PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №1815
27 сентября 2018

Прекратить застройку парка "60-летия Великого Октября"

Началась застройка участка парка "60-летия Октября" в Минске по ул.Жудро. Это строительство грубо нарушает целый ряд норм законодательства.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Экологическая обстановка во Фрунзенском районе столицы - одна из самых неблагоприятных в городе. В частности, обеспеченность озелененными территориями общего пользования составляет менее 50% от запроектированной. На этом фоне в конце 2016 года в парке "60 лет Великого Октября" было вырублено множество деревьев и кустов. Летом 2018 года на месте вырубленных деревьев началось строительство объекта "Крытые теннисные корты по ул. Жудро, 40". При этом сравнительно недавно в парке уже были построены крытые теннисные корты, несколько спортивных площадок и 12 (!) открытых кортов. Теперешнее строительство нарушает целый ряд норм законодательства.

1. Объект под названием «Спортивно-соревновательный комплекс на 8 крытых теннисных кортов на территории ГЦОР по теннису по ул. Жудро, 40» был включен в «Градостроительный проект детального планирования территории в границах ул. П. Глебки – южной границы ГСК – ул. Матусевича – просп. Пушкина – ул. Ольшевского». Общественное обсуждение проекта проходило с 26.12.2016 г. по 19.01.2017 г.

26.11.2015 г. было принято решение Мингорисполкома №3227, в частности:

- предоставляющее земельные участки общего пользования площадью 4,0206 га «Городскому центру олимпийского резерва по теннису управления спорта и туризма Мингорисполкома» во временное пользование сроком до 1 апреля 2018 года для строительства объекта "Крытые теннисные корты по ул. Жудро, 40";

- разрешающее упомянутой выше организации строительство теннисных кортов.

Таким образом, решение Мингорисполкома от 26.11.2015 г. №3227 было принято до проведения общественного обсуждения. Более того, подготовка территории к строительству началась за несколько месяцев до начала общественного обсуждения, в результате чего участок лишился нескольких сотен деревьев и кустов.

При этом пункт 3 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» гласит: «Решения местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам планирования и застройки населенных пунктов, жилищного строительства принимаются после проведения общественных обсуждений».

2. В ходе общественного обсуждения «Градостроительного проекта детального планирования территории в границах ул. П. Глебки – южной границы ГСК – ул. Матусевича – просп. Пушкина – ул. Ольшевского» было собрано 1450 подписей против его утверждения. Протокол общественного обсуждения не содержит ни одного положительного отзыва о проекте.

На сегодняшний день проект детального планирования не утвержден (см. стр. 9 отчета по Стратегической экологической оценке градостроительного проекта «Схема озелененных территорий, в том числе объектов озеленения, подлежащих охране в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»» Фрунзенского района г. Минска).

3. Согласно ч. 3 ст. 33-1 Закона «О растительном мире» «Озелененные территории общего пользования площадью 0,01 гектара и более в городе Минске, городах областного и районного подчинения подлежат включению в схему озелененных территорий общего пользования города, района в городе (при делении города на районы)…».

Участок, на котором строятся корты, является частью озелененной территории общего пользования 8,2 П, включенную в «Схему озелененных территорий, в том числе объектов озеленения, подлежащих охране в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»» Фрунзенского района г. Минска. На этой схеме участок под застройкой показан как озелененный, а его площадь включена в общую площадь озелененных территорий общего пользования Фрунзенского района г. Минска.

Общественное обсуждение схемы озелененных территорий проходило с 26.06.2018 г. по 25.07.2018 г., и на данный момент схема озелененных территорий Фрунзенского района еще не прошла экспертизы и не утверждена. При этом, согласно ч. 9 ст. 33-1 Закона «О растительном мире», «До утверждения местным исполнительным и распорядительным органом схемы озелененных территорий общего пользования уменьшение площади таких территорий, в том числе путем размещения на них объектов строительства, не допускается.

Не допускаются уменьшение площади и (или) ухудшение баланса озелененной территории общего пользования, включенной в схему озелененных территорий общего пользования, а также проектирование строительства объектов, предусматривающих такое уменьшение и (или) ухудшение, до внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в схему озелененных территорий общего пользования в порядке, установленном частями третьей – пятой настоящей статьи».

4. Согласно ст. 33-1 Закона «О растительном мире», исключение озелененной территории общего пользования либо ее части из схемы озелененных территорий общего пользования запрещается, если в городе, районе в городе (при делении города на районы) не выполняются нормативы в области озеленения, целевые показатели озеленения либо если это приведет к невыполнению таких нормативов, целевых показателей.

Нормативы обеспеченности населения озелененными территориями в населенных пунктах установлены в экологических нормах и правилах ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т (далее – ЭкоНиП). Согласно табл. Б6 Приложения Б к ЭкоНиП для крупнейших городов обеспеченность населения озелененными территориями общего пользования составляет:

- озелененными территориями общего пользования районного значения – не менее 8 кв.м./чел.;

- озелененными территориями общего пользования городского значения – не менее 9 кв.м./чел.

На страницах 41 и 42 отчета по Стратегической экологической оценке градостроительного проекта «Схема озелененных территорий, в том числе объектов озеленения, подлежащих охране в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»» Фрунзенского района г. Минска отмечено, что проектная обеспеченность населения Фрунзенского района озелененными территориями общего пользования ориентировочно должна составить 10,4 м2/чел.

При этом на странице 40 упомянутого выше отчета указано, что существующая обеспеченность жителей района озелененными территориями общего пользования составляет всего лишь 5,1 м2/чел., в т.ч. районного значения 4,4 м2/чел.

5. Согласно упомянутой выше схеме озелененных территорий Фрунзенского района г. Минска, озелененная территория общего пользования 8,2 П носит название «Парк 60 лет Великого Октября». Это имя присвоено парку более 40 лет назад, парк благоустроен, нового благоустройства, согласно, указанному выше проекту детального планирования, не планируется. Таким образом, застраиваемая территория является частью сложившегося парка.

При этом, согласно Примечанию к табл. 2.5.4 Системы регламентов Генерального плана г. Минска «Размещение всех видов капитального строительства на территории… сложившихся парков… исключено».

6. Согласно ст. 33-1 Закона «О растительном мире», ухудшение баланса озелененной территории запрещается, если в границах озелененной территории общего пользования не выполняются нормативы в области озеленения, либо если это приведет к невыполнению таких нормативов.

На Генеральном плане города Минска, территория парка 60-летия Великого Октября обозначена как ландшафтно-рекреационная зона 216 ЛР. В указанном выше проекте детального планирования тип подзоны определен как ЛР-1'.

Согласно п. 2.5.2.2 Системы регламентов Генерального плана г. Минска, «суммарная площадь объектов ЛР-1' не должна превышать 7 % площади зон типа ЛР».

Согласно табл. 2.5.2 Системы регламентов Генерального плана г. Минска, застроенность подзон ЛР-1' не должна превышать 18%, а озелененность не должна быть менее 60%.

Возникает вопрос, соблюдены ли данные нормативы при проектировании объекта.

7. Застройка рассматриваемой территории кортами и иными спортивными объектами нецелесообразна, поскольку, как было указано выше, в парке уже имеется большое количество теннисных кортов (как открытых, так и закрытых) и других спортивных сооружений.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 41 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении», которая устанавливает, что исполкомы распоряжаются природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, организуют работу по благоустройству, обеспечению надлежащего санитарного состояния, озеленению территорий населенных пунктов, мы требуем:

1) Прекратить строительство "Крытых теннисных кортов по ул. Жудро, 40" в парке "60 лет Великого Октября".

2) В полном объеме вернуть озеленение на участок, в данный момент находящийся под застройкой указанным выше объектом.

3) Отменить решение Мингорисполкома от 26.11.2015 г. №3227.

Читать далее: