Реконструкцию улицы начали к ЧМ 2014, но не закончили, не довели до логического завершения. Проехать транзитом по Тимирязева должно быть проще и выгоднее, чем по проспекту Победителей. Сейчас это не так. По Тимирязева ехать дольше и намного муторнее чем по проспекту. Сразу после въезда в город дорога "растворяется" в рынке: везде ограничения 40, выскакивающие из-под колес пешеходы с тележками, постоянные заторы-очереди на заезд на рынок. Далее небольшая отдушина в виде реконструированного участка и снова проблемы: раздолбанное покрытие, узкие полосы, изгибающиеся ряды.

Улица Тимирязева, как берущая на себя основную автомобильную нагрузку, должна быть реконструирована от Первого кольца до МКАД: непрерывное движение на всем промежутке, без наземных переходов, и в идеале без светофоров. Должно быть непреодолимое для пешеходов ограждение на всей протяженности улицы, а если надо – высокие шумозащитные экраны. Раз уж улица идет по промзоне, параллельно железной дороге, стоит сделать из нее утилитарную дорогу, служащую одной цели: как можно скорее вывести машины из города, разгрузив пр.Победителей.

Самый сложный для реконструкции участок – рынок Ждановичи. Невозможно проехать по Тимирязева мимо, не «оказавшись» на рынке: приходится объезжать очереди на въезд на рынок, уворачиваться от странных людей в световозвращающих спецовках, пытающихся "разрулить" потоки, ожидать меткого прыжка клиентов рынка под колеса из-за остановившегося на остановке автобуса. Ночью картина дополняется абсолютной темнотой и разбитым асфальтом. Фактически в черте города в людном месте нет никакого освещения.

При наличии средств, дорогу следовало бы приподнять на эстакаду, чтобы рынок жил своей жизнью, а люди, проезжающие по транзитной трассе – своей. Под эстакадой сделать стоянки, круг для разворота и выезда на трассу с обоих сторон (так сделано, например в Варшаве, ТЦ "Янки"). Съезды на рынок сделать заблаговременно, чтобы очереди на въезд стояли там, а не на транзитной трассе.

В наших текущих условиях, с учетом небольшого бюджета города, можно сделать немного проще и дешевле: отодвинуть трассу немного на север, заодно спрямив крутой и небезопасный поворот перед выездом на МКАД. Этим самым мы освободим немного места для местного проезда со стороны ТЦ Град. Сама дорога должна проходить по рынку транзитом, окруженная со стороны высокими щитами, без любой возможности выхода человека на проезжую часть (сейчас не так, есть выходы на дорогу от остановок общественного транспорта, а так же в местах примыканий заездов на рынок). Скорость на дороге – 90 км/ч. Все обслуживающие рынок функции выполняют местные проезды слева и справа от трассы: по ним ездят автобусы, с них осуществляется заезд на стоянки. На генплане в перспективе обозначено, что ул.Колесникова соединится с ул.Ратомской, пройдя над железной дорогой. Стоит провести ее и над ул.Тимирязева. Местные проезды с рынка будут выходить на нее, и через нее будет выезд на трассу (рис 1).

Далее по Тимирязева, при наличии финансов, стоит сделать развязки с ул. Нарочанской, Радужной, Саперов, а многочисленные мелкие улицы Игнатенко, Панфилова, Репина связать местным проездом вдоль Тимирязева и вывести поток на трассу в одном месте. Продлить существующий надземный переход через железную дорогу так же над ул.Тимирязева, при необходимости сделать еще совмещенные надземные и подземные переходы через железную дорогу и Тимирязева.

После того как "разогнали" ул.Тимирязева, нужно снизить привлекательность пр.Победителей для автомобилей: сузить проспект до 2х полос в каждом направлении. Скорость ограничить до 50 км/ч. Закопать подземные пешеходные переходы, они не нужны в современном городе с интенсивным пешеходным движением. Они ограничивают мобильность людей (особенно инвалидов, родителей с маленькими детьми в колясках, пожилых людей).

Можно убрать с проспекта множество автобусов, проложив вдоль проспекта трамвайную линию (современная тенденция: делать крупные пересадочные узлы, а не множество непонятных маршрутов общественного транспорта, свежий пример - Москва). Для трамвайной линии теперь будет место за счет сужения проспекта. Имеется в виду не существующее в Минске "исчадие ада", гремящее как товарный вагон, перевозящее немного пассажиров, как обычный автобус, а занимающее место как аэропорт. В современных городах трамвай совершенно не похож на минский: он очень тихий, быстрый и вместительный. Сочлененный состав перевозит столько же пассажиров, сколько перевозит половина состава метро. Есть смысл пустить такой трамвай-челнок с жестким интервалом раз в 10 минут вдоль всего проспекта от ст.м. Немига до аквапарка, подвозя не только местных жителей, но и отдыхающих: к парку Победы, футбольному манежу, Минск-Арене, Аквапарку… Это будет отличной и удобной заменой еще одной линии метро. Пример, того, как выглядит современная трамвайная система в Страсбурге и Бильбао (рис. 2 и 3).

Трамвайная линия, проложенная со стороны реки практически не будет иметь пересечений с улицами. От дворца спорта до м. Немига совсем немного места, можно спустить этот участок под землю, организовав возле станции метро Немига пересадочный узел (тоннель-переход может прямиком выходить на подземную остановку трамвая). С другой стороны, (где-то возле аквапарка или даже чуть дальше в Ждановичах) конечная остановка трамвая может быть совмещена с перехватывающей парковкой.

Проспект Машерова, разрезающий променад вдоль проспекта Победителей, в перспективе можно убрать в некоторое подобие тоннеля, проходящего под пр. Победителей, и под вновь образованной площадью перед музеем. Вот, как это сделано в Вильнюсе перед сеймом (рис. 4). Никаких развязок типа «клеверный лист», враждебных к пешеходам и превращающих окрестные территории в безлюдные пространства.

Что касается пр. Независимости, то тут немного сложнее. Дублера фактически нет, но его можно построить вдоль железной дороги. Судя по транспортным потокам, вероятно, дублер нужно начать заранее, еще до начала Уручья, возможно от поворота на Колодищи, далее вдоль ул. Основателей к ПВТ, далее пройти транзитом вдоль железной дороги, и дойти до ул.Аранская или даже до ул. Свердлова (рис. 5). Меры по ограничению движения на проспекте могут быть схожие.

Вышеупомянутые преобразования не потребуют больше денег, чем, например, строительство МКАД-2, а эффект для города будет весьма существенным. Речь идет о том, чтобы вернуть центральным проспектам статус величественных магистралей, на которых прежде всего будет комфортно людям, а не машинам.

Читать далее: