PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №1417
06 марта 2018

Спасем здоровье детей - спасем будущее страны

Школьная среда губительно отражается на здоровье наших детей.Необходимо внедрять здоровьесберегающие технологии доктора Базарного в школах Брестской области
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Председателю Брестского областного исполнительного комитета

Лису Анатолию Васильевичу

Розбаша Аркадия Кимовича,

Кузьмича Андрея Александровича,

Чебурканова Дмитрия Вячеславовича

и инициативной группы родителей

Коллективное обращение

Обращаются к Вам родители, обеспокоенные физическим и психическим здоровьем своих детей, внуков.

Уже несколько десятков лет мы читаем тревожные заключения ведущих специалистов, проводивших исследования о негативном влиянии образовательной среды на здоровье детей. В нашей стране произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Статистические данные свидетельствуют о крайне низком уровне состояния здоровья детей и подростков. А современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Современные образовательные учреждения характеризуются повышенным объемом учебной нагрузки и интенсификацией учебного процесса в условиях дефицита учебного времени. В результате детский организм, наиболее чувствительный в этот период к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, приобретает целый ряд нарушений состояния здоровья, который получил название «школьные болезни».

То, что ухудшение здоровья детей в школьные годы вышло на уровень угрозы национальной безопасности страны, отметил Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко во время выступления в парламенте 21 апреля 2017 г.:

« - Дети во что превратились? А почему они у нас стали горбатыми? Сколиоз, склероз и прочее в 15 - 17 лет. Мы их угробили, понимаете?

Они лишний вес имеют, им некогда заниматься ни спортом, ни музыкой, ни изобразительным искусством.

Безобразие в школе в элементарных вещах. В школе нельзя над детьми издеваться. Мы же инвалидов готовим.

Когда мы проводим контроль уже набранных военных, там же половина люди с которыми, я не знаю что делать. У нас же в спецназ чтобы отобрать огромная проблема, а мы ведь всю армию переводим на быстрое реагирование».

А что происходит со здоровьем наших мальчишек, будущих защитников?! Число мужчин, которым исполнилось 18 лет, годных к военному призыву, ежегодно сокращается на 5-7 % (2007 году годными к службе в армии были признаны признаны более 58 % призывников, 2008 – 49%, 2009 – 41%). Тенденция явно угрожающая.

Вот данные военного комиссара города Минска Анатолия Романенко: «В 2012 году в Минске на мероприятие прохождения медицинского освидетельствования граждан привлекалось порядка 5 тысяч человек. Из них полностью годны без ограничений для прохождения службы в различных родах войск порядка 20-23%!!!! Остальные имеют ограничения по состоянию здоровья либо не годны к военной службе» (а где остальные 77-80% призывников?)

В 2013 году, по словам военного комиссара Гродненской области полковника Александра Мантура, «за последние три года в области число годных к службе на Гродненщине выросло с 47 до 50 % – это самый высокий показатель в стране».

По данным Министерства здравохранения, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно–психическими расстройствами. Объективную причину роста количества заболеваний, ухудшения состояния здоровья школьников усматривают в условиях организации учебно–воспитательного процесса.

По информации заведующей отделом гигиены детей и подростков Белорусского научно-исследовательского института санитарии и гигиены Наталья Фарино, в 1985 году полностью здоровыми в стране считались 50% детей этого возраста, около 10% - больными, 40% входили в группу риска. В 2003, количество здоровых детей 6-7 лет уменьшилось более чем в два раза, а численность детей, входящих в группу риска, значительно возросла (в Минске абсолютно здоровых дошкольников около 20%, больных - 10-12%, в группе риска - около 70%).

«За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось до 6,3%

Такой низкий уровень здоровья представляет реальную угрозу для будущего нации.

Сегодня требуется принятие неотложных комплексных мер с консолидацией усилий государственных органов, общественных организаций и всего населения по охране здоровья детей.»

В.П. Филонов (В 1989 – 2001 гг. – заместитель Министра здравоохранения - Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь)

С.М. Соколов (доктор медицинских наук, профессор)

Н.Ф. Фарино (кандидат медицинских наук)

Численность полностью здоровых школьных коллективов в среднем не превышает 15% и снижается до 7% в старших классах, где заметно увеличивается доля учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с хронической патологией.

Формирование хронических заболеваний у школьников начинается с 11-12 лет.

К окончанию школы не более 7% детей могут считаться здоровыми (1-я группа здоровья).

Факторы риска, способствующие школьным болезням:

- Условия и режим обучения не соответствующие санитарно - гигиеническим нормам.

- Отсутствие здоровьесберегающих технологий обучения.

- Низкая двигательная активность

- Высокая зрительная нагрузка

На прошедшей в июне 2017 года коллегии трех министерств - образования, здравоохранения, спорта и туризма, где обсуждались вопросы создания здоровьесберегающей среды в учреждениях образования и развития физической культуры, было отмечено, что за годы обучения в школе снижается количество школьников первой группы здоровья и увеличивается количество представителей третьей группы. Неблагоприятная «внутришкольная среда» влияет и на адаптационный потенциал детского организма, снижение его функциональных резервов... Количество учащихся с напряженным адаптационным потенциалом в последние годы существенно увеличилось. Полагаться только на школьные занятия физической культурой бессмысленно: два урока физкультуры и час здоровья и спорта обеспечивают только 20% потребности ребенка в двигательной активности в течение недели, а ежедневная потребность составляет 60 минут двигательной активности.

В настоящее время каждый сотрудник сферы образования, также как и каждый родитель имеет реальную возможность и должен качественным образом повлиять на учебный процесс и защитить здоровье каждого учащегося ребёнка от негативного воздействия факторов среды образовательной системы. Для этого есть всё необходимое.

По инициативе родителей, воспитателя или педагога в любом детском саду или школе может быть применена одна из лучших в мире программ, включающая в себя комплекс здоровьесберегающих технологий, разработанных под научным руководством д.м.н. В.Ф.Базарного «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».

Принципы, составившие основу здоровьесберегающей программы, в 1986 году были признаны Академией медицинских наук Советского Союза общемировым научным открытием (постановление Научного совета № 37 Академии медицинских наук СССР № 2 от 17 апреля 1986 г.) и одобрены ведущими научно-исследовательскими институтами Министерства здравоохранения и Академии Наук СССР.

В апреле 1986 года программа представлена на Научном Совете Академии медицинских наук СССР и рекомендована для внедрения во все образовательные учреждения СССР.

В апреле 1988 г. Совет Министров РСФСР поддерживает данную программу и направляет в Министерство образования РСФСР и Министерство здравоохранения РСФСР соответствующее распоряжение (№5038-16 от 29 апреля 1988 г.)

В конце 80-х гг. 3-мя ведущими научно-исследовательскими институтами детства дана положительная экспертная оценка, на основании чего программа в 1989 г. одобрена и утверждена Министерством здравоохранения РСФСР в качестве методических рекомендаций, получив официальное название: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно–познавательной деятельности в детских садах и школах».

С тех пор и по настоящее время программа рекомендована для использования во всех образовательных учреждениях СССР, а затем и Российской Федерации.

А Республика Белоруссия в те годы была лидером по внедрению и использованию методики среди республик Советского Союза. Группы учѐных (М.П.Дорошевский, Я.В. Гапанович и В.П. Биран) стали публиковать методические рекомендаций по профилактике близорукости у школьников (Минск. 1986, 1987 гг.), опирающиеся на разработки научной группы д.м.н. В.Ф. Базарного. А затем и положительные итоги от их применения. Например, в центральном журнале «Здравоохранение Белоруссии» (№1, 1988 г.). Только внедрение одной методики привело к снижению частоты понижения зрения в процессе учѐбы в 3 раза! Применялась методика и в городе Бресте.

Сегодня в Беларуси, к сожалению, технологии Базарного применяются в основном для детей с особенностями психофизического развития в учреждениях специального образования, реализующих программы специального образования, и в пунктах коррекционно-педагогической помощи. Бесспорно, инвалидов нужно поддерживать, но не стоит забывать о здоровых детях, не дать им стать инвалидами, ведь 100% детей выходящих из школы, имеют хронические заболевания, приобретенные в процессе обучения.

Основой технологии Базарного (а это 44 международных патента в области здоровьесбережения) является такой вид ученической мебели как конторка. Согласно Постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 94 (п. 74, 75, 76, 128) конторки как вид ученической мебели могут применяться в учебных помещениях.

Сегодня производится плановая закупка конторок в соответствии с пунктом 3.4 комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Брестской области на 2016-2020 гг., утверждённом председателем Брестского облисполкома Лисом А.В. от 11 ноября 2015 г. № 127-41/110. Фактически, сегодня, конторки имеются в небольших (1-3 шт.) количествах в большинстве школ города.

В большинстве школ работа по сохранению и укреплению здоровья носит стихийный, эпизодический характер. Конторки, приобретенные в школу, простаивают без дела. Сами же учителя не знают, как использовать конторки, не знают, для чего она нужна (чаще всего используют её в виде наказания активных школьников, для складирования школьного инвентаря учителей и хозяйственного инвентаря технического персонала школы, либо просто отвернута к стене и покрыта пылью). В единичных случаях усилиями отдельных настоящих педагогов и неравнодушных родителей, конторки используются по назначению и во благо детей, но, единая, научно доказанная методика применения конторок у нас отсутствует. Мало того, что получается, полезная мебель попросту простаивает, выбрасываются бюджетные деньги государства и что самое главное продолжается ухудшение здоровья наших детей.

Нельзя допускать, чтобы не знание учителями методики применения мебели, превращало конторку на глазах детей в средство наказания, а не оздоровления, о чём сам автор говорил на встрече у заместителя министра образования Республики Беларусь, а так же с представителями министерства здравоохранения, педагогами и логопедами в апреле 2016 г.

Базарный В.Ф. научно описал и доказал, как пользоваться конторкой с максимальной пользой для человека (исследования ученого проводятся уже более 40 лет, в Беларуси никто таких исследований не проводил).

Базовые принципы:

Учебный процесс организован в режиме телесной вертикали и ориентировочно – поисковой моторной активности.

1. Для поддержания малых форм двигательной активности во время занятий используются конторки.

2. Перьевое письмо и экологические прописи.

3. Раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек.

4. Выполнение зрительно-вестибулярных тренажей с помощью Схемы Универсальных Символов (СУС), оборудованной на потолке.

5. Использование массажного коврика во время работы за конторкой.

6. Проведение занятий в режиме зрительных горизонтов (сенсорные тренажеры, подвесные модули, угловые картинки).

Результат применения здоровьесберегающих технологий (программы) - впервые за 200 лет эпохи всеобуча из практики учебного процесса исчезли традиционные признанные во всём мире школьные формы патологии (близорукость, нарушения развития позвоночника, сердечно–сосудистые нарушения, нервно–психические расстройства и другие).

Это подтверждено официальными заключениями НИИ РАН, РАМН, а также Минздрава РФ. Отмечается положительное влияние на сохранение и укрепление здоровья детей, а именно:

• в 2-4 раза снижается заболеваемость учащихся и болезни косно-мышечного аппарата, сердечно–сосудистой системы, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта, нервно-психической сферы и других систем ребёнка;

• проявления нервно-психических срывов, различных форм агрессии у детей уменьшается в 5–6раз;

• жизнестойкость организма ребёнка увеличивается в 2-3раза;

• плотность двигательной активности на уроке возрастает в 5-8 раз;

Предложенные принципы не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников.

В настоящее время данная программа в различной степени реализуется в более чем 3000 детских садах и школах России, Белоруссии, Украины и др.республиках постсоветского пространства для сохранения и укрепления здоровья детей в воспитательно-образовательном процессе.

С недавних пор в республике Азербайджан данная система стала основой национальной государственной программы «Здоровое Образование–Здоровая Нация». При этом В.Ф.Базарный назначен научным руководителем этого направления и советником при Министерстве образования республики.

Благодаря выступлениям В.Ф.Базарного, на более ранних этапах в Канаде, Америке, на Комитете по науке, культуре и образованию Парламентской Ассамблее Совета Европы, к данному направлению стали проявлять интерес в различных странах мира. Возможно, эти же события стали причиной возникновения новых, невиданных никогда ранее мировых тенденций.

Сегодня сотрудники ведущих IT-компаний (Google, Facebook и др.) предпочитают работать стоя. Все чаще и чаще они отказываются от классических рабочих мест и кресел в пользу столов для работы стоя и табуретов на высоких ножках.

Более того, мебель и дополнительное оборудование для работы стоя теперь производится по всему миру в промышленных масштабах.

На данный момент в Брестской области усилиями облисполкома уже много сделано в данном направлении. Заместитель губернатора Величко Олег Иванович с пониманием и личной озабоченностью отнесся к данному вопросу.

Неравнодушное отношение высказали и начальник областного управления образования Просмыцкий Юрий Николаевич и начальник управления здравоохранения Михаловский Виктор Павлович.

Учитывая исключительную важность вопроса здоровьесбережения наших детей, подтвержденную Президентом Республики Беларусь, которая перекрывает по своей значимости для будущего страны все сиюминутные экономические, политические и прочие направления, мы предлагаем следующее.

От лица всех родителей, подписавших данное обращение, мы убедительно просим собрать расширенное заседание Облисполкома с привлечением причастных служб, заинтересованных лиц и представителей инициативной группы родителей для обсуждения следующих вопросов:

1. Организовать встречу д.м.н. Базарного В.Ф. с директорами образовательных учреждений, представителями медицинских учреждений Брестской области с широким оповещением жителей области о таком мероприятии.

2. Выделить инновационные площадки для реализации данной программы, проанализировав отзывы и обратную связь от образовательных учреждений после проведения встречи с Базарным В.Ф.

3. Видеофильм «Обездвиженность – болезнь цивилизации» (он есть в свободном доступе в YouTube) направить во все образовательные и медицинские учреждения области для организации его просмотра коллективами сотрудников, а также показ его на телеканалах.

Мы считаем, что внедрение данных технологий не прихоть отдельной группы родителей, а острая общественная необходимость.

И не видим ни одной причины, по которым именно Брестская область под руководством губернатора Лис Анатолия Васильевича и заместителя губернатора, курирующего данные вопросы, Величко Олега Ивановича не могла бы стать республиканским флагманом внедрения здоровьесберегающих технологий.

Окончание

Быть здоровым – это естественное желание человека. Здоровье, здоровый образ жизни – основные понятия здоровьесбережения. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Школа на современном этапе должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Кроме того, приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это и процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Ребенок должен не только уметь сохранять свое здоровье, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Помимо ответа в электронном виде просим направить письменный ответ по адресу

Розбаш Аркадий Кимович

Брест Черниговская 11

+375 29 6209248

[email protected]

Читать далее: