PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №3118
09 ноября 2019

Активное участие пациентов, их родителей в заботе о здоровье!

В условиях широкой доступности бесплатной медицинской помощи создались условия для снижения заинтересованности граждан в своём здоровье.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

В белорусском обществе в условиях широкой доступности бесплатной медицинской помощи, по нашему мнению, создались условия для снижения заинтересованности граждан в своем здоровье.

В любой момент можно позвонить «103» и получить быструю и бесплатную помощь. Шесть дней в неделю можно обратиться за консультацией в поликлинику и даже потребовать визита участкового доктора на дом, тоже бесплатно. Анализы, обследования – они в абсолютном большинстве случаев оплачиваются из бюджета.

В условиях такой обеспеченности «24/7» медицинским вниманием белорусы, на наш взгляд, перестали ценить здоровье. Отсутствует финансовый стимул следить за организмом, кровяным давлением, питанием, образом жизни. Следствием стали низкая осведомленность населения в простейших медицинских вопросах, не требующих специального образования.

Так, родители оказываются беспомощны во многих ситуациях: от обработки ушей, носа, глаз новорождённому до снижения температуры тела (и в настоящее время встречаются случаи обтирания спиртом, уксусом). Это приводит к многочисленным обращениям за медицинской помощью даже при незначительных жалобах, что существенно повышает нагрузку на персонал поликлиник, бригад СМП, приемных отделений стационаров. Что, в свою очередь, оборачивается длительными ожиданиями, очередями, ухудшением состояния пациентов.

На основании вышеизложенного предлагаем:

1) Повысить ответственность пациентов, родителей несовершеннолетних пациентов за состояние здоровья собственное, своих детей. Очень многие, по имеющимся у нас данным, переваливают её на бесплатную медицину, возможности которой существенно ограничены.

Поднять степень участия пациентов, родителей в формировании здорового образа жизни на новый уровень

Для решения этих задач предлагаем разработать "Инструкцию для родителей по уходу за здоровым и больным ребенком". Она должна быть изложена на достаточно понятном языке, содержать наглядные материалы (фото, видео), объяснять родителю пациента, либо взрослому пациенту, как действовать в простейших жизненных ситуациях, вместо того чтобы бежать к врачу. Например, простейший алгоритм снижения температуры тела. Алгоритм помощи при кишечной инфекции (понос, рвота). Как правильно делать ингаляцию. Как правильно промывать и закапывать нос. Как правильно обрабатывать пупочную ранку. И прочее, и прочее. Начиная самыми элементарными навыками и заканчивая тем уровнем, когда необходимо вмешательство медработника.

Эти рекомендации могут быть представлены на сайте с мобильной версией, приложением или программой, работающими оффлайн. Они должны периодически (раз в год, в полгода) обновляться с учётом развития медицинских знаний, выявления ошибок.

В такие инструкции придётся заложить огромный багаж знаний, в их составлении должны учитываться авторитетные мнения, современные данные, опыт непосредственного общения с больным, его родителями. Они должны быть проверены-перепроверены вдоль и поперёк на 100 и даже больше процентов. Необходимо предвидеть ошибки восприятия, учесть возможные осложнения, последствия.

Такая инструкция носила бы просветительский, рекомендательный характер и повысила бы медицинскую грамотность населения.

Для покрытия расходов на разработку, обновление, обеспечение бесперебойной работы сайта/приложения, где будет размещена инструкция, доступ к ним возможно сделать платным (например, подписка на календарный год), но доступным для всех слоев населения.

Считаем целесообразным определенным образом контролировать родителей на владение навыками, описанными в инструкции. То, насколько хорошо родители (и отец, и мать) усвоили элементарные навыки ухода за ребенком может свидетельствовать об их практической вовлечённости, заинтересованности в сохранении здоровья собственного ребенка. Формами контроля теоретических знаний могли бы быть тесты, размещенные на самом сайте либо в приложении, навыки, манипуляции могли бы проверяться педиатром в специально оборудованном кабинете в поликлинике.

Нам очевиден положительный экономический эффект. Результатом внедрения такой инструкции, стало бы, на наш взгляд, многократное уменьшение обращений за первичной медицинской помощью, уменьшению нагрузки на первичное звено (СМП, участковые врачи и медсестры, приемные отделения стационаров), в дальнейшей перспективе – к сокращению потребности в специалистах первичного звена.

Мы понимаем, ощутимый результат от внедрения «родительской» инструкции наступит не скоро. Возможно, через 5-7-10 лет такая инструкция будет реально помогать уже следующему поколению родителей. Тем не менее, считаем разработку такой инструкции не только желательной, но необходимой уже сейчас.

2) Пока не появилась инструкция для родителей, организовать телефонную линию для консультаций.

Она помогла бы в решении следующих вопросов: в какую больницу обратиться с моей проблемой? Как удалить клеща и что делать с ним дальше (для этого вообще не нужно обращаться за медпомощью в абсолютном большинстве случаев)? В какой дозировке принимать жаропонижающее? Такая телефонная линия сократила бы число необоснованных обращений (особенно в ночное время) и обращений по незначительным поводам; снизила бы нагрузку на первичное звено медицинской помощи.

Услуга консультации могла бы быть платной с фиксированной стоимостью, то есть плата бы взималась не за время звонка и ожидания ответа специалиста, а за сам звонок.

Нам известны случаи, когда пациенты звонили 103 с простым вопросом (чаще – в ночное время, когда поликлинике не работают), а специалист по приему вызовов направлял бригаду на визит, хотя пациенты этого вовсе не требовали. Они нуждались в простом ответе на простой вопрос.

3) Определить и указать сроки выполнения наших предложений.

Считаем, что белорусскую медицину можно и нужно совершенствовать. А выполнение предложений, перечисленных в данном обращении, не представляется нам затратным. Инструкцию нужно разработать, а потом поддерживать её в рабочем состоянии, телефонную линию нужно организовать, а потом поддерживать её в рабочем состоянии. Даже при невысокой плате за пользование инструкцией и невысокой стоимости звонка на телефонную линию для консультаций можно выйти на прибыль через определенный срок.

Читать далее: