PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №2951
25 сентября 2019

Обращение от семей, воспитывающих детей-инвалидов и иных неравнодушных граждан о необходимости введения дополнительных льгот

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, нуждаются в дополнительных льготах в сфере жилья и социальных гарантий.
ответ
получен

Адресаты:

Текущий статус обращения:

Объявив себя унитарным демократическим социальным правовым государством, Республика Беларусь в статье 21 Конституции Республики Беларусь (далее – Конституция) закрепила, что обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Социальным государством является то государство, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Не секрет, что в каждом обществе есть наиболее незащищенные слои населения, требующие особой заботы государства. Мы – родители детей-инвалидов относим себя именно к такой категории.

К большому сожалению, несмотря на рост уровня медицинского обеспечения, по нашим данным, семей, воспитывающих детей-инвалидов, с каждым годом становится все больше и больше. Так, согласно официальным статистическим данным на 1 августа 2009 года на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 24 678 детей-инвалидов, на 1 февраля 2017 года – 29 931, а на 1 августа 2019 года – 32 701 ребенок-инвалид.

Это означает, по нашему мнению, что на сегодняшний день более 32 тысяч семей нуждаются в особой поддержке государства. Однако в последние годы нами чётко прослеживается обратная тенденция: эти семьи исключают из нормативно-правовых актов, закрепляющих льготные категории; их «забывают» включить в нормативно-правовые акты; закрепленные законом нормы в отношении них игнорируются исполнительной властью и попросту не исполняются. Многие семьи, воспитывающие детей-инвалидов, по имеющимся у нас сведениям, фактически «поставлены на колени» и вынуждены выживать и ежедневно самостоятельно бороться за здоровье и качество жизни своих детей.

Прежде всего, хотим обратить внимание, что статьей 48 Конституции определено, что граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.

I. Основываясь на сложившуюся на сегодняшний день правоприменительную практику и руководствуясь статьей 48 Конституции, просим в пределах компетенции рассмотреть следующие вопросы и внести необходимые изменения в соответствующие акты законодательства.

1. Согласно статье 106 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее - ЖК) гражданам, страдающим заболеваниями, дающими право на дополнительную площадь сверх минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения государственного жилищного фонда, предоставляется дополнительная площадь жилого помещения государственного жилищного фонда в виде жилой комнаты или в размере пятнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения.

Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2012 г. № 202 (далее – постановление МЗ № 202).

Несмотря на кажущуюся дополнительную льготу, полагаем, в реальности воспользоваться ею могут далеко не все, поскольку согласно статье 35 ЖК определяющим фактором для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий является обеспеченность общей площадью жилого помещения менее пятнадцати квадратных метров (в городе Минске – менее десяти квадратных метров) на одного человека. На практике семьи, воспитывающие детей-инвалидов, имеющие право на дополнительные метры, но обеспеченные общей жилой площадью по нормам статьи 35 ЖК, не могут быть поставлены на учёт. Таким образом, нам видится противоречие между указанными статьями ЖК.

Исходя из изложенного, просим рассмотреть вопрос корректировки ЖК, предусматривающей возможность учитывать право на дополнительные метры при постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, а не только при строительстве жилья.

С учётом разнообразия жизненных ситуаций просим также пересмотреть постановление МЗ № 202. В частности:

- расширить Перечень заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на получение дополнительной площади жилого помещения государственного жилищного фонда (далее - Перечень).

К примеру: ребенок-инвалид с поражением центральной нервной системы, у которого в следствие порока ЦНС гиперактивный неадаптированный мочевой пузырь, недостаточность уретрального сфинктера. Такой ребенок находится на периодической катетеризации мочевого пузыря (2-3 часа в положении лежа на спине). В следствие недостаточности анальных сфинктеров ребенок нуждается также в ежедневных клизмах. В силу особенностей работы сфинктера процедура занимает 1-2 часа, выполняется в положении лежа и провести ее ни в ванной, ни в туалете невозможно.

Либо ребенок, имеющий диагноз хронический пиелонефрит, нейрогенный мочевой пузырь, мочекаменная болезнь, хронический цистит, у которого фактически отсутствует мочевой пузырь, а мочеточники вшиты в кишечник. Такому ребенку требуется катетеризация 6-8 раз в день в положении лежа, иначе такую процедуру не произвести, поскольку в результате хирургического вмешательства уретра находится ниже, чем она должна располагаться. Кроме того, в силу указанных диагнозов у ребенка случаются кетоновые кризы, сопровождающиеся резким неприятным запахом.

Несмотря на то, что такие манипуляции интимные, требуют соблюдения определенной гигиены, в отдельных случаях родителям приходится их производить при других членах семьи. Потому как такие дети не имеют права на дополнительные метры согласно Перечню.

- название, подпункт 1.1 пункта 1 постановления МЗ № 202, название приложения 2 к данному постановлению после слов «однокомнатной квартире» дополнить словами «либо двухкомнатной квартире при наличии других разнополых детей».

Такое дополнение позволит создать нормальные условия проживания инвалида (ребенка-инвалида), когда в семье воспитываются также другие дети.

2. Ни для кого не секрет, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, в большинстве своем, имеют невысокий уровень доходов. В основном матери после установления ребенку инвалидности не работают, так как зачастую физическое и (или) психическое состояние ребенка этого не позволяют, а все финансовое бремя берет на себя отец (в случаях, когда он есть).

К примеру: по состоянию на 1 августа текущего года размер пенсии по инвалидности детям-инвалидам в зависимости от степени утраты здоровья варьируется от 184,73 руб. до 254 руб.

Поэтому для таких семей особо остро стоит вопрос кредитования строительства жилья и его государственное субсидирование.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 987 определены нормативы стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения для выдачи льготного кредита в размере:

- 718 руб.;

- 940 руб. – для многодетных семей, постоянно проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и осуществляющих там строительство (реконструкцию) одноквартирных или блокированных жилых домов.

Однако, реальная стоимость 1 квадратного метра значительно выше нормативной.

К примеру, по нашим данным, реальная стоимость 1 квадратного метра в:

г. Поставы – 1160 руб. и выше;

г. Пинск – 900 руб. и выше;

г. Брест – 1100 руб. и выше;

г. Могилев – 1020–1335 руб.;

г. Минск – 1300 руб. и выше.

В связи с этим, просим пересмотреть нормативы стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения для выдачи льготного кредита в сторону их увеличения.

Кроме того, просим в отдельных жилищных вопросах приравнять семьи, воспитывающие детей-инвалидов, к многодетным семьям, установив аналогичные льготы.

В частности:

- в части второй подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» закрепить, что максимальный размер льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения не должен превышать 100 процентов стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения, принимаемого в расчет для определения размера льготного кредита (по аналогии с многодетными семьями);

- в подпункте 1.8 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений»:

абзац второй дополнить категорией «семьи, воспитывающие ребенка-инвалида», установив таким образом, что субсидия на оплату части процентов предоставляется в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, увеличенной на 2 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором (по аналогии с многодетными семьями, имеющими троих детей);

абзац третий дополнить категорией «семьи, воспитывающие двух и более детей-инвалидов», установив таким образом, что субсидия на оплату части процентов предоставляется в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, увеличенной на 3 процентных пункта, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором (по аналогии с многодетными семьями, имеющими четверых и более детей).

Помимо этого просим рассмотреть возможность предоставления безвозмездных жилищных субсидий семьям, воспитывающим детей-инвалидов, для покупки жилья на вторичном рынке за счет кредитных средств.

Вторичное жилье стоит гораздо дешевле и в случае предоставления возможности использования субсидии для покупки жилья на вторичном рынке, по нашему мнению, значительно уменьшится количество нуждающихся из этой категории.

3. Множество сложностей у такой категории граждан возникает с получением жилых помещений коммерческого использования (далее - арендное жилье) и жилых помещений социального пользования. Проанализировав сложную жилищную ситуацию на местах, мы просим рассмотреть и на законодательном уровне закрепить следующее:

- установить четкие, обязательные к исполнению, сроки реализации права семей, воспитывающих детей-инвалидов, на получение жилых помещений социального пользования;

Особенно остро данный вопрос стоит в небольших городах, где такая очередь не движется годами либо отсутствует вовсе, поскольку такое строительство просто не ведется;

- определить точный процент предоставляемого арендного жилья и жилых помещений социального пользования от общего массива строительства в год в отдельно взятом населенном пункте. А также предусмотреть последующий порядок приватизации такого жилья, в том числе по субсидируемым тарифам.

Хотим обратить внимание, что получение жилых помещений социального пользования, в частности, лишает эти семьи права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а невысокий уровень доходов не позволяет приобретать жилье по его рыночной стоимости. Поэтому приватизация остается единственным способом приобретения жилья в собственность.

4. Необходимость обеспечить огромное количество граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым в первоочередном порядке предоставляются жилые помещения, строящиеся с государственной поддержкой (многодетные семьи, воспитывающие четырех и более детей, многодетные семьи, воспитывающие троих детей, судьи, прокурорские работники и прочее), к сожалению, постоянно отодвигает данные семьи от возможности построить собственное жилье.

Поэтому просим рассмотреть также возможность законодательного закрепления определенного процента (не менее 10 %) квадратных метров в каждом многоэтажном доме, строящимся с государственной поддержкой, которые в обязательном первоочередном порядке будут предложены семьям, воспитывающим детей-инвалидов.

Кроме того, просим рассмотреть вопрос о закреплении в соответствующих нормативно-правовых и технических нормативных правовых актах нормы о том, что при проектировании всех многоэтажных домов, строящихся с государственной поддержкой, квартиры на первых этажах необходимо проектировать, как специализированные для инвалидов-колясочников, то есть орудованы пандусами. И при распределении таких квартир в первоочередном порядке предлагать их семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Следует отметить, что на сегодняшний день проектировка многоквартирных жилых домов, строящихся с государственной поддержкой, не всегда отвечает таким требованиям. К примеру, относительно новые дома в районе Каменой горки г. Минска, квартиры в которых выделялись, в том числе, инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, имеют высокий первый этаж, в котором чтобы добраться до лифта следует преодолеть десять ступеней, не оборудованных пандусом. Также на практике довольно часто встречаются случаи, когда названным категориям граждан выделяют квартиры на верхних этажах многоквартирных жилых домов (к примеру, на шестнадцатом), что в случае поломки лифтов фактически лишает возможности инвалида (ребенка-инвалида) выйти на улицу, к месту медицинского обслуживания, реабилитации и иным необходимым местам.

II. Помимо сложностей, связанных с обеспечением указанных семей жильем, они ежедневно сталкиваются с другими трудностями, разрешение которых нам видится в корректировке законодательства. Вот некоторые из них.

Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) определены порядок и условия государственного пенсионного обеспечения в стране. Статьей 6 Закона установлено, что лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается по их выбору одна пенсия. Безусловно, такая мера обоснована с точки зрения экономии государственных средств. Однако, считаем, что такой подход в отдельно взятых случаях ущемляет интересы детей-инвалидов.

В частности, неверной нам видится ситуация, когда после смерти одного из родителей ребенок-инвалид не вправе получать одновременно и пенсию по инвалидности, и пенсию по потере кормильца. Если рассматривать частную ситуацию, когда в семье воспитываются двое детей, один из которых инвалид, то в случае смерти одного из родителей (к примеру, отца) один ребенок будет получать пенсию по потере кормильца, а второму (инвалиду) надо выбирать какую пенсию ему получать. Полагаем, что здесь можно провести определенную параллель с алиментными обязательствами. Так, при расторжении брака (ухода из семьи) отец будет уплачивать алименты на обоих детей, независимо от наличия у одного из них инвалидности. Но ведь пенсия по инвалидности назначается лишь в случаях существенной утраты здоровья и неразрывно связана с личностью инвалида. А суть выплаты пенсии по потере кормильца в том, что государство вместо умершего родителя берет на себя заботу о членах его семьи, которые были у него на иждивении. Как правило, дети, которым установлена 3 и 4 степени утраты здоровья, - это дети которые нуждаются в постоянной посторонней помощи, у них отсутствуют навыки самообслуживания, им жизненно необходимо медикаментозное и (или) физиотерапевтическое лечение, а соответственно дополнительные финансовые затраты.

Учитывая изложенное, просим рассмотреть возможность корректировки Закона на предмет установления возможности получения детьми-инвалидами одновременно пенсии по потере кормильца и пенсии по инвалидности, а также выплаты названных обеих пенсий и после достижения ребенком-инвалидом совершеннолетия, в случае признания его недееспособным.

2. В соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З) матери (мачехе) или отцу (отчиму) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) ребенка-инвалида, фактически осуществляющим уход за ним, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается и выплачивается при условии, если они не являются занятыми.

Большинство родителей детей-инвалидов не хотят зависеть только от государственных выплат, хотят работать, приносить пользу и налоги государству, за счет собственного труда вносить взносы в ФСЗН, зарабатывая в будущем на пенсию по возрасту. Однако, во многих случаях физическое состояние детей, требует постоянного ухода за ними. Кроме того, в Республике Беларусь действует катастрофически малое количество специальных детских дошкольных учреждений и (или) интегрированных групп в ДДУ или классов в школах. Большая часть детей-инвалидов обучаются на дому.

Закон № 7-З допускает возможность получения пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случаях, когда родитель работает на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу на дому у одного нанимателя. Но давайте посмотрим правде в глаза! Абсолютное большинство нанимателей по нашим данным, не заинтересовано в таких работниках, им неинтересно связывать себя с работником, который может находиться на рабочем месте только половину нормы рабочего времени, договорными обязательствами, обремененными дополнительными государственными гарантиями (выплата пособий, отпуск в связи с реабилитацией и (или) оздоровлением ребенка, оплата листков нетрудоспособности и прочее). Скорее такие наниматели – это исключение из правил.

При этом Закон № 7-З закрепляет невозможность получения пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае, когда родитель выполняет работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности. Полагаем, что в случае с родителями детей-инвалидов выполнение работы по гражданско-правовым договорам является наиболее реальной, поскольку в большинстве своем носит разовый, кратковременный, часто удаленный, возможно сезонный характер и зачастую может выполняться на дому, не отстраняясь от ухода за ребенком-инвалидом. Кроме того, оплата по таким договорам, как правило, ниже установленного размера пособия по уходу за ребенком-инвалидом.

Помимо этого, Законом № 7-З предусмотрено, что пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет не назначается, если родитель является индивидуальным предпринимателем либо осуществляет ремесленную деятельность. Справедливости ради следует отметить, что многие индивидуальные предприниматели и ремесленники осуществляют свою деятельность ненормированно и в частых случаях на дому либо дистанционно (к примеру, ведение бухгалтерского учета в организации, ведение юридической документации организации, вязание спицами предметов одежды, создание предметов интерьера и иные занятия). При этом такие родители не отрываются от ухода за ребенком-инвалидом, то есть по сути выполняют именно ту функцию, за которую им государством выплачивается названное выше пособие.

Учитывая изложенное, просим рассмотреть возможность изменения статьи 18 Закона № 7-З, предусмотрев возможность нам (родителям детей-инвалидов) быть полезными обществу и государству и разрешить нам получать пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае, когда родитель выполняет работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, осуществляет ремесленную деятельность на дому или является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим свою деятельность на дому.

Затронутые в нашем обращении вопросы многократно обсуждались в многочисленных Интернет-сообществах родителей детей-инвалидов, в том числе достигших совершеннолетия, и являются лишь «вершиной айсберга» трудностей, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Их разрешение могло бы значительно улучшить нашу жизнь и качество жизни наших детей. Очень надеемся быть услышанными и верим, что государство не оставит их наедине с их проблемами.

Читать далее: