PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №2661
28 июня 2019

О проверке конституционности Законов «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной орг-и гос-ва» и «О воинской обязанности»

Необходимо проверить соответствие Законов «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» и «О воинской обязанности» Конституции
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

В соответствии со статьёй 116 Конституции, Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь.

Согласно статье 27 Закона «О конституционном судопроизводстве», граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, организации, полагающие, что права, свободы и законные интересы граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, права и законные интересы организаций нарушаются применением нормативного правового акта, в конституционности которого они сомневаются, вправе обратиться к уполномоченному органу с инициативой о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности примененного нормативного правового акта. При этом, согласно статье 28 данного Закона, государственный орган, рассматривающий инициативное обращение, не вправе делать вывод о конституционности нормативного правового акта. Основанием для внесения предложения в Конституционный Суд является наличие сомнений уполномоченного органа в конституционности такого акта. Поскольку электронное обращение о неконституционности данного Закона подписало несколько тысяч человек, наличие сомнений в его конституционности очевидно.

На основании вышеизложенного просим внести в Конституционный Суд предложение о даче заключения о конституционности Закона «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» и Закона «О воинской обязанности» по следующим основаниям:

1. Статья 49 Конституции гарантирует каждому право на образование, включая право в соответствии со своими способностями на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных учебных заведениях.

При этом воинская обязанность, предусматривающая необходимость проходить военную службу по призыву лицами мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, предусмотрена не Конституцией, а законом. В связи с этим статьёй 32 Закона «О воинской обязанности» предусмотрено право на отсрочку от призыва для продолжения образования. До недавнего времени единственным изъятием из этого права были случаи отчисления из учреждений образования по инициативе учреждений образования. В таком случае новая отсрочка для продолжения образования не предоставлялась.

Со вступлением в силу Закона «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» право получения отсрочки для продолжения образования было ограничено принципом однократности её предоставления. В целом данное ограничение разумно для предотвращения злоупотреблений своим конституционным правом на образование с целью избежать исполнения законной обязанности несения военной службы. Вместе с тем, этот принцип противоречит Конституции в части ограничения права лиц, имеющих профессионально-техническое (среднее специальное) образование на основе общего базового на получение отсрочки для продолжения высшего образования исходя из нижеследующего.

В соответствии с подпунктом 2.8. пункта 2 статьи 2 Кодекса об образовании (далее - Кодекс), обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования является основным направлением государственной политики в сфере образования. Согласно пункту 3 статьи 12 Кодекса, единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней и согласованностью содержания образовательных программ основного образования. Таким образом, право на непрерывное образование является составной частью конституционного права на образование.

Абзац второй части третьей новой редакции статьи 32 Закона «О воинской обязанности» предоставляет лицам с общим средним образованием безусловное право на непрерывное поступление в высшие учебные заведения. Исходя из норм Кодекса, общее среднее образование может быть получено после общего базового в том числе в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях. Подпункт 7.7. пункта 7 статьи 3 Кодекса гарантирует возможность выбора учреждения образования. Пункт 1 статьи 213 Кодекса даёт равное право на поступление в вуз всех лиц со средним образованием, независимо от учреждения образования, в котором оно получено.

Часть четвёртая статьи 32 Закона «О воинской обязанности» лишает права на получение отсрочки от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования студентов, получающих высшее образование I ступени в очной форме получения образования, если ранее они получали таковую на период получения профессионально-технического или среднего специального образования в очной форме получения образования. Такое ограничение оправдано для предотвращения злоупотреблений, когда лицо, завершив общее среднее образование и имея реальную возможность сразу же поступить в вуз, перед этим поступает в среднее специальное учебное заведение, тем самым искусственно затягивая исполнение законной воинской обязанности.

Однако лица, получившие общее среднее образование в профессионально-технических (средних специальных) учебных заведениях, не имеют возможности поступить в вуз непосредственно после его получения, поскольку срок обучения в таких заведениях после 9 класса, согласно статьям 152 и 190 Кодекса, составляет более двух лет. В связи с этим учащиеся таких заведений достигают призывного возраста до его окончания и автоматически теряют право единственной отсрочки. Тем самым Закон «О воинской обязанности» ставит в неравные условия лиц, имеющих общее среднее образование, в зависимости от вида учреждения образования, в котором оно получено.

В обосновании необходимости принятия закона выпускники профессионально-технических (средних специальных) учебных заведений отграничиваются по признаку наличия «первого образования, позволяющего получить профессию (специальность)». Вместе с тем, такое понятие отсутствует как в Кодексе, так и в самом Законе «О воинской обязанности». Кроме того, такой подход подвергает дискриминации тех граждан, которые поступают в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения после 9 класса не для того, чтобы получить профессию (специальность), а для углубленного изучения профильных предметов и облегчения последующего непрерывного поступления в соответствующий профильный вуз. Наиболее ярко это проявляется в образовательных программах среднего специального образования, интегрированных с высшим, по прохождении которых лица имеют право на получение высшего образования соответствующего профиля в сокращённой форме (пункт 6 статьи 206 Кодека об образовании, пункт 10 Правил приема лиц для получения высшего образования I ступени).

Более того, формулировки Закона допускают возможность получения одним лицом непрерывно и профессионально-технического (среднего специального), и высшего образования в зависимости от абсолютно случайных факторов, никак не зависящих от воли гражданина. Так, при условии поступления в 1 класс в возрасте 6 лет, лица, достигшие призывного возраста после окончания весеннего призыва (31 мая), вправе получить отсрочку на период получения высшего образования 1 ступени лица после получения следующих видов образования:

1) профессионально-технического на основе общего базового;

2) среднего специального на основе общего базового со сроком обучения 3 года;

3) профессионально-технического на основе общего среднего со сроком обучения 1 год.

Такая дифференциация не имеет объективного оправдания и носит произвольный характер, что противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом (статья 22 Конституции).

Таким образом, одновременное получение общего среднего и профессионально-технического (среднего специального) образования с намерением продолжить непрерывное обучение в профильном вузе составляет неразрывную часть права лица с общим средним образованием на непрерывное получение высшего образования, предоставленного абзацами вторым и третьим части третьей статьи 32 Закона «О воинской обязанности». Лишение их такого права, предусмотренное частью четвёртой статьи 32 Закона «О воинской обязанности», придаёт нормам Закона противоречивый и дискриминационный характер, что не соответствует принципам правовой определённости и равенства всех перед законом (статья 22 Конституции).

2. Согласно части шестой статьи 104 Конституции, закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

Пунктом 2 статьи 1 Закона «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства» введён ограничительный принцип однократности предоставления отсрочки от призыва на срочную военную службу, службу в резерве для продолжения образования. При этом часть вторая статьи 10 Закона распространяет данный ограничительный принцип на отсрочки, предоставленные до вступления Закона в силу. В результате ухудшено правовое положение граждан, принимавших решения о поступлении, повторном поступлении в учреждения образования до принятия Закона исходя из действовавшего на тот момент законодательства. Граждане, поступавшие в средние специальные и профессионально-технические учебные заведения с намерением продолжить обучение в вузах, теперь теряют эту возможность. Аналогичным образом пострадали граждане, которые отчислились из учебного заведения по собственному желанию с целью поступить в иное и получить новую отсрочку от призыва.

Таким образом, положениям Закона, которые ухудшают правовое положение граждан, придана обратная сила, что не соответствует части шестой статьи 104 Конституции.

3. Согласно статье 202 Кодекса об образовании, неотъемлемой частью высшего образования является его вторая ступень - магистратура. Лишая лиц, обучающихся на второй ступени высшего образования, отсрочки от призыва на военную службу, статья 32 Закона «О воинской обязанности» искусственно разрывает единый уровень основного образования, тем самым ограничивая право человека на непрерывное получение образования.

Согласно статье 23 Конституции, ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Из обоснования необходимости принятия Закона «Об изменении законов по вопросам эффективного функционирования военной организации государства», которым магистранты были лишены права на отсрочку от службы, следует, что эта мера вызвана сокращением призывных ресурсов, которое не позволит с 2019 года в полном объёме и с надлежащим качеством комплектовать Вооружённые Силы новым пополнением, вследствие чего они не смогут выполнять возложенные на них служебно-боевые задачи на должном уровне, обеспечивающем их высокую боевую и мобилизационную готовность, что создаст угрозу национальной безопасности.

Однако непонятно, почему призывные ресурсы нельзя пополнить, не ограничивая право на непрерывное получение высшего образования, например, за счёт:

категорий, не подлежащих призыву, указанных в статье 31 Закона «О воинской обязанности»;

выполнения иных мер, предусмотренных Законом для увеличения призывных ресурсов.

Кроме того, прямой связи между численностью призывных ресурсов и национальной безопасностью не прослеживается. В большинстве стран мира воинский призыв отсутствует, а в ряде стран (Казахстан, Молдавия, Тайвань, Украина) будет отменён в ближайшее время.

Таким образом, полагаем, лишение магистрантов отсрочки для продолжения высшего образования объективно не вызвано интересами национальной безопасности и не соответствует требованиям статьи 23 Конституции.

Читать далее: