PETITION.BY - Удобный Город
Петиция №3164
21 ноября 2019

Против диссонансных многоэтажек на территории исторического центра Могилёва

Процедура возведения дома на ул.Лазаренко, вблизи исторического центра Могилёва требует проверки.
ответ
получен

Адресат:

Текущий статус обращения:

Просим провести проверку по наличию признаков нарушения законодательства в сфере охраны историко-культурных ценностей в Могилёве.

В период между 2008 и 2015 года в городе был возведен многоэтажный жилой дом по ул. Лазаренко, 4, представляющий собой трехсекционное здание высотой от 8 до 10 этажей, находящееся непосредственно на территории охранной зоны исторического центра Могилёва (шифр 513Е000001), согласно проекту зон охраны историко-культурной ценности "Здания и сооружения, планировочная структура, ландшафт и культурный слой ядра исторического центра" г. Могилева", утверждённого постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 19 октября 2005 г. №25.

Согласно п. 2.1 ПЗО и схеме зон охраны исторического центра г. Могилёва реконструкции с реставрацией фасадов подлежат здания, состоящие на госучёте III категории ценности. В п. 2.1 также отмечается, что для восполнения утрат в периметральной квартальной застройке в границах зон охраны разрешается новое строительство, сохраняющее масштаб, характер деталировки, ритмический строй фасадов, характерные для исторической среды. Разрешается новое строительство внутри кварталов с переменной этажностью, повышенной к середине квартала и пониженной до высоты существующих исторических зданий.

При возведении дома по ул. Лазаренко, 4, полагаем, нарушены оба подпункта: здание несомасштабно 2-5 этажной исторической застройке, при этом находится в периметральной застройке, повышенной по этажности не в глубину квартала, а в сторону существующей 2-этажной историко-культурной ценности. Также, имеются достаточные основания полагать, что не выдерживается подпункт, в котором говорится, что в замкнутых дворах расстояние между домами должно составлять не менее их двойной высоты, чтобы позволить видеть достаточно большой участок открытого неба и не вызывать ощущения подавленности и изоляции. В данном случае здание, высота которого составляет не менее 25-30 м, отстоит всего на 30 м от здания по Первомайской, 6, также являющегося историко-культурной ценностью.

Ранее в Министерство культуры было направлено электронное обращение о недопустимости завершения существующей стенки по ул. Лазаренко, 4 новой секцией, превосходящей старые по высоте, и включении в объём дома историко-культурной ценности по Коммунистическому переулку, 10. Обращение не было рассмотрено непосредственно в Министерстве, а перенаправлено в Могилёвский горисполком. В ответе Могилёвского горисполкома, подписанном первым заместителем председателя горисполкома А. Потёмкиным, указывалось, что строительство многоэтажного дома по ул.Лазоренко соответствует разработанному и утвержденному градостроительному проекту “Детальный план центральной части г. Могилёва с проектом регенерации исторической зоны. Корректировка. Этап 2. Западная часть проектируемого района” (далее ПДП). Однако, данный проект только в 2016 году проходил общественное обсуждение, когда все 3 существующие секции уже были возведены. Кроме того в самом ПДП “смычка” между многоэтажным жилым домом и существующей историко-культурной ценностью по Коммунистическому переулку, 10 выполняет общественную функцию (обозначена красным цветом), а не жилую (оранжевый), а по параметрам в плана - узкое, по сравнению со зданиями, к которым она примыкает, и криволинейное здание - можно утверждать, что оно малоэтажное.

Между тем, согласно п. 3-4 “Інструкцыі аб складзе, парадку распрацоўкі і зацвярджэння праектаў зон аховы нерухомых матэрыяльных гісторыка-культурных каштоўнасцей”, утвержденной Постановлением Минкультуры Республики Беларусь № 21 от 21 мая 2007 г.:

п 3. Устаноўленыя граніцы зон аховы гісторыка-культурных каштоўнасцей і рэжымы іх выкарыстання павінны быць адлюстраваны ў адпаведным горадабудаўнічым кадастры.

Граніцы зон аховы наносяцца на асноўны чарцёж генеральнага плана населенага пункта або тэрытарыяльнай арганізацыі пэўнай мясцовасці, пазначаюцца на чарцяжах праектаў дэтальнай планіроўкі.

п 4. Адступленні ад устаноўленных праектам зон аховы рэжымаў утрымання і выкарыстання зон аховы гісторыка-культурных каштоўнасцей забаронены.

ПДП центральной части Могилёва обязан был быть разработан с учетом положений проекта зон охраны исторического центра Могилёва, а проектируемые здания должны были подчиняться его регламентам, что, полагаем, не было выполнено.

Согласно Кодэксу Рэспублікі Беларусь аб культуры (далее - Кодекс) арт. 105 п. 6:

Распрацоўка горадабудаўнiчай i землеўпарадкавальнай дакументацыi, а таксама iншай праектнай дакументацыi, рэалiзацыя якiх можа аказаць уздзеянне на нерухомыя матэрыяльныя гiсторыка-культурныя каштоўнасцi, без нанясення ўстаноўленых зон аховы нерухомых матэрыяльных гiсторыка-культурных каштоўнасцей або без iх устанаўлення забараняецца.

Поскольку Кодекс о культуре и утвержденные Министерством культуры проекты зон охраны, считаем, стоят выше любого проекта детальной планировки (который обязан разрабатываться с их учетом), при возведении угловой “смычки” между существующим жилым домом и историко-культурной ценностью необходимо соблюдать именно их положения и регламенты, а не искать оправдания в ПДП.

Что касается уже возведенных секций жилого дома, то они, на наш взгляд, являются дисгармоничными по отношению к исторической среде, поскольку, полагаем, возведены без учёта перепада рельефа и расположения в непосредственной близости от архитектурно ценной застройки, довлеют своим объемом над окружающей исторической средой, в том числе над соседним двухэтажным домом по Коммунистическому переулку, 10 (ИККЦ без категории в составе исторического центра), а также застройкой по нечётной стороне Лазаренко (ИККЦ в составе исторического центра), восприятие которых и без того искажено возведением чрезвычайно высоких откосов моста через Дубровенку. Кроме того, считаем, что здание ухудшает восприятие исторического центра с традиционной точки восприятия (улица Лазаренко, бывшая Виленская, когда-то служила основным въездом со стороны столицы ВКЛ города Вильно и Минска), важность сохранения этих точек восприятия и необходимости создания террасной застройки на склонах также отражены в ПЗО исторического центра, который был проигнорирован застройщиком и согласующими органами; а также фактически закрывает вид на здание городского театра 1886–1888 годов (шифр 513Г000586) с правого берега Дубровенки.

Согласно Кодексу арт. 110 недопустимо ухудшение условий восприятия ИККЦ, создание застройки населенного пункта, которая не характерна историческому характеру, а также необходимо учитывать традиционный силуэт:

Артыкул 110. Недапушчэнне пагаршэння ўмоў успрымання нерухомых матэрыяльных гісторыка-культурных каштоўнасцей

1. Пры ажыццяўленні дзейнасці на тэрыторыі нерухомых матэрыяльных гісторыкакультурных каштоўнасцей і ў зонах іх аховы не павінна дапускацца пагаршэнне ўмоў успрымання гэтых гісторыка-культурных каштоўнасцей, у тым ліку стварэнне перашкод для візуальнага ўспрымання іх аб’ёмна-прасторавых асаблівасцей, элементаў і дэталей архітэктурнага дэкору.

2. Пры будаўніцтве капітальных пабудоў (будынкаў, збудаванняў) на тэрыторыі нерухомых матэрыяльных гісторыка-культурных каштоўнасцей і ў зонах іх аховы, а таксама пры размяшчэнні на гэтай тэрыторыі і ў гэтых зонах аховы нестацыянарных аб’ектаў гандлю і нестацыянарных аб’ектаў грамадскага харчавання павінны ўлічвацца традыцыйны сілуэт і планіровачная структура населенага пункта.

Капітальныя пабудовы (будынкі, збудаванні), якія будуюцца на тэрыторыі нерухомых матэрыяльных гісторыка-культурных каштоўнасцей і ў зонах іх аховы, а таксама нестацыянарныя аб’екты гандлю і нестацыянарныя аб’екты грамадскага харчавання, якія размяшчаюцца на гэтай тэрыторыі і ў гэтых зонах аховы, не павінны прывесці да стварэння забудовы населенага пункта, неўласцівай яе гістарычнаму характару, і ствараць перашкоды для візуальнага ўспрымання гэтых нерухомых матэрыяльных гісторыка-культурных каштоўнасцей.

Кроме того просим обратить внимание на то, что в третьей секции дома технический этаж имеет высоту полноценного этажа. Таким образом может реализовываться схема махинаций с недвижимостью “для своих”, следующим образом: “нужные люди” приобретают квартиры на верхнем этаже, а после технический этаж переводится в жилой фонд и за бесценок продается жильцам верхнего этажа. Аналогичным образом “разжились” дополнительной жилплощадью в самом центре города, в доме по Лепешинского, 12а, местные чиновники и их родственники, на что в своё время уже обращала внимание прокуратура.

Просим выяснить, каким образом было согласовано возведение дома по Лазоренко, 4, если его возведение противоречит всем нормативным документам в сфере охраны историко-культурного наследия, на каком основании планируется возведение еще одной высотной секции с включением в объем (что равносильно уничтожению) историко-культурной ценности, кому выгодно лоббировать такие решения.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 510, подписывая настоящее обращение, заявители дают согласие на дачу свидетельских показаний в отношении указанных в настоящем обращении нарушений или фактов. Уведомлены о том, что в случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию.

---- Фрагмент схема с проекта зон охраны исторического центра Могилёва ----

https://telegra.ph/file/6793c11c342d09f82304e.png

---- Фрагмент детального плана центральной части г. Могилёва с проектом регенерации исторической зоны. Корректировка. Этап 2. Западная часть проектируемого района ----

https://telegra.ph/file/10f74b5b74af6385188b3.png

Читать далее: