PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №2688
08 июля 2019

Защитим экологию Могилёва!

Вредоносное производство возле Могилёва! Проведённая общественная экспертиза выявила ряд неточностей и недоработок, система анализа вредных выбрасываемых наночастиц углерода не налажена законодательно, не изучено совокупное воздействие.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

В Могилёве и Могилёвском районе в связи с активным развитием промзоны участка №4 СЭЗ «Могилёв» возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью жителей, что является нарушением права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.46 Конституции. Промзона с плотной застройкой опасных химических, деревообрабатывающих, энергетических предприятий с разветвлённой системой автомобильного и железнодорожного сообщения находится менее чем в 4 км от ближайшей городской застройки и менее 1 км от жилых застроек Могилёвского района.

Совместное функционирование вышеуказанных предприятий вызывает для жителей не только дискомфорт в плане запахов и шума, но и опасную для здоровья ситуацию. Об этом неоднократно поступали жалобы и иные обращения в соответствующие инстанции, ответы на которые не предполагают принятия серьёзных, конструктивных мер по снижению техногенной нагрузки на жителей.

Несмотря на негативную тенденцию развития промузла, предприятие по производству технического углерода ИООО «ОмскКарбонМогилев» после неудачного пуска с зафиксированным официально превышением в 40 раз в ноябре 2018 года, по нашим данным, планирует увеличивать мощность объекта до 200 тыс. тонн в год.

Производство является очень опасным в части воздействия на атмосферный воздух, жизнь и здоровье людей. Этому свидетельствует опыт эксплуатации аналогичного производства в Омске и официальные результаты научных исследований Омского государственного технического университета. Как следует из проектной документации ИООО "Омск Карбон Могилёв" в атмосферный воздух выбрасывается более 30 наименований загрязняющих веществ. В их составе – вещества чрезвычайно опасные первого класса опасности - полициклические ароматические углеводороды (бенз(а)пирен, фенантрен и др.), высокоопасные второго класса опасности (диоксид азота, сероводород, сероуглерод, формальдегид, углеводороды ароматические, фтористые соединения). В составе выбросов присутствуют и сильнейшие канцерогеноопасные вещества (бенз(а)прирен, формальдегид, бензол).

По текущим оценкам Международного агентства по исследованиям в области рака, технический углерод, возможно, является канцерогенным веществом для человека и по этой причине отнесён к группе 2B по классификации канцерогенных веществ.

Производство сопровождается выбросом большого количества сажи. Выбросы сажи являются опасными не только для дыхательной системы человека, но и для всего организма, ввиду содержания в своём составе мельчайших частиц (фуллеренов), неконтролируемое действие которых на организм приводит к внутриклеточным изменениям. Мельчайшие частицы сажи, ввиду высокой пористости имеют огромную поверхность, поэтому сорбируют и концентрируют токсичные вещества выбросов, самого предприятия, так и других предприятий, расположенных в промзоне, и становятся во много раз опаснее.

Механизм комплексного вредного воздействия на организм в настоящее время не изучен и не учтён в ОВОСе и в проектной документации ИООО "Омск Карбон Могилёв".

На законодательном уровне нормирование мелокдисперсных частиц в выбросах не предусмотрено, а контроль наноуглеродных частиц в атмосферном воздухе и в выбросах Республике Беларусь не налажен. В подтверждение сказанному – письмо Министерства здравоохранения (полная версия письма – в приложении) Как следует из письма, в настоящее время Могилевоблгидромет контролирует в атмосферном воздухе твердые частицы менее 10 мкм (нижний предел размера определяемых частиц не установлен). Белгидромет осваивает методику определения сажи в атмосферном воздухе РД 52.04.831-2015. По данным производителя, фильтры, применяемые для отбора проб в данной методике гарантированно улавливают частицы до 0,1 мкм. Вместе с тем, наименьшие размеры частиц технического углерода – 0,01 мкм, а размеры частиц наноулерода (фуллеренов) - на несколько порядков меньше. То есть, практикуемые и планируемые методы контроля не смогут дифференцированно контролировать содержание самых опасных наночастиц.

Предлагаемые для очистки рукавные фильтры не способны очищать выбрасываемый воздух от наночастиц. Нормативы выбросов сажи исходя их проектной документации ИООО "Омск Карбон Могилёв" необоснованно увеличены до 50 мг/м3, когда НДТМ (наилучшие доступные технические методы) предусматривает до 30 мг/м3. Эффективных мер очистки от самых опасных мелкодисперсных частиц сажи в этом производстве не предусмотрено.

Проведенная общественная экспертиза с привлечением специалистов выявила ряд нарушений и неточностей в проектной документации по увеличению мощности ИООО "Омск Карбон Могилёв". Проектная документация, полагаем, разработана с нарушением требований природоохранного законодательства. При проведении оценки воздействия планируемого производства на окружающую среду (ОВОС) не были учтены возможные последствия воздействия на здоровье людей, в частности детей. Совершенно не учтено близкое – 850 метров расстояние до ближайшей жилой застройки. Неверно произведены расчеты выбросов и это обосновано и доказано.

Расчёты приземных концентраций загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны и в жилых застройках существенно занижены. Не учтена роза ветров. Нормы выбросов для твердых частиц – сажи приняты больше, чем для других предприятий и не соответствуют нормам, принятым в развитых странах.

Проектом предлагается увеличение дымовой трубы до 140 метров. Это приведёт к рассеиванию особенно мелкодисперсных опасных частиц сажи (наноуглерода) на большие расстояния, то есть выбросы сажи накроют весь город и близлежащие села.

Для улавливания компонентов нефтяного сырья, разогретого до 90 градусов, предусмотрено использовать самые малоэффективные системы снижения потерь сырья, а очистка выбросов, содержащих в своем составе, в том числе, и канцерогенные вещества не предусмотрена проектом ИООО "Омск Карбон Могилёв".

В ходе общественных обсуждений по увеличению мощности ИООО "Омск Карбон Могилёв" подавляющее большинство присутствующих граждан выразило категорическое несогласие с увеличением мощности ИООО "Омск Карбон Могилёв", что юридически зафиксировано принятием соответствующей резолюции.

Ранее в государственные инстанции были направлены обращения:

- 28.12.18 в Администрацию Президента, главному санитарному врачу Могилёва, депутату Парламента Хищенко от жителей Вейно о нарушении санитарно-защитных норм, о требовании провести качественную экологическую экспертизу и дезоинформированности населения об экологической ситуации в регионе;

- 04.02.10 в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Совет Министров о недостоверности сведений предоставленных на общественных обсуждениях Администрацией "Омск Карбон", проектной организацией ГИАП а также должностными лицами, участвовавшими в общественных обсуждениях;

- 31.03.19 в Генеральную прокуратуру а также прокуратуру г.Могилёва об игнорировании жалоб и обращений граждан против вредных производств;

- 10.04.19 в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство здравоохранения о проверке на коррупционную составляющую между чиновниками и размещаемыми в СЭЗ Могилёва предприятиями;

- 11.06.19 в прокуратуру г. Могилёва жалоба от инициатора общественной экспертизы на заказчика ИООО "Омск Карбон Могилёв" по факту предоставления неполной информации для общественной экспертизы, в частности для полноценной оценки вредного воздействия предприятия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей. В том же неполном объёме проектная документация направлена на гос.экспертизу;

- письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.05.2019 №4-5-7/П4059 о разъяснении методик анализа твердых частиц, свидетельствующее о том, что методик определения частиц менее 2,5 мкн не предусмотрено;

Согласно статье 14 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" право на благоприятную окружающую среду принадлежит гражданину от рождения и подлежит защите как личное неимущественное право, не связанное с имущественным, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Во исполнение чего мы, нижеподписавшиеся:

1. Требуем запретить увеличение мощности производства технического углерода предприятия ИООО «Омск Карбон Могилёв» по следующим причинам:

- имеющему, по нашим данным, место многократному превышению допустимых норм выбросов при пробном пуске установки;

- необоснованно принятых проектных решений в части увеличения высоты дымовой трубы;

- отсутствие эффективных систем очистки отработанного воздуха от мелкодисперсных наночастиц сажи;

- отсутствие эффективных систем очистки от выбросов сырьевых смесей, разогретых до 90 градусов во время слива, содержащих в своем составе, в том числе, канцерогеноопасные вещества (ароматические углеводороды);

- отсутствие в Республике Беларусь методов контроля наночастиц в атмосферном воздухе и в выбросах;

- отсутствие исследований по комплексному воздействию на человека частиц углерода, насыщенных химическими веществами ввиду неконтролируемой сорбции загрязняющих веществ этот производства, других производств промузла и транспорта;

- необоснованно увеличенным показателям значений выбросов твердых частиц (сажи) до 50 мг/м3, несоответствие НДТМ, принятым в мире;

- наличию нарушений при проектировании.

2. Требуем запретить размещение и строительство любых новых предприятий, загрязняющих окружающую среду, на территории объединенной СЭЗ "Могилёв" Южного промышленного узла.

3. Требуем создания государственной лаборатории (по ежедневному контролю состояния воздуха, воды и почвы) и установки автоматической системы постоянного мониторинга окружающей среды непосредственно на территории участка №4 объединенной СЭЗ "Могилёв" Южного промышленного узла для мониторинга выброса загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятиями промзоны (опасные вещества (1и 2 класс опасности, канцерогеноопасные вещества, твердые частицы дифференцированно по размерам, вещества с наибольшим вкладом в общий валовый выброс). Результаты мониторинга должны быть легкодоступны общественности.

Читать далее: