Объединим две "ЖИРОВКИ" в одну
получен
Адресаты:
- Администрация Президента
- Совет Министров Республики Беларусь
Текущий статус обращения:
- Ответ получен 13 апреля 2019. Читать ответ
Мы, ниже подписавшиеся, собственники квартир в составе жилищно-строительных потребительских кооперативов (далее – ЖСПК) и товариществ собственников (далее – ТС) и иные неравнодушные граждане, обращаемся к Вам, в связи с тем, что наши представители – председатели правления, выбранные нами на общих собраниях членов ЖСПК и ТС, исчерпали иные способы решить проблему, о которой речь пойдет ниже.
Плата за жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ) и плата за пользование жилым помещением вносится за каждый истекший месяц не позднее 25-го числа следующего за ним месяца на основании платежного документа по форме, установленной Министерством жилищно-коммунального хозяйства.
Форма извещения о размере платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением установлена Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 29.08.2014 №17 (далее – Форма извещения). Данная форма изначально вызывала нарекания со стороны организаций застройщиков и товариществ собственников, поскольку совершенно не учитывала особенностей деятельности данных некоммерческих организация и целей для которых, они в конечном итоге были созданы.
Жилищно-строительный кооператив – организация застройщиков, создаваемая для строительства многоквартирных жилых домов, приобретения недостроенных зданий и (или) зданий, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, и завершения их строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также для последующей эксплуатации многоквартирных жилых домов и управления ими.
Товарищество собственников – организация, создаваемая собственниками жилых и (или) нежилых помещений в целях сохранения и содержания общего имущества, владения и пользования им, а также в иных целях, предусмотренных Жилищным Кодексом и уставом товарищества собственников.
Согласно нормам Жилищного кодекса Республики Беларусь, главного нормативно-правового акта жилищного законодательства, помимо платы за основные и дополнительные ЖКУ, в домах, где их собственниками созданы ЖСПК либо ТС, членами данных организаций могут устанавливаться и уплачиваться взносы:
Членский взнос – денежные средства, периодически вносимые членом организации застройщиков, товарищества собственников на цели, связанные с деятельностью организации застройщиков, товарищества собственников, в том числе на оплату труда работников, вознаграждение членов правления, членов ревизионной комиссии (ревизора).
Целевой взнос – денежные средства, вносимые членом организации застройщиков, товарищества собственников на основании решения общего собрания их членов для дополнительного финансирования работ и мероприятий, утвержденных собранием.
Дополнительный взнос – денежные средства, вносимые членом организации застройщиков, товарищества собственников для покрытия убытков организации застройщиков, товарищества собственников.
Проблема заключается в том, что Форма извещения не предусматривает возможности включения данных взносов в основное извещение, хотя возможность внесения платы за пользование жилым помещением (помимо ЖКУ) в нем предусмотрена, что свидетельствует об игнорировании интересов членов ЖСПК и ТС.
Минжилкомхозом в XXI веке предлагается сбор данных взносов наличными денежными средствами, либо в безналичном порядке путем их внесения на расчетный счет ЖСПК (ТС) путем изготовления дополнительного извещения. Оба способа являются как неудобными, так и затратными для членов ТС и ЖСПК. Гораздо проще собственнику производить оплату необходимых платежей, связанных непосредственно с предоставлением ЖКУ и содержанием их недвижимости через единое извещение.
Но, отсутствие строки взносы в Форме извещения, не является единственной проблемой домов, где созданы ЖСПК и ТС. Сама методика тарифного регулирования является несовершенной. Сегодня есть затраты, которые несут ТС и ЖСПК по основным ЖКУ, но они не включены в тарифы и их Минжилкомхоз также предлагает оплачивать гражданам отдельным извещением в виде взносов, что влечет за собой отсутствие прозрачности при начислении ЖКУ и порождает хаос.
В частности:
1. Затраты, связанные учетом, расчетом и начислением платы за отопление и подогрев воды по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат. Данная плата начисляется собственникам, в жилых помещениях которых, нет зарегистрированных граждан. А покрытие затрат по непосредственному начислению этой платы, уплачиваемые ЖСПК и ТС расчетным центрам и расчетным агентам, до 3% от оборота, не предусмотрено тарифами и в них не заложено. И получается, что оплатить данные затраты в ТС и ЖСПК должны все собственники, по отдельному извещению.
2. Для домов различных серий и технологической оснащенности Минжилкомхозом разработан единый тариф по услуге «Техническое обслуживание», не учитывающий индивидуальные затраты дома той или иной серии.
Технологическая карта на техническое обслуживание инженерных систем и конструктивных элементов жилого дома - текстовый и графический документ, который определяет технологический процесс выполнения работ по техническому обслуживанию инженерных систем и конструктивных элементов жилого дома, в том числе определенной типовой серии, по которому можно было бы определить затраты на многоквартирный жилой дом, так и не была учтена при разработке планово-расчетных цен на ЖКУ.
В результате не все многоквартирные жилые дома могут уложиться в установленный тариф, даже с учетом государственных дотаций до тарифа полного возмещения (который также единый для всех).
Особенно острой данная проблема стоит перед домами повышенной этажности, которые в отличие от остальных домов оборудованы насосными станциями с повысительными и пожарными насосами, системами противодымной защиты, системами противопожарной сигнализации, для которых обязательным является проведение аэродинамических испытаний.
Результатом является убыток, получаемый по данной статье, который Минжилкомхоз предлагает покрывать взносами, через второе извещение.
3. Странным является алгоритм начисления платы по статьям возмещаемых затрат: «Электроэнергия, затрачиваемая на освещение вспомогательных помещений, работу оборудования, за исключением лифтов», «Электроэнергия, потребляемая на работу лифтов», для которых вроде бы и нужны показания группового прибора учета, а по факту не всегда.
Рассчитывается так: есть групповой прибор учета, который фиксирует расход электроэнергии на освещение мест общего пользования по всему дому. Этот расход делится на количество всех зарегистрированных по месту жительства. Полученную величину умножаем на тариф – выходит сумма к начислению. Если она меньше предельного тарифа, платим фактические затраты, если больше – предельно допустимый тариф. Такая же схема расчета затрат электроэнергии на работу лифта.
Но, Положением о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 571, не предусмотрено, что делать если фактические затраты на электроэнергию, которые ЖСПК, ТС должны оплатить поставщику данной услуги, превысили предельно допустимый тариф, а данный факт имеет место быть в большом количестве энергозатратных домов (особенно повышенной этажности), в которых мало зарегистрированных граждан и именно в этих домах в первую очередь были проведены мероприятия по снижению энергопотребления. Минжилкомхоз и в этом случае предлагает данный убыток покрыть взносом, через второе извещение и проигнорировать показания счетчиков.
Хочется напомнить Минжилкомхозу: «Тогда человек, открыв свою «жировку», посмотрит: водоснабжение – 1 кубический метр стоит столько. Он посмотрит, у него на счетчике или в «жировке» написано столько-то кубов. Цена одного куба вот такая. Как на счетчике по электроэнергии. Посмотрел на счетчик, умножил на цену, получил результат. Так и здесь все должно быть. А не так: человеку приносят эту ведомость, «жировку», как в народе ее называют, он посмотрел: какая там цена. Да там эта «жировка» – черт ноги сломает, не каждый экономист разберется. То есть надо сделать так, чтобы люди видели цену услуги, объем у них есть. Если хотят точно, значит должны стоять счетчики на воду, на газ, на тепло. Все счетчики сейчас есть. Нет счетчиков – другая методика. Но цена этой услуги, тариф должен быть реальным» - заявление Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. на совещании по вопросам оплаты ЖКУ, оказываемых населению. Минск, 14.03.2016 (Источник – БелТА).
4. Услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома. Тариф, не зависит от объема убираемой площади. В двух одинаковых домах ситуация может складываться по-разному. В одном доме зарегистрировано 488 человек и возможная собираемая сумма составляет - 273,28 руб., в другом таком же 193 человека – 108,08 руб. Площадь убираемая одинаковая. В одном доме, есть возможность оплатить затраты на уборку, а в другом для того, чтобы жить в чистоте, необходимо добирать опять же через второе извещение.
Решение данной проблемы уже более двух лет как было найдено в г. Гродно. Возмещение описанных выше затрат происходило путем их включения в статью «Возмещаемые расходы» в рамках утвержденной типовой формы извещения. В результате мы, как плательщики, получали один простой и понятный документ, к тому же 100% соответствующий действующему законодательству.
За более чем два года данная практика положительно себя зарекомендовала. Поскольку прежде всего оплата всех жилищно-коммунальных платежей производилась по одному извещению. И была удобной для нас, жильцов, как потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Вместе с тем, функционеры из Минжилкомхоза хотят положить конец данной положительной и удобной для людей практике. Они настаивают на покрытии вышеописанных расходов ЖСПК (ТС) путем оформления для жильцов второго извещения. При этом типовая форма данного второго извещения по уплате жилищно-коммунальных услуг Минжилкомхозом не утверждена. В итоге, по мнению Минжилкомхоза, жилец должен получать и оплачивать два извещения вместо одного по основным жилищно-коммунальным услугам, потреблённым им по одной и той же жилплощади, за один и тот же месяц.
Оплата жилищно-коммунальных услуг жильцами ЖСПК (ТС) по двум извещениям является для нас, как плательщиков, неудобной и затратной.
Во-первых, получая одно извещение, мы видим все расходы, связанные с содержанием нашего общего имущества; в этом извещении все прозрачно и понятно.
Во-вторых, оплачивая второе извещение, в отдельных случаях нам придется нести дополнительные издержки (за начисление, отслеживание, техническое сопровождение платежей, приём платежа в банке (от 1 руб.) и т.д.) от 20 до 100% от суммы взноса.
В-третьих, оформление второго извещения вызывает дополнительные затраты бумаги и рабочего времени бухгалтеров ЖСПК (ТС).
В-четвертых, просто обидно, что положительный опыт работы всех ТС и ЖСПК Республики Беларусь на протяжении долгих лет натыкается на полное непонимание со стороны представителей Минжилкомхоза.
Считаем правом собственников избирать более удобный способ оплаты ЖКУ и взносов.
На коллегии КГК Витебской области 18.05.2017 рассмотрены результаты контрольных мероприятий по вопросам соблюдения в товариществах собственников требований законодательства (http://www.kgk.gov.by/ru/news-kgk_vitebsk-com_obl-ru/view/na-kollegii-kgk-vitebskoj-oblasti-rassmotreny-rezultaty-kontrolnyx-meroprijatij-po-voprosam-sobljudenija-v-108316/):
«Коллегией обращено внимание на проблемные вопросы деятельности товариществ, в том числе на убытки, одной из основных причин которых являются дополнительные расходы на содержание конструктивных особенностей домов (различные проектные решения, этажность, мощность установленного оборудования и др.). Так, в домах повышенной этажности установлены системы дымоудаления, повысительные насосы, пожарная сигнализация и др., которые работают постоянно и потребляют электроэнергию.
В настоящее время возмещение стоимости электроэнергии, потребленной на освещение вспомогательных помещений, работу оборудования и лифтов, осуществляется по фактическим затратам, но не выше размеров возмещения расходов, установленных законодательством (по электроэнергии, потребляемой на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования – не более 0,39 руб. на одного проживающего в месяц, на работу лифта – 0,26 руб.).
При этом в соответствии с законодательством убытки товариществ должны возмещаться его членами за счет членских либо целевых взносов в порядке, определенном Уставом товарищества. Однако одни товарищества принимают решения о возмещении убытков, а другие – нет.
Коллегией КГК Витебской области даны поручения органам исполнительной власти по исправлению ситуации, в том числе по установлению экономически обоснованного размера стоимости услуги за учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями; по исключению уплаты вознаграждения с денежных средств, перечисленных населением в уплату налогов; по проработке вопроса по включению в извещение о размере платы за жилищно-коммунальные услуги сумм расходов, возмещаемых членами товариществ собственников на основании решения общего собрания, в том числе в виде дополнительных взносов для покрытия убытков и др.»
Полагаем, только Ваше вмешательство, Александр Григорьевич, поможет нам – жильцам ЖСПК (ТС) – и в дальнейшем иметь одно прозрачное и понятное извещение по уплате ЖКУ, а не два разных извещения, одно из которых на сегодняшний день противоречит и здравому смыслу, и Вашим поручениям.
Таким образом, просим принять меры, направленные на применение прозрачного и доступного способа оплаты жилищно-коммунальных услуг посредством направления жильцам одного, единого извещения о необходимости уплаты жилищно-коммунальных услуг.
Читать далее:
-
Аб разглядзе раней дасланага звароту не па сутнасці (размяшчэнне шыльды ў гонар 100-годдзя БНР)
-
Не сносить спортивный комплекс «Динамо»
-
Прекратить показушный полив улиц Минска
-
Защитить права детей больных родителей
-
Снизить цены авиабилетов на рейсы из Беларуси в Грузию
-
Змены ў заканадаўства Рэспублiкi Беларусь аб зямлi