PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №2231
18 февраля 2019

Произвол в филиалах ГП «Минсктранс»! Городу нужен БЕЗОПАСНЫЙ общественный транспорт!

Произвол в филиалах ГП «Минсктранс»! Городу нужен БЕЗОПАСНЫЙ общественный транспорт! А водителям достойные, здоровые, безопасные условия труда в соответствии с законодательством.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

Коллективное обращение

К Вам обращаются водители филиалов государственного предприятия «Минсктранс», а также граждане (пассажиры), пользующиеся общественным транспортом, которые хотят быть уверены в безопасности пользования общественным транспортом, в дополнение к коллективному заявлению водителей филиала «Троллейбусный парк №3» от 20 января 2019г., направленному в Прокуратуру Московского района г. Минска и Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

По нашим сведениям, по сей день в деятельности ГП "Минсктранс" присутствуют признаки несоблюдения законодательства о труде, недобросовестное отношение к праву на здоровые и безопасные условия труда, режим труда и отдыха в отношении водителей филиалов, а именно:

1. В филиалах не функционирует должным образом порядок выявления и ремонта подвижного состава и его технического состояния. Рабочее место водителя не отвечает требованиям нормативных документов и техническим характеристикам завода-изготовителя. Не всегда устраняются заявленные неисправности. После подачи заявок подвижной состав выезжает на линию с теми же неисправностями. На большинстве единиц подвижного состава рабочая тормозная система не соответствует требованиям технических нормативных правовых актов, (Приложение 4, Гл. 1, п.1 ПДД). При прохождении техосмотра в тормозные барабаны засыпают песок, зажимают тормоза или подгоняют настройки под стенд диагностики, после пары кругов по маршруту тормозная система опять не соответствует нормам, а в некоторых случаях происходит перегрев тормозных колодок. Не исправна система АБС. Нарушена герметичность пневматического тормозного привода, Приложение 4, Гл. 1, п.3 ПДД (выход воздуха из пневмосистемы менее, чем за 15 мин, при выключенном питании автобуса, троллейбуса). У большинства единиц подвижного состава, выезжающих на линию, не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели, Приложение 4, Гл 4, п.23, ПДД, для чистки стекол используем бутылки с водой на станциях, щетки не чистят зону видимости водителя. Внешние световые приборы (фары) светят условно и не освещают темные участки дороги, Приложение 4, Гл. 3, ПДД. Фары используются только для обнаружения автобуса и троллейбуса другими участниками дорожного движения. Износ резины выше нормы практически на всем подвижном составе, остаточная глубина рисунка протектора менее 2-х мм, Приложение 4, Гл. 5, п.25 ПДД. Кабины имеют трещины и щели, вследствие чего, сквозняк зимой, в дождь заливает вода. Не работает подогрев зеркал, предусмотренный заводом-изготовителем, вследствие чего, они замерзают или запотевают (в зависимости от погодных условий), из-за чего плохой обзор боковых сторон подвижного состава. Не работают спидометры, неисправны кондиционеры, предусмотренные заводом-изготовителем.

Многие заявки по этим неисправностям игнорируются и не устраняются. Большая часть заявок накапливается за неделю и ждет очередного ТО (проходит раз в неделю), при этом автобусы и троллейбусы выезжают на линию. Выезжая на линию, водитель не всегда сразу может выявить не устраненные неисправности, так как данные неисправности можно выявить только при работе на линии. На ТО не успевают выполнить все заявки, так как в цеху участка ТО транспорт, как правило, находится около 30 мин. И дальше выпускается на линию. В подтверждение описанного достаточно посмотреть заявки с часто повторяющимися техническими неисправностями. Постоянно нарушается регламент замены масла в ДВС, компрессоре, в АКП (Автобусные парки). Просим заметить, что со всеми перечисленными и другими неисправностями, подвижной состав парков выезжает на линию и перевозят пассажиров с угрозой для их безопасности.

Требуем проверить, по какой причине не выполняются заявки по техническим неисправностям подвижного состава в полном объеме. Провести проверку подвижного состава с повторными техническими неисправностями и допуском их на линию с не устраненными заявками. Также провести независимый технический осмотр на линии УП «БЕЛТЕХОСМОТР» или другим независимым от КУП «Минсктранс» способом. Также выборочно отправить на проверку подвижной состав с маршрута.

2. В филиалах «Автобусный парк №2», «Автобусный парк №5», «Троллейбусный парк №3» был введен приказ № 720 от 10.12.2018 г. «Об утверждении результатов аттестации рабочих мест по условиям труда» (в приложении), в результате чего изменились размеры компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Уменьшилось количество дней дополнительного отпуска, размер доплаты, отмена пенсии по возрасту. О проведении аттестации и о предстоящих изменениях, связанных с аттестацией рабочих мест работников не уведомили в сроки, предусмотренные законодательством.

Дополнительное соглашение от 10.12.2018 г. к трудовым контрактам подписывалось «задним числом», так как ознакомление с приказом № 720 проходило после 10.12.2018 до 25.12.2018. включительно. Дополнительное соглашение подписали не все водители и работают с незафиксированным изменением контракта.

С результатами аттестации мы не согласны, так как фактически условия труда на рабочем месте при этом не улучшились. Это те же самые троллейбусы, которые проходили аттестацию рабочего места в 2013-ом году (за исключением того, что многие из них по состоянию на 2018 год далеко не новые), это те же рабочие места. И, следовательно, и в 2013, и 2018 гг. рабочая поза осталась той же – сидя. Администрация парка и некоторые из членов аттестационной комиссии, не смогли объяснить, что конкретно улучшилось в условиях труда на рабочих местах. Кроме того, по результатам аттестации длительность сосредоточенного наблюдения при управлении автобусом, троллейбусом и трамваем снизилась с класса 3.3 до 3.2. (п 4.2 карты аттестации), (в приложении). При этом интенсивность движения, напряженность наблюдения за дорожной обстановкой и пассажиропоток сильно увеличились, особенно в часы пик и по выходным дням (суббота, воскресение), по сравнению с 2013-ым годом, когда проводили предыдущую аттестацию. Мы не знаем, в каких условиях, и в какое время суток делали эти измерения. При аттестации не проводили замеры микроклимата на наших рабочих местах. В настоящее время срок действия приказа № 720 от 10.12.2018 г. «Об утверждении результатов аттестации рабочих мест по условиям труда» перенесен до 31.03.2019.

Требуем создать независимую комиссию для проверки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

3. Нарушение нанимателем режима труда и отдыха работников.

Полагаем, что имеют место нарушения в режиме труда и отдыха водителей. Карточки расписания не предусматривают время, требуемое на передачу смены водителей, на принятие и проверку подвижного состава (предоставим по требованию). Как правило, на смену водителей на диспетчерских станциях отводится 4-8 мин, за которые невозможно выполнить приемку автобуса, троллейбуса и трамвая согласно Должностной инструкции водителя. После 00:00 часов во многих карточках расписания отсутствует перерыв. Есть карточки с длинной сменой (более 9 часов) и обедом менее 30 мин. В новом расписании на осень-весна 2018-2019 гг. на многих маршрутах уменьшили технологические перерывы до 4 мин. Просим заметить, что более длинные перерывы попадают на часы пик и по факту использовать их нельзя из-за отставания от расписания. Время на рейс сократили и, чтобы соблюдать регулярность, водители вынуждены ехать с риском для безопасности движения. Приходится не стоять на станциях положенное время, а ехать без перерывов, на пределе технических возможностей троллейбуса, чтобы нагнать отставание от расписания. В результате чего, время непрерывного управления автобусом, троллейбусом и трамваем может составлять до 4-5 часов в интенсивном городском движении.

В графиках ставят минимально возможное количество выходных, чтобы не платить водителям выход в выходной в повышенном размере. Количество выходных дней часто не соответствует производственному календарю, выходных ставят меньше. Периодически после второй смены с поздним заездом ставят один выходной, и потом первая смена с ранним выездом (менее 42 часов непрерывного отдыха). В результате чего не успеваешь отдохнуть и восстановиться. Водители выходят на работу в утомленном состоянии (п. 10.2 ПДД). Согласно контракту мы имеем право на выходной в праздничный день, но в филиалах на работу в праздничные дни не спрашивают согласия. Не принимают заявления и не предоставляют даже один день без сохранения заработной платы по семейным и другим обстоятельствам. График работ часто не совпадает с часами отработки в нарядах.

Требуем проверить правильность составления графиков работ согласно Трудовому Кодексу Республики Беларусь и производственному календарю, сверить их с фактически отработанным временем в табелях. Проверить соответствие законодательству карточек расписания маршрутов и перерывов для отдыха в них.

4. Имеются достаточные основания полагать, что наниматель недобросовестно относится к праву на здоровые и безопасные условия труда. Санитарные нормы и микроклимат на рабочем месте за весь год по нашим сведениям не соблюдались: зимой при работающих печах отопления кабины на рабочем месте температурные показатели были +14С, даже, по заявлению некоторых водителей, в мороз, при движении, температура в кабине опускалась до +5 С, и это при сидячей работе. Летом в жаркие дни температура воздуха на рабочем месте достигала +36С (весь подвижной состав с неработающими кондиционерами) и выше при длительных сменах (более 9 часов), при этом не предоставляли дополнительных перерывов, не сокращалась длительность рабочей смены (результаты замеров можем предоставить по требованию). Зимняя рабочая форма (рубашка и жилетка) не соответствует температурным нормам в кабине, но при ее отсутствии предусмотрено дисциплинарное взыскание. Рубашки сделаны из не качественных и грубых материалов, не пропускают воздух и натирают кожу. При проведении очередной аттестации в 2018 г., не производились замеры микроклимата рабочего места. Практически на всех единицах подвижного состава неисправны кондиционеры, предусмотренные заводом-изготовителем. Большое количество единиц подвижного состава имеет не удобное рабочее место из-за кривых спинок сидений, сломанных регулировок сидений и руля, и отсутствия предусмотренных заводом-изготовителем пневматических подушек сидений (а если они и установлены, то не подключены к системе подачи воздуха и не функционируют должным образом), под многими сиденьями установлены кирпичи для фиксации сиденья (фото в приложении), вследствие чего, все удары и вибрации, возникающие от неровной дороги, приходятся на позвоночник. Просим заметить, что по результатам аттестации, рабочая поза сидя – удобная поза. На наши неоднократные обращения по нарушению микроклимата и несоответствие наших рабочих мест результатам установленных норм наниматель не среагировал и не придавал этому внимания. Требуем проверить санитарные нормы на диспетчерских станциях на предмет наличия мыла, туалетной бумаги и времени их работы, с учетом времени последнего заезда на них подвижного состава. Проверить рабочие места водителей на предмет соответствия санитарным нормам. Например, диспетчерская станция «Зеленый Луг» закрывается в девять вечера, а последний троллейбус туда приезжает около часа ночи. А ключа от туалета уже нет, он уехал в парк. На ДС «Юго-запад» периодически не работает буфет по субботам и воскресениям. ДС «Лермонтова» - отсутствует буфет. Водители находятся на линии независимо от дня недели и нуждаются в возможности приема пищи на перерыве. ДС «Семашко» - вообще закрыта, не смотря на то, что туда ходит троллейбус маршрута № 31.

5. На предприятии произошло изменение размеров оплаты труда с 01 декабря 2018 г., о котором наниматель не известил работников согласно ст. 65 Трудового кодекса Республики Беларусь «Наниматель обязан известить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее, чем за один месяц» и наших контрактов. Об этих изменениях мы узнали из полученной заработной платы в январе 2019г., а именно: изменение доплаты за работу в сверхурочное время и выходные дни (до 01.12.2018 г. оплачивали в двойном размере, с 01.12.2018 г. – оплата 1,8 к часовой тарифной ставке) и других доплат; снятие доплат и премий (код 48 – доплата за работу в часы пик, код 74 – премия за работу по переговорному устройству, код 77 – премия за рост выручки от реализации продуктов, товаров и услуг), также уменьшилась доплата за работу на амортизированном подвижном составе.

Требуем проверить, на основании какого документа и по какой причине изменилась сумма заработной платы с 01.12.2018г. (какие виды доплат, премий уменьшили и (или) исключили и почему)? Почему наниматель не известил в сроки, предусмотренные законодательством?

6. Просим дать правовую оценку применению установленных видеокамер в кабине водителей, направленных в лицо водителя и ведущих видеозапись в непрерывном режиме с функцией аудиозаписи и с возможностью хранить отснятую информацию в течение месяца. Просим заметить, что это видео используется для дисциплинарных взысканий в отношении водителей, лишений их премии. Также просим заметить, что в обзор видеокамер попадает личная информация о личной жизни, например с экранов телефона (пароли, личная переписка) во время пользования телефоном на перерывах и в обеденное время. Создает психологический дискомфорт водителям, создает отвлекающий фактор, красные блики в ночное время. Отснятое видео демонстративно показывают на собраниях всем участникам, не спрашивая разрешение на это у самого водителя, показанного на видео. Если это законно, требуем инициировать такую же видеосъемку в кабинетах руководства с целью исключения нарушений законодательства о труде и не правомерных действий по отношению к обращающимся к ним работникам.

Исходя из вышенаписанного, имеются достаточные основания полагать, что наниматель нарушает право работников на здоровые и безопасные условия труда (п. 7.6 контракта). Законодательство о труде определило, что наниматель должен обеспечить безопасные условия труда (применение средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, соблюдение режима труда и отдыха, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проверку их знаний требований охраны труда и т.п.).

Руководствуясь вышеизложенным, просим провести независимую проверку государственного предприятия «Минсктранс» и всех его филиалов на предмет нарушения законодательства о труде, и (или) охране труда, соблюдения права на здоровые и безопасные условия труда, установить указанные нами факты нарушения законодательства с принятием необходимых мер реагирования. Также требуем привязать весь подвижной состав КТУП «Минсктранс», участвующий в перевозках пассажиров, к прохождению независимого государственного Белтехосмотра в общем порядке.

Мы, водители и иные граждане, располагающие сведениями, имеющими отношение к настоящему обращению, готовы дать письменные свидетельские показания в отношении фактов нарушений законодательства о труде и (или) об охране труда, допущенных в отношении работников со стороны руководства государственного предприятия «Минсктранс» и готовы участвовать во всех необходимых проверках.

Просим также защитить нас от незаконного давления со стороны нанимателей, которые различными способами добиваются нашего отказа от требований, изложенных в коллективном обращении, что является откровенным преследованием за критику (ст. 197 УК Республики Беларусь). Мы не отказываемся от работы, мы хотим работать на технически исправном подвижном составе, хотим нормальных, здоровых и безопасных условий труда в соответствии с законодательством, которые одновременно должны обеспечить и безопасность многих других граждан государства, пассажиров, которых гораздо больше, чем всех нас вместе взятых! Хотим, чтобы на наши проблемы обратили внимание, не формально для отчета, чтобы руководство не запугивало работников, а хотим конструктивного диалога и реального решения вопросов, описанных в обращении.

ПОДПИСЫВАЯ НАСТОЯЩЕЕ ОБРАЩЕНИЕ, МЫ ДАЁМ СОГЛАСИЕ НА ДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСКИХ ПОКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВЫШЕОПИСАННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И ИНЫХ СВЕДЕНИЙ, УКАЗАННЫХ В ДАННОМ ОБРАЩЕНИИ.

Ниже прикладываем фотографии, подтверждающие отдельные факты в данном обращении по требованию можем дополнить.

Также прилагаем копию приказа № 720 «Об утверждении результатов аттестации рабочих мест по условиям труда» и копию из Карты аттестации со ссылкой на п.4.2.

Читать далее: